Файл: Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих и пути ее совершенствования (Компетенции государственного служащего в современном профессиональном образовании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 466

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как деятельность государственного служащего на протяжении всего срока исполнения обязанностей протекает в рамках разных нормативных правовых актов, специфика государственной службы также предполагает ряд требований к государственному служащему: от него необходимы, в первую очередь, нейтральность, законопослушность, строгая дисциплина, беспристрастность в соответствии с принципами формирования кадрового состава государственной гражданской службы, заложенными в статье 60 Федеральном законе №79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее 79-ФЗ).

Современная государственная служба должна быть престижной, открытой и конкурентоспособной, ориентированной на результативную деятельность государственных служащих по исполнению полномочий и обязанностей перед обществом государственных органов, а также она должна активно и эффективно взаимодействовать с различными общественными объединениями и институтами гражданского общества. [20, с.144]

Учитывая все вышесказанное, можно определить компетенции государственных и муниципальных служащих, как – комплекс поведенческих моделей, которые наглядно демонстрируют государственные служащие, эффективно выполняя свои регламентированные рабочие задачи и продуктино исполняя приписанные им функции в организационном контексте, в свою очередь уровень компетенций раскрывается как показатель, определяющий профессиональную пригодность государственного служащего, его способность осуществлять служебную деятельность, как в штатных (обычных), так и в экстремальных условиях. [9, с.64]

В свою очередь профессионализм и компетентность занимают весомое место в построении эффективной системы государственного управления и закреплены в федеральном законодательстве РФ, как основные принципы государственной и муниципальной службы. Эти принципы являются основополагающими факторами, на которых строится вся кадровая система государственной и муниципальной службы, а также влияют на эффективную работу всего государственного аппарата.

1.2 Квалификационные требования к профессиональным навыкам органов государственного и муниципального управления


Законодательство Российской Федерации однозначно и четко закрепляет принцип равного доступа граждан к государственной службе, устанавливая нормы, в соответствии с которыми при поступлении на государственную службу гражданин РФ не должен столкнуться с дискриминацией. [7, с.86]

Право на равный доступ граждан к государственной службе является одним из демократических прав, а также важной гарантией, предотвращения процесса бюрократизации государственного аппарата, негативно влияющего на его функционирование, и превращение его в самодовлеющую силу, которая не будет зависеть и отталкиваться от интересов гражданского общества.

Равный доступ к государственным и муниципальным услугам необходим для того, чтобы состав государственных служащих постоянно обновлялся, чтобы не приводить к их превращению в отдельную касту, постулаты которой будут противоречить принципам демократического общества.

Право на доступ к государственной службе означает равные возможности для начала и отсутствие сегрегации по любой причине. Равенство граждан во всех сферах общественной жизни гарантирован Конституцией Федерации.

Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане имеют равный допуск к государственной службе. Это означает, что любой субъект РФ, независимо от расы, национальности, пола, языка, родства, имущественного и административного положения, места проживания, взаимоотношения к религиям, принадлежности к общественным объединениям, убеждений, а также других обстоятельств. [18, с.124]

Впрочем, трактовать верховенство на равный доступ практически, как возможность любого гражданина в любое время притязать на замещение государственной должности и функцией государственного госоргана является предоставить ему должность, не стоит. ФЗ - 58 "О системе государственной службы РФ" переформулирует конституционные морали и формулирует ряд других принципов доступа граждан к государственной службе.

Так ст. 12 58-ФЗ гласит, о том, что "на государственную службу по договору вправе поступать субъекты РФ, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного федеральным “законом” о виде государственной службы для прохождения государственной службы вышеуказанного вида". Отсюда следует что, реализация принципа равного доступа к государственной службе влияет на ряд аспектов. [16, с.133]

Существуют различные общие требования к кандидатам на государственные должности, такие как обязательное гражданство Российской Федерации, знание государственного языка, возраст совершеннолетия и соответствующие требования, которые могут не включать в себя адекватное образование, профессиональный опыт, соответствующую квалификацию, а также другие требования, установленные нормативными актами. (в дальнейшем именуемый НПА) указанного органа.


Система государственной службы Российской Федерации включает в себя:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- государственная служба иных видов. [11, с.95]

Порядок поступления на государственную службу, заполнения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, правила размещения информации о конкурсах в средствах массовой информации определяются федеральным законом и различными законами Российской Федерации.

Одним из таких федеральных законов, регулирующих процесс различных типов и уровней государственных и муниципальных услуг, является 79-ФЗ, который гласит, что «на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом» [15, с.117].

Социально-политическая ситуация в Российской Федерации и задачи перехода к новым экономическим отношениям предъявляют новые особые требования к уровню компетентности и профессионализма государственных служащих. Качество работы государственного аппарата и его персонала напрямую влияет на доверие к государству по отношению к населению 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», регламентирующий в том числе общие квалификационные требования к гражданам, замещающих должности на государственной службе закрепляет наравне с такими принципами построениями государственной службы, как законность и открытость – компетентность и профессионализм государственных служащих. [12, с.101]

Что касается государственных служащих, профессионализм предполагает прежде всего понимание направления деятельности соответствующего органа, готовность в соответствии с официальными регламентами деятельности выполнять свои служебные обязанности и следовать интересам государственного населения.

Общие требования к знаниям, навыкам, умениям, профессионализму и навыкам государственных служащих содержатся в Приказе Росстандарта от 17 февраля 2016 №156 "Об утверждении типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии": [16, с.48]

- знание государственного языка Российской Федерации (русского языка);

- владение правовыми основами;

- знание Конституции РФ;

- знание Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";


- знание Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

- знание Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

- знание основ делопроизводства и документооборота;

- владение знаниями и навыками в области информационно-коммуникационных технологий. [10, с.63]

Требования к уровню квалификации включают наличие образования: высшее образование для заполнения должностей государственной гражданской службы категории «менеджеры», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей государственной гражданской службы. а также категории «обеспечение специалистов» основных и ведущих групп должностей государственной гражданской службы; среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности, для заполнения должностей государственной гражданской службы категории «предоставление специалистов» старших и младших классов должностей государственной гражданской службы. [10, с.92]

Важно отметить, что на данный момент каждая государственная структура имеет свое собственное регулирование или справочное руководство по квалификациям, необходимым для выполнения обязанностей должностных лиц соответствующего органа.

Далее мы рассмотрим некоторые из необходимых квалификаций в соответствии с уровнями правительства: федеральный, региональный, муниципальный. Следует отметить, что государственные должности, помимо разделения на группы и уровни, также подразделяются на специализации, которые предусматривают, что соискатель должен иметь работу для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. В то же время специализация и регулирование государственной службы устанавливаются исходя из функциональных характеристик организации и ее предназначения. [12, с.77]

Поскольку квалификационные требования для должностей государственной службы основаны на категориях и группах должностей государственной службы, будут рассматриваться только группы должностей старшего и младшего уровней с учетом того, что молодой специалист не имеет достаточного опыта, чтобы занимать должности более высокого уровня.

Итак, общие (неспециализированные) компетенции необходимые для старших и младших групп должностей на уровне (помимо навыков и знаний, регламентированных в указе Росстандарта от 17 февраля 2016 года №156):


  1. Федеральный:

- правовые основы прохождения федеральной государственной гражданской службы;

- знание соответствующих деятельности ФЗ и НПА (ALL – далее А);

- знание правил делового этикета (A);

- знание правил и нормы охраны труда (А);

- знание техники безопасности и противопожарной защиты (А);

- знание служебного распорядка центрального аппарата;

- знание порядка работы со служебной информацией (А);

- навыки планирования рабочего времени (А);

- навыки систематического повышения своей квалификации;

- навыки организации и планирования выполнения поручений (А);

- навыки делового письма;

- навыки публичного выступления (А);

- навыки использования графических объектов в электронных документах;

- навыки пользования информационно-коммуникационными сетями (А);

- навыки анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере;

- навыки работы в операционной системе (А);

- навыки владения необходимым программным обеспечением (А);

- навыки владения компьютерной техникой и оргтехникой (А);

- навыки подготовки презентаций;

- навыки обеспечения выполнения задач и функций по организационному, информационному, документационному и иному обеспечения деятельности структурных подразделений;

- навыки сбора и систематизации информации;

- навыки работы с НПА;

- навыки эффективного сотрудничества с коллегами (А);

- умение адаптироваться к новой ситуации;

- владение современными технологиями работы с информацией и информационными системами (A). [15, с.139]

2) Региональный и муниципальный:

- навыки из пункта «федеральный уровень», помеченные отметкой «А»;

- навыки работы с обращениями граждан;

- навыки взаимодействия с соответствующими специалистами других государственных органов, ведомств и организаций;

- навыки разработки проектов НПА;

- навыки составление деловых документов (проектов приказов, решений по обращениям, запросов, сопроводительных писем; служебных записок и др.);

- навыки консультации;

- навыки работы с базами данных;

- навыки урегулирования конфликтов;

- навыки выявления проблем в реализации действующего законодательства в сфере социальной защиты;

- знание порядка приема, первичной обработки, отправки и регистрации документов;

- знание порядка рассмотрения обращений граждан;

- знание основ государственного и муниципального управления;

- умение вести деловое и профессиональное общение;

- умение работать с людьми;