Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Актуальные проблемы правового регулирования рекламы в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Реклама является нашим ежедневным спутником по жизни и можно сказать, что практически стала частью нашей жизни. Если попробовать лишить производителя такого эффективного способа связи с потребителем, то он лишиться надобности в совершенствовании уже существующих товаров и создании новых.

Понятие «реклама» в последние годы стало очень актуальным и часто употребляемым не только в средствах массовой информации, но и в повседневной жизни, а также вызывать определенные ассоциации в экономической, политической, социальной и культурной сферах.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что рекламная деятельность является одной из разновидностей предпринимательской деятельности, она приносит очень значимую прибыль и оказывает достаточно большое влияние на развитие рынка товаров, работ и услуг. Жизненный опыт постоянно доказывает, что практически при любой экономической ситуации в обществе рекламная деятельность все же продолжает оставаться доходной, при этом рекламные отношения активно развиваются, зачастую опережая развития их нормативного регулирования.

Целью работы является изучение правовой базы регулирования рекламной деятельности в России, тенденций развития правового регулирования, умения практически применять законодательство о рекламе, а также некоторые проблемы правового регулирования.

При достижении цели ставились следующие задачи:

- раскрытие понятия рекламы, рассмотрение ее видов и функции;

- рассмотрение правового регулирования рекламы и требований, предъявляемых к рекламе;

- анализ некоторых проблем правового регулирования рекламы в России.

Объектом исследования курсовой работы является рекламная деятельность в России. Предметом исследования – правовое регулирование рекламы.

1.Характеристика рекламы и правовых источников в российском законодательстве

1.1. Понятие рекламы и рекламной деятельности.

Слово «реклама» (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») первоначально означало привлечь криком внимание окружающих, чтобы оповестить о какой-либо важной новости, передать информацию, в том числе предложить свой товар. Сейчас же понятие это самое понятие вмещает в себя уже более обширный и многогранный смысл.


В научной, учебной, публицистической литературе можно встретить разные определения понятия «реклама». Особо следует обратить внимание на характер экономических и юридических определений, поскольку в их основе лежат различные по важности и целесообразности характеристики рекламы. Г.А. Свердлык и В.Л. Нечуй - Ветер, например, считают, что под рекламой следует понимать «...предложение, содержащее сведения о товарах и (или) услугах и (или) их производителях (услугодателях)...», но в своей работе я отдаю предпочтение его определению с помощью закона «О рекламе» от 13.03.2006 г., который дает определение этого понятия, указывая что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В первую очередь, в качестве рекламы может восприниматься лишь информация, которая обладает сразу двумя признаками: создана как отдельный рекламный продукт и распространяется теми же способами, которые доступны каждому. Информация, на донесение которой направлена реклама, не обращена каким-то конкретным адресатам, а предназначена для неопределенного круга лиц. Она состоит из сведений о физических либо юридических лицах, товарах, продуктах, работах, услугах, всевозможных идеях и начинаниях. Распространяться реклама в различных формах — письменной, устной, может состоять из схем, таблиц, графиков, рисунков и других изображений и нанесений. Ограничений в этом деле нет как и в средствах или способах распространения рекламы. Рекламой могут быть совершенно разные носители информации — газеты, журнала, плакаты и тому подобное. Рекламой также считаются рекламные обращения на упаковке, этикетках и в материалах торговых точек.

Предпринимательской сфера и реклама тесно связаны между собой. Вторая обслуживает первую: она содержит в себе информацию о гражданах или же юридических лицах — они же субъекты предпринимательства и о товарах, которые являются результатом (предметом) предпринимательской деятельности. Определенные аспекты наблюдаются и в самих источниках рекламной информации. Каждый из нас довольно просто воспринимает рекламу, но этот труд, как правило, является результатом кропотливой работы многих людей. Закон о рекламе, определяя участников, субъектов рекламной деятельности, относит к их числу следующих лиц:


– рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

– рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

– рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Такое законодательное "разделение" субъектов рекламной деятельности на лиц, осуществляющих распространение рекламы, и лиц, осуществляющих приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является дополнительным подтверждением довода о гражданско-правовой регламентации рекламой деятельности гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг".

Возможно, конечно, такое, когда все из трех участников рекламных отношений могут выступить в одном лице (рекламодатель создает и сам же и распространяет рекламную информацию), а могут в одном выступать двое (рекламодатель сам только производит продукцию, а распространение стоит за третьими лицами; бывает и так, что одно лицо по заказу рекламодателя занимается производством и распространением рекламной продукции). Но такое случается не часто, так как устоять при жесткой конкуренции на рынке рекламы могут лишь настоящие профессионалы, которые специализируются на конкретном узком профиле этого рынка. На данный момент в России действуют более тысячи профильных, отдельно существующих рекламных агентств и компаний. По сводкам специалистов, крупные самостоятельные рекламные агентства России обеспечивают достойный уровень и высокое качество предоставляемых рекламных услуг, которые вполне соответствуют мировому стандарту. Хотя существуют и хозяйствующие субъекты, в составные части которых входят свои департаменты по рекламе.

Главная отличительная черта, выделяющая рекламу из общего необъятного массива информации, выражается в ее целях. Рекламная информация существует для:

формирования или поддержания интереса к участвующим в ней гражданам или юридическим лицам, а также товарам и услугам;

способствования высокому и стабильному уровню продаж товаров и повышению их узнаваемость.

Заключительная цель рекламной информации — прямо воздействовать на потребителей рекламируемых продуктов и товаров.

Ведь конкретно на потребителей направлены объединенные усилия рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, информационный продукт, ими изготовленный. Потребители рекламы — в Российской Федерации это юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие на них рекламы.


Выделенные мною аспекты раскрывают значение рекламы как необходимого элемента рыночной экономики. Реклама создает у потенциальных получателей и потребителей плодов предпринимательской деятельности (потребителей рекламы) понимание о конкретных физических и юридических лицах — субъектах этой сферы, о наличии на рынке доступных товаров и услуг, рождает спрос на них.

Формы и методы распространения рекламной информации развивались и усложнялись по мере того, как продвигался и усложнялся технический прогресс распространения информации. Исходя из всех существующих институтов рыночной экономики, рекламу отличает самое запоздалое нормативно-правовое регулирование. Пример рекламы доказывает, во-первых, в действительной важности государственного регулирования рыночной экономики вообще, во-вторых — в необходимости делать это вовремя, во избежание серьезных негативных последствий отставания нормативно-правовой базы от происходящих в жизни реальных прецедентов, отсутствия необходимого контроля за реализацией тех правовых директив, которые уже существуют и должны работать.

1.2.История и характеристика рекламного законодательства.

История правового регулирования рекламы в современной России начинается с принятием в 1991 году закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Это первый антимонопольный закон в нашей стране, который определял понятие «конкуренция», «монополистическая деятельность», «доминирующее положение на товарных рынках», а также «недобросовестная конкуренция». Среди форм недобросовестной конкуренции статья 10 закона впервые называла введение в заблуждение и некорректное сравнение. Закон 1991 года просуществовал 15 лет, и в 2006 году был принят уже второй антимонопольный закон – «О защите конкуренции». Однако указанные выше определения практически не изменились. Согласно антимонопольному законодательству, к формам недобросовестной конкуренции, в том числе, относятся:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;


- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

Другой важный правовой акт был принят 27 декабря 1991 года. Это Закон РСФСР «О средствах массовой информации», который, во-первых, указывал на недопустимость злоупотребления свободой слова и устанавливал ответственность за распространение недостоверной информации и, во-вторых, ограничивал объем рекламы в СМИ, не зарегистированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.

7 апреля 1992 года вступил в силу Закон РФ «О защите прав потребителей», который:

1) установил требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя;

2) ввел ответственность за нарушение права потребителей на информацию.

22 июля 1993 года были приняты Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Данный правовой акт вводил запрет на рекламу алкогольных напитков и табака, пропаганду запрещенных методов лечения и лекарственных средств.

В 1994 году по стране прокатилась волна финансовых банкротств. Сотни тысяч пострадавших вкладчиков осаждали здания государственных учреждений с требованием возвратить их вклады. В целях быстрого реагирования на создавшуюся ситуацию 10 июня 1994 года были приняты Указы Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и «О защите прав инвесторов». В этих указах устанавливались отдельные ограничения для рекламы финансовых услуг, и вводился государственный контроль рекламной деятельности.

Однако этого было явно недостаточно для предотвращения распространения недобросовестной рекламы. 18 июня 1995 года был принят первый Закон РФ «О рекламе». Он являлся центральным нормативно-правовым актом, регулирующим рекламную деятельность в РФ. В то же время продолжали действовать и ряд иных законов и подзаконных правовых актов, содержащих нормы, посвященные регулированию рекламной деятельности.

В период с 1995 по 2005 годы первый закон о рекламе, конечно же, претерпевал изменения. Это было связано с активным развитием товарных рынков, и, как следствие, с развитием рекламной индустрии. На сегодняшний день российский рекламный рынок оценивается как один из наиболее перспективных. В то же время первый закон о рекламе, хотя и являлся крайне востребованным в тот период, в последние годы уже не отвечал требованиям интенсивно развивающейся отрасли. В связи с этим 13 марта 2006 года был принят новый закон о рекламе, который вступил в действие 1 июля 2006 года и на сегодняшний день уже претерпел несколько изменений.