Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Актуальные проблемы правового регулирования рекламы в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специальные правила телерекламы в детских и образовательных передачах сводятся к установлению объема рекламы в зависимости от продолжительности телепередачи. Распространение рекламы допускается только непосредственно в начале передачи и перед ее окончанием в определенном объеме.

Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования может прерываться рекламой, в том числе спонсорской, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок; трансляция спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки. Может прерываться рекламой так, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о соревновании. Общая продолжительность такой рекламы не может превышать 20% фактического времени трансляции.

Продолжительность каждого прерывания иных телепередач, в том числе художественных фильмов, рекламой не должна превышать четыре минуты.

Все перечисленные правила не распространяются на размещаемую в кадре информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу, логотип телепрограммы и информацию о телепрограмме.

Правовое регулирование радиорекламы во многом совпадает с правовым регулированием рекламы на телевидении. На радио возможно распространение рекламы одним способом - это прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой.

Прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания передачи спонсорской рекламой.

В радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать 20% времени вещания в течение суток.

Не допускается прерывать рекламой религиозные радиопередачи и радиопередачи продолжительностью менее 15 минут. Исключение сделано для спонсорской рекламы, которая может распространяться в начале и/или в конце радиопередачи общей продолжительностью не более 30 секунд.

Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской, трансляцию агитационных материалов.

Не допускается распространять рекламу в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

Реклама в детских и образовательных радиопередачах может распространяться непосредственно в начале и перед окончанием радиопередачи, а ее разрешенная продолжительность зависит от продолжительности радиопередачи и совпадает с продолжительностью, установленной для телерекламы в аналогичных передачах.


Периодическим печатным изданием в соответствии с законодательством является газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Иные печатные издания не являются периодическими, и специальные требования к рекламе в них законом не установлены.

К рекламе в периодических печатных изданиях установлены два общих требования:

1) размещение рекламы должно сопровождаться пометками «реклама» или «на правах рекламы» (до вступления в силу нового закона рекламные материалы могли обозначаться различно: «бизнес-пресс», «это интересно», «советы доктора» и другими вводящими потребителя в заблуждение и заголовками, а на последней странице газеты мелким шрифтом указывалось, что такие сообщения являются рекламой);

2) объем рекламы в неспециализированных изданиях должен составлять не более 40 % объема одного номера периодических печатных изданий.

Развитие современных информационных и цифровых технологий предоставило рекламодателям и реклам распространителям новые средства для доведения своей рекламы до потребителей: телефонную (мобильную), электронную почту, Интернет. Однако законодательство долгое время отставало от развития технологий, и до принятия закона 2006 года такая реклама практически не ограничивалась. В Законе о рекламе (журналов. На всех видах транспортных средств общего пользования; в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, планетариях и на расстоянии ближе 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе 100 м от таких сооружений.

Закон о рекламе 2006 года существенно дополнил и детализировал требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг (статья 24).

Реклама лекарственных средств не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;


5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения лекарственного средства;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и эффективность средства гарантированы его естественным происхождением.

Реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецепту, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских. Или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.

Лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинской техники подлежат обязательной государственной регистрации на территории Российской Федерации, следовательно, без регистрации реклама таких объектов не допускается.

Таким образом, нерешенным остается множество вопросов. Необходимость издания федерального документа, регламентирующего требования к отдельным видам рекламы, не вызывает сомнений.

3. Актуальные проблемы правового регулирования рекламы в России.

Реклама — это не только информация о товарах, работах, услугах, но и маркетинговая коммуникация, а это предопределяет значимость рекламы для

развития деловых связей в обществе, интенсификации коммерческого оборота, для создания благоприятного инвестиционного климата в стране. Развитие рекламы невозможно без качественного развития правового обеспечения этой деятельности, в том числе: без наличия в действующем российском законодательстве, посвященном рекламе, четких и однозначных правовых норм, определяющих правовой режим рекламной информации, рекламной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы выработки подходов к определению содержания понятий «реклама» и «ненадлежащая реклама». От четкости в квалификации этих понятий зависит эффективность правового регулирования отношений в сфере рекламы в целом. К сожалению, в действующем российском законодательстве нормы, затрагивающие эти вопросы, нуждаются в совершенствовании.


В России нормы, регулирующие рекламу и различные аспекты рекламной деятельности, содержатся более, чем в тридцати законодательных актах. Основным же нормативным актом в этой области, содержащим определение понятий «реклама» и «ненадлежащая реклама», является Федеральный закон «О рекламе». При анализе содержания данного закона можно выявить следующие недостатки актуальные проблемы.

Во-первых, это отсутствие определенности и однозначности в содержании статей закона, посвященных определению его базовых понятий, таких как: «реклама» и т.д, что влечет в свою очередь неоднозначность в толковании содержания правовых норм, регулирующих отношения в сфере ответственности за ненадлежащую рекламу.

Так, например, согласно с нормами статьи 2 Федерального закона «О рекламе» — рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Исходя из содержания данной статьи, рекламой (рекламной информацией) можно признать фактически любую информацию, которая предназначена для неопределенного круга лиц: а такая информация может быть как рекламного, так и нерекламного характера. Ясных критериев для отграничений рекламы от нерекламной информации данное определение понятия рекламы не содержит.

Такое положение дел не способствует определенности правового режима рекламы, как таковой, и, во многом, мешает развитию торгового оборота в этой сфере.

Во-вторых, это противоречие одних правовых норм Закона «О рекламе» другим. Так, например, норма, содержащаяся в последнем предложении пункта 1 статьи 5 и предполагающая возможность размещения рекламы под видом «информационного, редакционного или авторского материала», противоречит норме, изложенной в первом предложении этого же пункта, где говорится, что реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама, а не как «информационный, редакционный или авторский материал».

Другой пример: противоречие между нормами статьи 1 и нормами статей 6-8 действующего Закона РФ «О рекламе». Так, если из смысла статьи 1 следует, что ненадлежащая реклама - это реклама, которая только «способна» вести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде, либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, то при анализе норм статей 6-8 главы 2 Закона «О рекламе» можно сделать вывод, что для квалификации рекламы в качестве ненадлежащей недостаточно, например, только «способности» рекламной информации ввести кого-либо в заблуждение — необходим уже факт наличия «введения в заблуждение» потребителей рекламы, а не только «вероятность» его появления.


Также можно отметить и противоречие между нормами статей 1 и 8 Закона РФ «О рекламе». Так, если в статье 1 говорится, что к ненадлежащей относится реклама, посягающая на общественные интересы, принципы гуманности и морали, то в статье 8 все многообразие возможных нарушений этих «принципов» сводится либо к оскорбляющей, либо к порочащей рекламной информации.

В-третьих, это «смешение» в правовых нормах, содержащихся в законе «О рекламе» требований, предъявляемых к коммерческой рекламе, с требованиями, предъявляемыми к другим маркетинговым коммуникациям. Примером такого «смешения» может служить норма статьи 19 Закона «О рекламе», в которой, фактически, правовой режим спонсорства «смешан» с правовым режимом рекламы.

Приведенная выше ситуация порождает проблемы в правовом регулировании отношений в сфере рекламы, снижает эффективность действия закона и требует своего разрешения. Помощь в этом может оказать изучение и анализ опыта Соединенных Штатов Америки регулировании рекламных отношений.

В США к таким проблемам можно отнести вопросы, связанные с определением содержания, квалификацией «недобросовестных или вводящих в заблуждение действий или (деловых) практик» («unfair or deceptive acts or practices»); проблему соблюдения требований добросовестности при сравнительной рекламе, проблему достоверности рекламных преувеличений субъективного характера («puffery») и рекламных свидетельств «третьих» лиц («testimonials & endorsements»), проблему правовых аспектов формирования общественных стереотипов в рекламе.

В России — это аналогичные проблемы, которые, прежде всего, связаны с определением содержания требований, предъявляемых к рекламе, таких как — ее добросовестность, достоверность и этичность.

Из опыта США, в части решения проблем, связанных с определением понятия «реклама», интерес представляют, во-первых, судебные решения, «тесты», во-вторых, подходы к определению содержания понятия «реклама», выявляемые в судебной практике по делам, связанным со страхованием.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о необходимость выработки правового механизма для снижения обременительности рекламы для ее потенциальных потребителей, при котором находился бы баланс между правом гражданина на распространение и получение информации (в том числе и рекламной) и правом гражданина на невмешательство в его частную жизнь (нарушением этого права, исходя из опыта США, может быть признана даже чрезмерно навязчивая реклама).

Анализируя законодательство о рекламе также можно прийти к выводу о необходимости определения пределов допустимости использования в рекламе преувеличений эмоционального (субъективного) характера; о неправомерности использования при создании рекламы не самих рекламируемых продуктов, а их имитаций либо различных приспособлений, дополнений, улучшающих представление товара перед зрителем, а также о пределах допустимости, условиях использования в коммерческой рекламе различных «свидетельств» третьих лиц по поводу рекламируемого товара.