Файл: Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих и пути ее совершенствования (Компетенции государственного служащего в современном профессиональном образовании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 468

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- умение четко и грамотно излагать свои мысли;

- умение работать в условия оперативности;

- владение приемами выстраивания межличностных отношений. [7, с.147]

Делая выводы из навыков, способностей и знаний, упомянутых выше, необходимых для эффективной работы в государственных органах на разных уровнях, следует отметить, что на федеральном уровне другие компетенции в дополнение к другим уровням сводятся к надлежащему выполнению их функций. обязанности, знание рутины организации, работа с официальной информацией и навыки систематического непрерывного образования. Аналогично, навыки презентации оцениваются на этом уровне поста с учетом всех вспомогательных компонентов и навыков. [13, с.36]

На региональном же и муниципальном уровне привилегии отдаются навыкам, помогающим вести эффективную работу с населением и его меняющимися потребностями. Например, навыки урегулирования конфликтов, делового общения, а также работы с обращениями граждан.

ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Исследование востребованности компетенций в государственных структурах

В настоящее время, главная задача образовательной политики Российской Федерации – обеспечить образование, отвечающее современным стандартам качества, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным и перспективным потребностям населения и государства. Эффективным решением поиска оптимального формата построения новой современной образовательной парадигмы стал компетентностный подход.

Государственный служащий с высшим профессиональным образованием должен быть носителем гуманистических ценностей, демократических убеждений и способности успешно выполнять свои обязанности. К компетенции специалиста с высшим образованием относятся те стремления и умения реализовать свой потенциал (навыки, знания, навыки), которые он продемонстрировал на практике для достижения продуктивности в сфере своей профессиональной деятельности, принятия личной ответственности за свои результаты и необходимости улучшение. [20, с.177]


Компетентностный подход побуждает университет строить учебный процесс в соответствии с принципом сосредоточения на образовательных результатах: в образовательной программе или курсе изначально определены четкие и сопоставимые параметры для описания того, что студент может знать и применять «в конце».

Образовательные стандарты являются доказательством того, что образовательный контент отвечает долгосрочным потребностям общественной жизни и экономики и направлен на дальнейшее развитие образовательного контента. [17, с.91]

Стандарт (от англ. standard – норма. образец) – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.

Стандарт в Российской Федерации – документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту. [10, с.50]

Понятие «федерального государственного образовательного стандарта» (далее ФГОС) было установлено в 2007 году на основе Федерального закона №309-ФЗ от 1 декабря 2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)».

ФГОС устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям обучения, которые являются обязательными для реализации программ базового профессионального образования на различных уровнях обучения в соответствующих областях. ФГОС также формулируется на основе единства в формировании общих и профессиональных компетенций специалиста, что, таким образом, обеспечивает максимальный адаптационный потенциал, повышает уровень конкурентоспособности, соответствует структуре современной экономики, новому качеству спроса на профессиональную подготовку и рабочее место. [14, с.121]

Результаты обучения ФГОС оцениваются с использованием различных типов компетенций. Этот формат применим к сфере профессионального образования и заключается в том, что студент по выбранному профилю специальности получает:

- определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний;

- набор приемов и методик применения теоретических знаний в практической деятельности;

- Определенный опыт такого применения (во время образовательной, производственной и студенческой практики).

Все эти параметры должны оцениваться одинаково и на равной основе, поэтому все они объединены термином «компетенция». [16, с.97]

В соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению «Государственное и муниципальное управление» (далее - ГМУ) устанавливаются общие требования к содержанию образования по этой специальности, одинаковые общие и профессиональные компетенции, как правило, необходимые навыки, способности и знания, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы получить соответствующую квалификацию государственного менеджера.


ФГОС по направлению «Государственное и муниципальное управление», регламентирует результаты разработки программы.

Компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника программы делятся на три типа:

  1. общекультурные; [9, с.70]
  2. общепрофессиональные;
  3. профессиональные.

Общекультурные компетенции (ОК) – это способность успешно действовать при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Согласно ФГОС Минобрнауки по направлению ГМУ общекультурными компетенциями являются:

- использование основ философских знаний. Данная компетенция необходима для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

- анализ основных этапов и закономерностей исторического развития общества. Необходима для формирования гражданской позиции выпускника (ОК-2);

- использование основ экономических знаний в различных сферах его деятельности (ОК-3); [18, с.136]

- использование основ правовых знаний в различных сферах (ОК-4);

- устная и письменная коммуникация на русском и иностранном языках. Необходима для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способность работать в коллективе и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- самоорганизация и самообразование (ОК-7);

- использование средств физической культуры. Необходима для обеспечения социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность оказазывать первую помощь , использовать методы защиты в условия чрезвычайных ситуаций (ОК-9). [19, с.78]

Вышеуказанные навыки отражают что-то общее. Они нацелены на формирование у молодого специалиста ценностей современного общества: патриотизма и гражданственности, высоких морально-нравственных качеств, общей культуры, лингвистики, права, ценностей гуманизма. А также на тренировках и командной работе.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК) – это способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности. К образовательному стандарту ГМУ относятся следующие ОПК:

- поиск, анализ и использование нормативных и правовых документов (ОПК-1);

- способность находить организационно-управленческие решения оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

- проектирование организационных структур, участие в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планирование и осуществление мероприятий, распределение и делегирование полномочий (ОПК-3);


- деловое общение и публичные выступления, ведение переговоров, деловой переписки и поддержание электронных коммуникаций (ОПК-4);

- навыки составления бюджетной и финансовой отчетности (ОПК-5);

- способность решать стандартные задачи с применением информационно-коммуникационных технологий (ОПК-6). [20, с.39]

Как видно, профессиональные навыки считаются вспомогательными навыками, которые помогают молодому специалисту правильно применять накопленные знания. [13, с.37]

Профессиональные компетенции (ПК) - это умение успешно применять практический опыт, навыки и знания при решении профессиональных задач в соответствующих видах деятельности. ПК ГЭФ и другие образовательные стандарты университета подразделяются по типу профессиональной деятельности, для которой выпускники, освоившие программу получения степени, обучаются:

а) организационно-управленческую:

- определение приоритетов профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий (ПК-1);

- навыки использования основных теорий, мотивации, лидерства и власти (ПК-2);

- применение основных экономических методов (ПК-3);

- проведение оценки инвестиционных проектов (ПК-4). [13, с.36]

б) информационно-методическую:

- разработка методических и справочных материалов (ПК-5);

- навыки количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной и политической среды (ПК-6);

- моделирование административных процессов и процедур (ПК-7);

- применение информационно-коммуникационных технологий в профдеятельности (ПК-8). [13, с.36]

в) коммуникативную:

- осуществление межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-9);

- взаимодействие в ходе служебной деятельности, в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10);

- владение основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной службы (ПК-11).

г) проектную:

- разработка социально-экономичеких проектов (программ развития) (ПК-12);

- использование современных методов управления проектами (ПК-13);

- проектирование организационной структуры, осуществление разделения полномочий (ПК-14). [13, с.37]

д) вспомогательно-технологическую (исполнительскую):

- ведение делопроизводства и документооборота (ПК-15);

- осуществление технологического обеспечения служебной деятельности (ПК-16);

- владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействия с другими исполнителями (ПК-17). [13, с.38]


е) организационно-регулирующую:

- принятие участия в проектировании и организационных действиях (ПК-18);

- эффективное участие в групповой работе (ПК-19);

- свободное ориентирование в правовой системе РФ (ПК-20);

- определение параметров качества управленческих решений (ПК-21);

- оценивание соотношений планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22). [13, с.39]

ж) исполнительно-распорядительную:

- планирование и организация деятельности органов госвласти (ПК-23);

- владение технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг (ПК-24);

- организация контроля исполнения, проведение оценки качества управленческих процессов (ПК-25);

- навыки сбора, обработки информации и участие в информатизации деятельности соответствующих органов власти (ПК-26);

- участие в разработке и реализации проектов в области госпуравления (ПК-27). [13, с.40]

Исходя из вышеуказанных компетенций, можно понять, что профессиональные компетенции формируются на основе навыков, практически необходимых молодому специалисту для эффективного выполнения своих обязанностей. Навыки и профессионализм государственных служащих являются основой для построения эффективного государственного аппарата и закреплены в федеральном законодательстве Российской Федерации как основные принципы государственной службы.

Исследование показало, что в правительстве существует большой спрос на квалифицированных молодых специалистов. Потенциальные работодатели заинтересованы в найме квалифицированных работников из-за снижения первоначальных затрат на адаптацию к будущей деятельности. Специалист, имеющий «выход» после образовательной профильной программы необходимых знаний, навыков и умений, обладает значительным конкурентным преимуществом. [12, с.185]

2.2 Анкетирование. Экспертное интервью. Сравнительный анализ компетенций

Методами исследования в рамках данной курсовой работы являются экспертные интервью и анкетирование среди государственных чиновников региональных и муниципальных органов власти.

Интервью с экспертом - это сбор первичных данных, основанных на компетенции, статусе, опыте и знаниях респондента, который является опытным участником рассматриваемой проблемы. Экспертное интервью предполагает получение от респондента подробных ответов на вопросы о тенденциях и особенностях изучаемого явления, прогнозах и развитии. В рамках этой работы было проведено экспертное интервью с государственными должностными уровнями власти. [20, с.100]