Файл: Порядок подписания документов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с тем, что к  процедуре подписания нотариально  оформляемых документов предъявляются  по ст. 44 Основ определенные требования, она должна быть выполненной в  обязательном порядке при совершении тех нотариальных действий, которые предполагают наличие подписи в изготавливаемом документе. Процедура подписания предполагает такую последовательность действий нотариуса:

1) подготовленный к подписанию  нотариальный документ зачитывается  вслух в присутствии всех, от  имени кого совершается нотариальное  действие;

2) если при этом возникают  какие-либо вопросы, нотариус  должен их разрешить;

3) перед подписанием документа  нотариус объясняет, в какой  последовательности он должен быть подписан участниками и каким образом;

4) нотариальный документ  предлагается подписать, при этом  сам нотариус наблюдает за процессом подписания.

Совершение с соблюдением  указанных требований таких нотариальных действий, как удостоверение договоров, доверенностей, завещаний, свидетельствование подписи на заявлении или на банковской карточке, совершение морского протеста, обеспечение доказательств путем составления протокола допроса свидетеля, а также протокола осмотра письменных и вещественных доказательств, делает неоспоримой подпись на изготовленном при этом нотариальном документе.

Именно для того чтобы  подпись стала неоспоримой, по традиции, которая сложилась еще в те времена, когда в российском нотариальном законодательстве было предусмотрено, как подписываются нотариальные документы, нотариус должен предложить сначала написать собственноручно полностью фамилию, имя и отчество, а только потом расписаться.

Определенные правила  в нотариальном законодательстве установлены  для подписания документов в тех  случаях, когда физическое лицо по каким-либо причинам не может лично расписаться. Часть 2 ст. 44 Основ предусматривает, каким образом должна проходить процедура оформления нотариального документа в таких случаях: во-первых, гражданин, который вследствие физических недостатков, болезни или по иным причинам не может расписаться, должен обеспечить при нотариальном удостоверении сделки, свидетельствовании подписи на заявлении, иных документах присутствие лица, которому он поручает расписаться — рукоприкладчика; во-вторых, нотариус при изготовлении нотариального документа выясняет причину, в силу которой документ не может быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся для совершения нотариального действия, и указывает ее в тексте этого документа; в-третьих, нотариус устанавливает личность не только лица, от имени которого совершается нотариальное действие, но и рукоприкладчика; в-четвертых, в присутствии гражданина, который не может расписаться, и рукоприкладчика нотариус зачитывает вслух текст нотариального документа. Если возникают какие-либо вопросы, нотариус должен их разрешить, и только после одобрения текста документа рукоприкладчику предлагается в нем расписаться.


Если глухой, немой или  глухонемой гражданин, обратившийся для  совершения нотариального действия, неграмотен, то при совершении нотариального действия должно присутствовать лицо, которое может объясниться с ним и с нотариусом и удостоверить своей подписью, что содержание сделки, заявления или иного документа соответствует воле участвующего в ней неграмотного глухого, немого или глухонемого. «Указанное лицо, как правило, представляет документ, подтверждающий, что оно имеет специальные познания по общению с данной категорией граждан» (п. 6 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ). Однако подпись этого лица на документе не заменяет собой подписи рукоприкладчика. При совершении нотариального действия от имени неграмотного глухого, немого или глухонемого гражданина нотариус устанавливает личности и этого гражданина, и того лица, через которое этот гражданин объясняется с нотариусом, и рукоприкладчика.

2.6. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусом

  За совершение нотариальных действий и других услуг, оказываемых  физическим и юридическим лицам нотариусы взимают плату. Размер оплаты устанавливается законодательством Российской Федерации, а в отдельных случаях соглашением между нотариусом, занимающимся частной практикой, и обращающимися к нему лицами. Размер платы за нотариальные действия, когда для них законодательными актами предусмотрена обязательная нотариальная форма, является одинаковым для всех нотариусов — и работающих в государственных нотариальных конторах, и занимающихся частной практикой. В других случаях плата за нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой, может отличаться от платы за аналогичные действия, совершаемые нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. Если последние вправе взимать оплату только по ставкам, установленным в законодательном порядке, то нотариусам, занимающимся частной практикой, по ч. 2 ст. 22 Основ предоставлено право определять оплату по соглашению с обратившимися к ним физическими и (или) юридическими лицами.

Оплата услуг нотариусов по-разному названа в действующем  законодательстве. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, взимают за оказываемые услуги плату в виде государственной пошлины. Под государственной пошлиной согласно ст. 1 Закона РФ «О государственной пошлине» понимается установленный им «обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами»6. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, взимают за оказываемые услуги плату по тарифам. Должностные лица органов местного самоуправления, а также консульских учреждений РФ, уполномоченные совершать нотариальные действия, взимают при оказании нотариальных услуг государственную пошлину по ставкам, установленным для нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.


Государственная пошлина  может уплачиваться в банки (их филиалы) как путем внесения наличных денег, так и путем перечисления сумм со счета плательщика через банки (их филиалы). При уплате госпошлины банки выдают квитанции установленной формы. При совершении нотариальных действий эти квитанции предъявляются нотариусам и остаются в делах государственной нотариальной конторы.

Плата по тарифу взимается  нотариусами, занимающимися частной  практикой, непосредственно при совершении ими нотариальных действий. По правилу, закрепленному в п. 4 разд. III Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации, «перед совершением каждого нотариального действия нотариус обязан информировать обратившихся лиц о размере тарифа за совершение нотариальных действий, устанавливаемого в соответствии с нормативными актами»7. Денежные средства, полученные нотариусами в качестве платы по тарифам, после уплаты налогов, членских взносов и других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса, занимающегося частной практикой.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Основ нотариальное действие признается совершенным после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу.

Нотариусы взимают государственную  пошлину или плату по тарифам  за следующие услуги:

1) совершение нотариальных  действий;

2) составление проектов  документов;

3) выдачу копий (дубликатов) документов;

4) выполнение технической  работы.

За нотариальные действия, совершаемые вне помещения нотариальной конторы, оплата взимается в полуторакратном  размере.

Для исчисления размера оплаты, взимаемой за удостоверение сделок с транспортными средствами, а  также за выдачу свидетельства о  праве на наследство транспортных средств, стоимость транспортных средств определяется судебно-экспертными учреждениями органов юстиции или организациями, связанными с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств. Стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений, сооружений определяется органами технической инвентаризации, а в местностях, где инвентаризация указанными органами не проведена, — органами местного самоуправления или страховыми организациями. В случаях заключения договора, предметом которого является отчуждение имущества, на сумму ниже той, которая указана в оценочном документе, оплата исчисляется исходя из суммы, указанной в оценочном документе. При удостоверении сделок, исчисляемых в иностранной валюте, а также в тех случаях, когда иностранная валюта является предметом наследования, размер оплаты подлежит пересчету на рубли по курсу, котируемому Центральным банком Российской Федерации и действовавшему на день оплаты.


В нотариальном законодательстве имеется категория плательщиков, которая освобождается от оплаты нотариальных услуг в органах, совершающих нотариальные действия.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ имеют право  устанавливать дополнительные льготы по оплате нотариальных услуг для  отдельных категорий плательщиков. Органы местного самоуправления, наделенные представительными полномочиями, имеют право устанавливать для отдельных плательщиков дополнительные льготы по уплате государственной пошлины, зачисляемой в местный бюджет, за выполнение нотариальных действий и выдачу документов, которые осуществляются государственными нотариальными конторами и уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления (п. 9 Закона о государственной пошлине в. редакции, введенной в действие с 26 июля 1997 г. ФЗ от 19 июля 1997 г.).

III. Несовершение и причины  несовершения нотариальных действий. Выдача дубликатов нотариальных документов

3.1. Отложение и приостановление совершения нотариального действия

  Хотя в действующем  нотариальном законодательстве в настоящее  время нет специальной нормы  о сроках совершения нотариальных действий, как в ранее действовавшем законе РСФСР о государственном нотариате (ст. 20 «Сроки совершения нотариальный действий»), тем не менее исходя из смысла ст. 41 Основ законодательства о нотариате предполагается, что нотариальное действие должно быть совершено непосредственно при обращении физического или юридического лица к нотариусу. Многие нотариальные действия и совершаются нотариусами сразу же при обращении, если при этом предъявляются все необходимые документы и работа над проектом нотариального документа не требует дополнительного времени. Но при определенных обстоятельствах нотариус может и даже должен отложить совершение нотариального действия. «Отложение означает перенесение совершения нотариального действия на более поздний срок»8. Основания и сроки отложения совершения нотариального действия предусмотрены в ст. 41 Основ.


Совершение нотариального  действия может быть отложено, во-первых, в случае Необходимости истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц и, во-вторых, при направлении документов на экспертизу. Не всегда при первом же посещении нотариуса у лица, обращающегося за совершением нотариального действия, имеются все необходимые для этого документы. Недостающие документы нотариусы предлагают востребовать самим лицам, обращающимся за совершением нотариального действия, например, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним, справки об оценке имущества, об уплате налогов за имущество, свидетельства органов загса и т.д. Но когда для совершения нотариального действия необходимы такие сведения, без которых нотариальное действие не может быть совершено, а эти сведения сообщаются только ограниченному кругу лиц, нотариусы истребуют их, например, сведения о том, кому завещаны вклады умершего вкладчика, кем было принято наследство наследодателя и т.п. В таких случаях нотариусы, как правило, не выносят постановление об отложении совершения нотариального действия, а устно разъясняют, почему совершение нотариального действия откладывается.

Более сложно отложить совершение нотариального действия в тех случаях, когда у нотариуса при установлении личности обратившихся или одного из обратившихся возникнут сомнения в подлинности предъявленного для установления личности документа; если вызовут сомнения представленные для совершения нотариального действия другие документы, а также когда при выяснении дееспособности возникнут сомнения относительно понимания обратившимся значения своих действий и возможности руководить своими действиями. Но и в таких случаях совершение нотариального действия откладывается для устранения возникших сомнений. Нотариус выясняет, не выносилось ли решение суда о признании лица недееспособным. Если такое решение не выносилось, нотариус сообщает о своем предположении в органы опеки и попечительства либо другим лицам, которые в соответствии с гражданским процессуальным законодательством наделены правом подавать в суд заявления о признании граждан недееспособными.

Нотариус откладывает  удостоверение сделки и в том  случае, когда у него возникает предположение, что обращающийся гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами, чем ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Откладывая совершение нотариального действия, нотариус выясняет, не выносилось ли решение суда о признании лица ограниченно дееспособным, а если не выносилось, нотариус может при необходимости обратиться к тем лицам, которым по действующему законодательству предоставлено право возбуждать судебное дело о признании лица ограниченно дееспособным.