Файл: Современное состояние электроэнергетической отрасли в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Реформа электроэнергетики в России: цели  и задачи

1.1. Предпосылки реформы электроэнергетики в России

1.2. Цели и задачи реформы электроэнергетики

Глава 2. Анализ электроэнергетической отрасли России

2.1. Современное состояние электроэнергетической отрасли в России

Глава 3. Пути обеспечения устойчивости энергетических компаний

Представленный рисунок показывает, что у всех компании, за исключением Сетевой компании Республики Татарстан и Московской объединенной электросетевой компании, наблюдается стабильное повышение износа основных средств, а у Московской теплосетевой компании данный показатель превышает все допустимые значения.

Как мы видим на (рисунок 11), существенное обновление основных средств происходит только у Сетевой компании Республики Татарстан, у остальных компаний наблюдается тенденция к сокращению обновления основных средств.

Таким образом, можно сделать вывод, что у всех энергетических компаний происходит устаревание производственного оборудования, что требует скорейшей замены и обновления агрегатов на более инновационные образцы (рисунок 10).

Модернизацию и обновление производственных мощностей и оборудования возможно проводить по следующим направлениям:

1. Замена старого оборудования на новые образцы;

2. Замена оборудования на инновационные образцы, позволяющие существенно сократить использование энергетических ресурсов, воздействие на окружающую среду, повышение эффективности производства и передачи электрической энергии;

3. Развитие возобновляемой энергетики, которая заключается в использовании солнечной энергии, энергии ветра, биомассы, геотермальной энергии, потенциала воды.

Для реализации политики модернизации производственных мощностей и оборудования в электроэнергетику необходимо привлекать инвестиционные ресурсы. Инвестиции – это совокупность всех денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в реализацию различных программ и проектов производственной, коммерческой, социальной, научной, культурной или какой-либо другой сферы с целью получения прибыли (дохода).

Инвестиции будут способствовать обеспечению замены устаревшего оборудования в электроэнергетике и стимулировать распространение новых технологий.

Рассмотрим количество инвестиции в электроэнергетику за период 2012-2015 гг. (таблица 1).

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность. Электроэнергетика – это одна из составных частей экономики России, имеющая высокую инфраструктурную значимость. Электроэнергетика полностью обеспечивает потребности промышленности, транспорта, сельского хозяйства и населения страны в электрической и тепловой энергии. Продукция электроэнергетики используется на всех этапах производства и продажи товаров общего потребления, на производстве в целях обеспечения технологических процессов, полной автоматизации и высокой точности регулирования, способствуя значительному увеличению производительности труда, уменьшению расхода материальных ресурсов и повышению качества продукции.

Вопросы реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются одними из самых актуальных для производственных предприятий. После вступления страны в ВТО обострилась конкурентная борьба на отраслевых рынках, и соотношение между ценой и качеством продукции, значительную часть себестоимости которой составляют энергозатраты, формирующее конкурентоспособность, будет долго являться объектом пристального анализа.

В настоящее время в электроэнергетике России завершился этап крупномасштабной реструктуризации отрасли. Основа реформирования электроэнергетики заключалась в повышении эффективности производства электроэнергии, привлечении дополнительных инвестиций в электроэнергетику, строительстве новых и модернизация существующих мощностей, развитии конкуренции между производителями электрической энергии, сокращении неэффективных расходов и др. В результате реформирования на рынок вышли несколько несвязанные между собой предприятий: генерация, распределение, передача и сбыт электрической энергии.

Многие ученые, специалисты в области электроэнергетики, экономисты считают, что реформа отрасли не удалась и задуманные планы не реализовываются. В этой связи проведем анализ функционирования электроэнергетики и предложим приоритетные направления развития отрасли.

Цель работы: провести анализ реформ электроэнергетики в России; определить направления развития этой отрасли экономики.

Задачи работы:

1) исследовать предпосылки реформы электроэнергетики в России;

2) рассмотреть цели и задачи, а также итоги реформы электроэнергетики в России;

3) проанализировать состояние электроэнергетики в России;

4) выявить проблемы в развитии электроэнергетики;

5) определить пути обеспечения устойчивого развития предприятий электроэнергетики в Российской Федерации.


Предмет исследования – реформы электроэнергетики в России.

Объект исследования – электроэнергетическая отрасль России.

Научно-методической основой работы явились литературные источники по вопросам экономики, а также публикации в периодических экономических изданиях, посвященные исследуемой проблеме.

Информационная база: научные исследования, а также публикации в периодических изданиях отечественных и зарубежных ученых по вопросам, касающимся энергетической отрасли и ее регулирования, статистическая информация.

Глава 1. Реформа электроэнергетики в России: цели  и задачи

1.1. Предпосылки реформы электроэнергетики в России

Необходимость реформирования электроэнергетики России была обусловлена рядом негативных явлений, наметившихся в отрасли. Еще в 80-ых гг. прошлого века в электроэнергетике страны стали появляться признаки застоя: производственные мощности обновлялись медленнее, чем росло потребление электроэнергии[1]. В 90-ые гг. на фоне общеэкономического кризиса в стране потребление электроэнергии существенно уменьшилось. В то же время нарастание объемов устаревшего оборудования в отрасли превышало темпы его обновления и ввода новых мощностей[2]. Технические показатели (удельный расход топлива, коэффициент полезного действия, рабочая мощность электростанций) российских энергетических компаний были ниже, чем в развитых странах. Одной из главных проблем электроэнергетики стало отсутствие стимулирования снижения производственных затрат предприятиями отрасли, что явилось следствием ценообразования на основе издержек. Это привело к недостаточной прозрачности функционирования энергокомпаний и невозможности достоверно определить необходимый для устойчивой работы предприятий объем ресурсов[3]. В общем, сложившуюся в отрасли ситуацию можно было охарактеризовать следующим образом:

1) низкие технические показатели энергокомпаний;

2) отсутствие стимулов к повышению эффективности, энергосбережению, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии;


3) перебои электроснабжения в отдельных регионах, практика «веерных отключений»;

4) отсутствие платежной дисциплины, распространенные неплатежи потребителей энергии;

5) информационная и финансовая «непрозрачность» предприятий отрасли;

6) отсутствие доступа на рынок для новых, независимых игроков.

В конце 1990-ых и начале 2000-ых гг. ситуация еще более осложнилась, поскольку связанное с восстановлением экономического роста повышение потребления электроэнергии отчетливо выявило грядущую перспективу нехватки генерирующих мощностей и возможностей сетевой инфраструктуры по удовлетворению потребностей экономики в электроэнергии. Чтобы не допустить этого были необходимы такие преобразования в электроэнергетике, которые смогли бы создать стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволить существенно увеличить объем инвестиций в отрасль[4].

1.2. Цели и задачи реформы электроэнергетики

Для повышения эффективности функционирования электроэнергетики 11 июля 2001 г. Правительством РФ было выпущено Постановление №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации»[5]. Согласно [2] к целям реформирования электроэнергетики РФ относилось обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей[6].

Постановлением были сформулированы основные принципы, на которых должна была основываться реализация реформы[7]:

1) отнесение передачи, распределения электрической энергии и диспетчеризации к исключительным видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специальных разрешений (лицензий);

2) демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование);

3) обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктуре рынка;

4) единство стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетической отрасли;

5) обеспечение финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики;


6) обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований[8].

В процессе реформирования электроэнергетики РФ должны были быть решены следующие задачи[9]:

1) создание конкурентных рынков электроэнергии во всех регионах России, в которых организация таких рынков технически возможна;

2) создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;

3) стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;

4) создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии;

5) поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;

6) создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;

7) сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление;

8) демонополизация рынка топлива для тепловых электростанций;

9) создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях;

10) реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;

11) уточнение статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа[10].

Для достижения поставленных целей Правительством РФ были определены основные механизмы реформирования:

1) разделение РАО «ЕЭС России» по видам деятельности: генерация, передача и распределение электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление, сбыт и оказание услуг (ремонт, наладка, проектирование и так далее);

2) передача естественно-монопольных видов деятельности (передача и распределение электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) под непосредственный контроль государства;

3) создание оптовых и розничных рынков электроэнергии;

4) привлечение частного капитала в конкурентные виды деятельности (генерация, сбыт и оказание услуг) [11].

Все эти механизмы на сегодняшний день реализованы.

В результате данной реформы отрасль стала конкурентной в части производства и сбыта электроэнергии, ремонта и сервиса, создав при этом благоприятные условия для привлечения частных инвестиций. С другой стороны, государство сохранило за собой естественно-монопольные сферы (передача энергии, оперативно-диспетчерское управление), тем самым оставив за собой возможность регуляции и нивелирования рисков в определенных сегментах такой стратегически важной отрасли как энергетика.


Выводы. Реформа электроэнергетики в России обусловлена следующими проблемами развития отрасли: низкие технические показатели энергокомпаний; отсутствие стимулов к повышению эффективности, энергосбережению, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии; перебои электроснабжения в отдельных регионах, практика «веерных отключений»; отсутствие платежной дисциплины, распространенные неплатежи потребителей энергии; информационная и финансовая «непрозрачность» предприятий отрасли; отсутствие доступа на рынок для новых, независимых игроков.

В ходе реформы электроэнергетики в России произошла консолидация активов тепловой генерации в рамках генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии и территориальных генерирующих компаний; полностью под контролем государства оказались атомная энергетика и оперативно-диспетчерское управление единой энергосистемой; были созданы Некоммерческое партнерство «Совет рынка» и Администратор торговой системы, представляющие собой коммерческую инфраструктуру отрасли, главной целью которой является обеспечение работы оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности. Государство сохранило за собой естественно-монопольные сферы (передача энергии, оперативно-диспетчерское управление), тем самым оставив за собой возможность регуляции и нивелирования рисков в определенных сегментах такой стратегически важной отрасли как энергетика.

Глава 2. Анализ электроэнергетической отрасли России

2.1. Современное состояние электроэнергетической отрасли в России

До реформы большая часть активов электроэнергетики страны консолидировалась в рамках подконтрольного государству холдинга РАО «ЕЭС России» (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура электроэнергетической отрасли в 2001 г.

Холдинг состоял из вертикально-интегрированных АО-энерго, каждый из которых объединял генерацию, передачу, распределение, сбыт, оперативно-диспетчерское управление на территории одного или нескольких субъектов федерации, а также электростанции федерального подчинения и магистральные линии электропередачи. В состав холдинга не входили атомные электростанции, находящиеся под контролем ОАО «Концерн Росэнергоатом», а также независимые вертикально-интегрированные АО-энерго: Иркутскэнерго, Новосибирскэнерго, Башкирэнерго и Татэнерго.