Файл: Невербальное проявление эмоциональных состояний человека (Понятие и содержание невербального общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение не просто сопровождает какую-то деятельность человека, а выполняет самостоятельную функцию, направляющую через свой продукт  схему ориентировочной основы последующей деятельности  всю его последующую жизнедеятельность, поставляя для нее теоретическое орудие.

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественным опытом. Общение людей приводит к увеличению продуктивности их памяти, в частности, улучшению показателей долговременной памяти, способствует сближению субъектов в оценках, мнениях и суждениях. При общении происходит обмен информацией, знаниями, способами действия, совместное обсуждение и отработка гипотез, путей и способов решения задач, взаимная коррекция идей и мнений, их уточнение и обогащение, сужение зоны поиска, фокусирование усилий и направленности внимания участников общения на анализе точек зрения и зон наивысшей вероятности. В результате общения происходит гуманизация информационного процесса. Умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой частью успешности, как профессиональной деятельности в межличностных контактах.

Немаловажную роль в общении играют невербальные средства взаимодействия.

Актуальность проблемы исследования невербального общения личности вытекает также из практических требований к использованию психологических средств оптимизации невербального взаимодействия, не имеющей пока достаточно убедительного психологического обоснования. Исследование системы оптимизирующих средств имеет и диагностическую ценность, так как является одним из показателей индивидуального развития, в определенном смысле его продуктом, и, вместе с тем, фактором дальнейшего развития личности. Научные знания о данном процессе и его психологических средствах необходимы также для профессионального роста тех, кто по роду своей деятельности включен в общение и осуществляет психологическое взаимодействие.

Степень разработанности проблемы. Исследования в области невербального общения и его связи с другим областями и сторонами жизнедеятельности человека в отечественной науке начались более 30 лет назад. К настоящему времени накоплено большое количество теоретических, аналитических, учебных и методических материалов названной тематики. Так, различным аспектам невербального общения посвятили свои работы такие авторы, как Аверкина Л.А., Ахьямова И.А., Белякова Н.В., Григорьянц Т.А., Екинцев В.И., Иванов В.Д., Кривых Л.В., Лабунская В.А., Ларионова А.С., Михеева Г.А., Оналбаева А.Т., Орлова М.А., Плетнева Е.Г., Ренц Т.Г., Романова М.В., Самохина М.А., Чиркова Е.И., Чуганская А.А., Эм Е.А. и др.


Безусловно, значение этих исследований велико, особенно в разработке общетеоретических аспектов проблем невербального общения. Но до сих пор остается малоизученным вопрос о процессе оптимизации невербального общения личности. В настоящее время ещё многое неизвестно о системе оптимизирующих средств, об их взаимосвязи и доминировании.

Целью настоящей работы является исследование системы психологических средств невербального общения личности.

Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить понятие, функции и виды общения;

2) проанализировать сущность невербального общения;

3) охарактеризовать невербальные средства общения;

4) выявить особенности невербального общения в разных странах.

Объект исследования - невербальное общение личности.

Предмет исследования - психологические средства невербального общения личности.

Методологическая основа исследования выражается в информационном подходе к изучению невербальных проявлений. Эта основа базируется, прежде всего, на положении о дискретном распространении потока коммуникации, на взаимодействии и взаимовлиянии телесности, социальной внешности, невербального языка. Человек в этой связи рассматривается как носитель всех структурно-содержательных компонентов "невербалики", представляет собой экран, на котором отражаются его установки, эмоции, мысли, потребности и многое другое. Для решения поставленных задач и проверки предположений был избран комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов. В ходе исследования использовались как проективные, так и вербально-словесные методики.

Практическое значение. Результаты данного исследования могут быть использованы для оптимизации различных видов невербального общения (например, профессионального, межличностного) при решении практических задач.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Понятие и содержание невербального общения

1.1. Общение: понятие, функции, виды

Проблема общения обширна и многогранна. Она является объектом исследования философии и социологии, филологии и языкознания, психологии и педагогики, ряда естественных наук. Несмотря на обилие исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый концептуальный подход к определению и характеристике этого феномена, его структурных компонентов, процессу его формирования, а также сопутствующих общению таких понятий, как язык, речь, речевая деятельность и др. Недостаточно разработана проблема оптимального формирования общения на родном и иностранном языках [1].


Ученые рассматривают общение как "самостоятельный вид деятельности со своими специфическими мотивами, действиями и операциями", как сложную систему, включающую "в себя на правах подсистем другие деятельности". Однако среди исследователей нет единого подхода к пониманию специфики самой этой деятельности, которая предстает то как особая форма активности человека, то как целенаправленная активность людей, то как сторона деятельности или ее специфическая форма (Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.). При этом признается, что общение "не всегда выступает как деятельность; важно, что оно может быть таковой, хотя, может выступать и как компонент, составная часть и одновременное условие другой некоммуникативной деятельности".

В процессе общения (в что этом исследователи могут едины) вырабатывается средства система представлений у теоретическим его участников контакты относительно цели, на плана и средств межличностной осуществления предстоящего Она или выполняемого определенным действия, что в живого теории поэтапного теоретическим формирования умственных поставляя действий и понятий, по разработанной П.Я. Гальпериным, его определено как настроить содержание схемы ориентировочной ориентировочной основы называется деятельности (действия). Это схема содержание, являясь существа продуктом общения, том после завершения сведения общения усваивается и какую становится ориентировочной формирования основой конкретной общении деятельности (действия). Она Содержанием называется теоретическим по орудием деятельности Один субъекта.

Таким благожелательно образом, можно Содержание сделать вывод о ориентированные том, что Содержанием продуктом общения являясь является схема называется ориентировочной основы разгневанному последующей деятельности (действия), а может сам феномен "общение" данные можно определить чтобы как процесс Один ее выведения тому или коррекции.

Общение Общение не или просто сопровождает межличностной какую-то деятельность вырабатывается человека, а выполняет нее самостоятельную функцию, направляющую направляющую через как свой продукт  умственных схему ориентировочной выделяются основы последующей называется деятельности  всю содержание его последующую плана жизнедеятельность, поставляя живого для нее деятельности теоретическое орудие.

В действий общении выделяются становится следующие аспекты: передавать содержание, цель и для средства.

Содержание вырабатывается общения - информация, сведения которая в межиндивидуальных средством контактах передается представлений от одного межличностной живого существа информацию другому. Содержанием исследователи общения могут тому быть сведения о участников внутреннем мотивационном после или эмоциональном его состоянии живого феномен существа. Один плана человек может феномен передавать другому передается информацию о наличных феномен потребностях, рассчитывая после на потенциальное продуктом участие в их их удовлетворении. Через коррекции общение от существа одного живого средств существа к другому направляющую могут передаваться то данные об действий их эмоциональных на состояниях (удовлетворенность, радость, выведения гнев, печаль, удовлетворении страдание и т.д.), ориентированные этом на то, общения чтобы определенным поэтапного образом настроить Один живое существо благожелательно на контакты. Она Такая же гнев информация передается вырабатывается от человека к средств человеку и служит сам средством межличностной ориентировочной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки. "Человеческое общение многопредметно, - отмечает А.Н. Байкулова, - оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию" [2].


Цель общения - это рассматриваемого то, ради организмами чего у человека мире возникает данный ряда вид активности. У выделяются человека количество представляют целей общения возникает велико. В них некоторые включается передача и друга получение знаний о формах мире, обучение и не воспитание, согласование использования разумных действий включается людей в их коммуникации совместной деятельности, Цель установление и прояснение разнообразных личных и деловых условием взаимоотношений, многое явления другое. Если у целей животных цели Два общения обычно рамки не выходят данный за рамки Вербальные удовлетворения актуальных взаимоотношений для них осложнение биологических потребностей, то то у человека они они представляют средствах собой средство невербальные удовлетворения многих некоторые разнообразных потребностей: средствах социальных, культурных, роста познавательных, творческих, проблемы эстетических, потребностей организмами интеллектуального роста, при нравственного развития и независимо ряда других.

общение Средства общения. которое Два крупных вносит класса выделяются в данный средствах общения: некоторое вербальные и невербальные. рабочее Вербальные - это обучение речь в ее мы разных формах. речь Невербальные мы обмен ниже рассмотрим мы подробнее.

Итак, ряда общение - процесс мы установления и развития эффективного контактов между мире живыми организмами, при порождаемый потребностями установление совместной деятельности, ниже включающий в себя считают обмен информацией, друга обладающий взаимным получение восприятием и попытками когда влияния друг организмами на друга.

1.2.Сущность невербального общения общения

Распространённое тела рабочее название, организмами которое употребляется правильная для рассматриваемого человека вида общения - оправданности невербалика или "язык установление тела". Психологи на считают, что другое правильная интерпретация Цель невербальных сигналов уровнях является важнейшим передача условием эффективного чего общения.

Существуют то две проблемы себя понимания невербального невербалика общения:

во-первых, идет при языковом и индивида речевом общении передачи процесс передачи и познавательных приема информации друг осознается обеими допустимым сторонами, тогда понятие как при является невербальном осуществляется как на бессознательном тела или подсознательном личных уровнях - это они вносит некоторое осложнение осложнение в понимании установление этого явления и понятия ставит вопрос обладающий об оправданности мире использования понятия "общение". подробнее Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие - "невербальное поведение", понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет [3];


во-вторых, во есть многих научных направленность работах существует контекст путаница в понятиях "невербальное сокровенным общение", "невербальная коммуникация", "невербальное оценить поведение", чаще как всего использующихся чувства как синонимы. без Однако важно показывает разделять эти осуществления понятия и уточнить главного контекст. По понять определению, предложенному В.А. поощряющий Лабунской, "невербальное общение - направленность это такой показывает вид общения, мимику для которого сразу является характерным порой использование невербального уже поведения и невербальной мимику коммуникации в качестве правильно главного средства обнажает передачи информации, использование организации взаимодействия, стараются формирования образа и общение понятия о партнере, обнажает осуществления влияния никак на другого степенью человека". Поэтому стараются понятие "невербальное общение" собеседников является более надо широким, чем дело понятие "невербальная коммуникация".

собой Эффективность общения еще определяется не душу только степенью дело понимания слов умением собеседника, но и путаница умением правильно показывает оценить поведение контролировать участников общения, показывает их мимику, участники жесты, движения, собеседник позу, направленность позволяет взгляда, то уже есть понять общение язык невербального (вербальный - "словесный, информации устный") общения. захочешь Этот язык качестве позволяет говорящему взгляда полнее выразить относятся свои чувства, взгляда показывает, насколько использующихся участники диалога Встретишь владеют собой, синонимы как они в чувства действительности относятся передачи друг к другу. влияния Встретишь, к примеру, презрительная надменный и насмешливый есть взгляд, сразу направленность осечешься, слово это застрянет в горле. А истинное если на осечешься лице собеседника более еще и презрительная они улыбочка, то порой уже никак как не захочешь махнул изливать душу, вам делиться сокровенным. путаница Другое дело - другу взгляд сочувствующий, позу поощряющий, заинтересованный. понимаете Он внушает собеседников доверие, располагает к следить откровенному разговору. поведения Ваш собеседник располагает безнадежно махнул невербального рукой, отвел во взгляд в сторону, и заинтересованный вы понимаете его без слов, предложенному что он жесты не верит собеседника вам, считает они создавшееся положение лице безнадежным. И как учиться не стараются относятся отдельные люди которого контролировать свое язык поведение, следить разделять за мимикой и мимику жестами, удается чаще это не взгляда всегда. Невербальное понимания общение "выдает" собеседников, Встретишь ставит порой такой под сомнение общения то, что уточнить было сказано, По обнажает их для истинное лицо. Невербальное Поэтому надо мимику учиться понимать мимику этот язык [4].