Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и виды конфликтов
1.2.Методологические принципы исследования конфликтов
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка уровня конфликтогенности персонала
2.3 Диагностика видов конфликтов в организации
Выводы.
Конфликты неизбежно возникают в любой организации, их необходимо различать по характеру и содержанию.Обычно под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, который возникает в ходе социального взаимодействия, и заключается в противодействии участников конфликта. Обычно конфликт сопровождается негативными эмоциями.Под конфликтом в организации понимается конфликт, который возникает в рамках учреждения между, членами трудового коллектива или структурными подразделениями. [12.C.10]
Как правило, конфликт в организации возникает не внезапно, а ему предшествует ряд стадий: конфликтная ситуация, конфликт, расширяющийся конфликт, всеобщий конфликт.
В результате анализа современных взглядов на проблему конфликта установлено, что конфликт является распространенной чертой социальных систем, он неизбежен и неотвратим, следовательно, должен рассматриваться как естественный фрагмент жизни. Конфликт не во всех случаях несет в себе разрушения, напротив, при определенных условиях, даже открытые конфликты способствуют сохранению жизнеспособности и устойчивости коллектива. Зачастую конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Краткая характеристика организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 была открыта в 1988 г.
Обучение ведется на руссом языке.
Школа имеет Лицензию на право ведения образовательной деятельности, а также Свидетельство о государственной аккредитации.
Учредителем МБОУ СОШ №12 является Комитет по образованию Администрации г.о. Железнодорожный.
Тип: бюджетное общеобразовательное учреждение.
Вид: средняя общеобразовательная школа.
Адрес: 143988, Московская область, г. о. Железнодорожный, микрорайон Павлино, д.12 стр. 1.
МБОУ СОШ №12 осуществляет деятельность по I - ой, II-ой и III-ей ступеням обучения (с 1 по 12 классы).Образовательная программа реализуется в соответствии с учебным планом. Учебный план ориентирован на следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ: начального общего образования – 4 года, основного общего образования – 5 лет, среднего (полного) общего образования – 2 года.
В МБОУ СОШ №12 учебно-воспитательный процесс направлен на решение задач школы с использованием современных подходов. Функционирует единая система планирования, отчетности и мониторинга. Образовательная программа и учебный план предусматривают выполнение государственных задач обеспечения базового общего и среднего образования. Образовательный процесс направлен на работу со всеми группами учащихся - слабоуспевающими и одаренными.
Миссия школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в конкурентном, высокотехнологичном мире.
Педагогический коллектив отличается стабильностью и высоким профессионализмом. В школе работают педагоги, способные к постановке и реализации инновационных задач, творческие, имеющие мотивацию к самообразованию. Среди них: победители окружного конкурса «Учитель года», лауреаты гранта Правительства Москвы, победители конкурса в рамках национальной приоритетной программы образования – «Лучшие учителя России». Начальная школа отличается разнообразием образовательных программ и вариативностью организации обучения.
Структура МБОУ СОШ №12 является линейно-функциональной и представлена на рис. 1.
Управляющий совет
Общее собрание
Педсовет
Профсоюзный комитет
Директор
Заместители
Педагогический совет
Секретарь
директора
Школьный родительский комитет
по УВР
по УВР
(нач. школа)
по АХЧ
по бе-зопасности
Классный школьный комитет
Методический совет
МО – русский язык и литература, иностранный язык
МО – математики, информатики и физики
МО – естественный цикл
МО – технолого-эстетический цикл
МО – начальные классы
Социальный педагог, психолог, классные руководители, педагоги, органы ученического самоуправления
Зав. библиотекой
Кадетские классы, учащиеся, педагоги
по ВР
Рис. 1. Структура МБОУ СОШ №12
Анализ материально технических ресурсов учреждений свидетельствует об их постоянном пополнении и совершенствовании. В МБОУ СОШ №12 сформирована материально-техническая база, обеспечивающая функционирование учреждения.
Общая численность персонала МБОУ СОШ №12 на 31.12.2014 г. составляла 47 чел., в том числе – административные работники – 5 чел.; учителя – 30 чел, из них: внешние совместители – 5 чел., внутренние совместители – 10 чел. Структура кадрового состава МБОУ СОШ №12 представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структура кадрового состава МБОУ СОШ №12 на 31.12.2014 г., %
Директор и 43% администраторов школы имеют специальное образование (менеджмент).Психолого-социальная служба в школе представлена социальным педагогом и психологом, имеющих специальное образование и большой стаж работы в занимаемой должности.В 2014-2015 учебном году в школу пришли 4 молодых специалиста: учитель начальных классов, 2 учителя физической культуры, учитель биологии.Структура кадрового состава МБОУ СОШ №12 по педагогическому стажу представлена на рис. 4.
Рис. 3. Структура кадрового состава МБОУ СОШ №12 по педагогическому стажу на 31.12.2014 г., %
Из рис. 3 видно, что наибольшая доля персонала работает в школе более 20 лет. Доля педагогов со стажем работы до 2 лет составляла в 2014 г. лишь 9%.
Структуру кадрового состава МБОУ СОШ №12 по возрасту в 2014 г. можно представить на рис. 4.
Рис. 4. Структура кадрового состава МБОУ СОШ №12 по возрасту в 2014 г.
Из рис. 4 видно, что более трети персонала МБОУ СОШ №12 находится в возрасте от 35 до 45 лет, что можно оценить положительно. В то же время, достаточно большая доля персонала находится в возрасте старше 55 лет. Этот факт можно расценивать тревожно – наблюдается старение педагогического коллектива.
Анализ текучести персонала МБОУ СОШ №12 за период с 2012 г. по 2014 г. приведен в табл. 1.
Таблица 1
Анализ текучести персонала МБОУ СОШ №12
Наименование |
2012 |
2014 |
Абсолютное отклонение, чел. |
1. Численность на начало года, чел. |
50 |
49 |
-1 |
2. Принято, чел. |
6 |
7 |
+1 |
3. Уволено, чел. в том числе: |
9 |
9 |
0 |
4. Собственное желание |
9 |
7 |
-2 |
5. За прогулы |
0 |
2 |
+2 |
6. За появление в нетрезвом виде |
0 |
0 |
0 |
7. Численность на конец года, чел. |
47 |
47 |
0 |
8. Среднесписочная численность персонала, чел. |
49 |
48 |
-1 |
9. % текучести персонала общий [стр. 4/8] |
18,36 |
18,75 |
0,39 |
Как видно из приведенного анализа: общая годовая текучесть персонала составляет 18,36%-18,75% от числа работающих; увольнение по статье 81 п.6 ТК РФ (прогул, появление на работе в состоянии алкогольного опьянения). Допустимое значение коэффициента текучести составляет 5-7 %.
Можно сделать вывод, что текучесть персонала в МБОУ СОШ №12 неудовлетворительна, увольнение по собственному желанию 9 человек за последние годы. Причины этого могут заключаться как в неудовлетворительном отборе, так и в неудовлетворенности работников системой организации и мотивации труда в МБОУ СОШ №12.
2.2 Оценка уровня конфликтогенности персонала
В рамках выполнения работы была проведена оценка уровня конфликтогенности персонала МБОУ СОШ №12 с помощью теста «Оценка уровня конфликтности личности», представленного в Приложении 1. Выбор данной методики обусловлен теоретическими выводами о влиянии конфликтности личности на общую конфликтную ситуацию в коллективе. В представленной методике респондентам предлагают ответить на ряд вопросов.
Предмет исследования: уровень конфликтности в коллективе.
В исследовании принимали участие педагогические работники МБОУ СОШ №12. В исследовании приняли участие 41 чел.
При проведении диагностики учитывались индивидуальные особенности, возрастные различия. Участие в эксперименте было добровольным.Тест на оценку уровня конфликтности личности позволил определить как в каждом отдельном случае, так и общий уровня конфликтности коллектива.
Результаты оценки уровня конфликтности педагогов представлены в Приложении 2.
В табл. 2 представлено распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 по возрасту.
Таблица 2
Распределение персонала МБОУ СОШ №12 по уровню конфликтности
Степень конфликтности |
Количество человек |
Низкий (Н) |
8 |
Чуть ниже среднего (ЧНС) |
7 |
Средний (С) |
8 |
Чуть выше среднего (ЧВС) |
2 |
Выше среднего (ВС) |
16 |
Более наглядно данные табл. 2 можно представить на рис. 5.
Рис. 4. Распределение персонала МБОУ СОШ №12 по уровню конфликтности, %
Из рис. 5 видно, что более трети персонала (38%) МБОУ СОШ №12 имеют уровень конфликтности выше среднего. 20 % персонала МБОУ СОШ №12 имеют низкий уровень конфликтности, 20% - средний.
Средний балл по группе – 28,0 , что соответствует среднему уровню конфликтности в группе. Значение данного показателя вычислим по формуле простой средней арифметической:
(1)
Х = 28,0
Демографической особенностью педагогического коллектива МБОУ СОШ №12 является то, что 80,5% персонала – женщины. Как считают специалисты, в однородных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательного процесса.
Распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 в зависимости от пола представлено в табл. 3
Таблица 3
Распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 в зависимости от пола
Пол респондентов |
Уровень конфликтности |
||||
Низкий |
Чуть ниже среднего |
Средний |
Чуть выше среднего |
Выше среднего |
|
Женский |
6 |
6 |
6 |
2 |
13 |
Мужской |
2 |
1 |
2 |
0 |
3 |
Итого |
8 |
7 |
8 |
2 |
16 |
Распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 по полу более наглядно представлено на рис. 6.
Рис. 6 Распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 в зависимости от пола, чел.
Из рис. 6 видно, что уровень конфликтности чуть выше среднего преобладает среди женского персонала МБОУ СОШ №12.
Также представляет интерес оценки уровня конфликтности персонала в зависимости от возраста.
В табл. 4 представлено распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 в зависимости от возраста.
Таблица 4
Распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 в зависимости от возраста
Возраст респондентов |
Уровень конфликтности |
||||
Низкий |
Чуть ниже среднего |
Средний |
Чуть выше среднего |
Выше среднего |
|
21-30 |
4 |
4 |
4 |
2 |
7 |
31-40 |
3 |
2 |
4 |
||
41-50 |
1 |
2 |
|||
51-60 |
1 |
3 |
1 |
||
Старше 60 |
1 |
1 |
|||
Итого |
8 |
7 |
8 |
2 |
16 |