Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Управление персоналом предприятием на основе компетентностного подхода).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления персоналом на основе компетентностного подхода

1.1. Понятие компетентности и компетенций

1.2. Методические подходы к оценке профессиональных компетенций работников

Глава 2. Управление персоналом предприятием на основе компетентностного подхода

2.1. Досье предприятия

2.2. Реализация компетентностного подхода при отборе персонала на примере должности начальника инженерного отдела

2.2.1. Разработка модели компетенций начальника инженерного отдела

2.2.2. Построение профиля компетенций начальника инженерного отдела

Глава 3. Разработка элементов стимулирования и развития работника по результатам оценки компетенций

3.1. Разработка элементов стимулирования работников и мероприятий, формирующих эту систему

3.2. Решения по управлению персоналом

Заключение

Список литературы

У начальника инженерного отдела на уровне мастерства должны быть сформированы все компетенции, относящиеся к личностному потенциалу, а также ответственность. Все компетенции в сфере взаимодействия должны соответствовать базовому уровню, на этом же уровне должны быть компетенции в сфере организации и контроля. Для компетенций в области бизнес-задач достаточно начального уровня.

Проведем исследование компетенций инженера, претендующего на должность начальника инженерного отдела. Оценка уровня компетенций инженера, претендующего на должность начальника инженерного отдела, представлена в таблице 4.

Таблица 4

Уровень компетенций инженера, претендующего на должность начальника инженерного отдела

Оцениваемая компетенция

Уровень компетенции, в баллах

Уровень компетенции

1

2

3

Видение бизнеса

Успешно анализирует разноплановую информацию. Отделяет главное от второстепенного, верно оценивает значимость информации в заданном контексте. Делает логичные выводы.

2

Базовый

Формирует целостную картину ситуации, проблемы. Видит все ключевые факторы, влияющие на ситуацию. Понимает, каких элементов недостает для получения целостной картины.

2

Базовый

Хорошо понимает, какие бизнес-задачи решает его подразделение. Задачи остальных подразделений представляет в общем виде. Не стремится разобраться в их взаимосвязях.

1

Начальный

Знает отдельные аспекты рыночной ситуации в своей отрасли.

1

Начальный

Видит оперативный горизонт задач. Не уделяет внимания долгосрочной перспективе. Отслеживает наиболее очевидные проблемы и возможности в работе.

1

Начальный

Общая оценка уровня компетенции

Начальный

Коммерческое мышление

Понимает необходимость учета экономических показателей в своей деятельности и деятельности подразделения. На практике ориентирован в большей степени на заданные целевые показатели, нежели на получение дополнительной прибыли.

1

Начальный

Планирует и осуществляет свою деятельность, ориентируясь на экономическую целесообразность как на ключевой критерий оценки своей работы и работы своего подразделения.

2

Базовый

Общая оценка уровня компетенции

Начальный

Организация и контроль

Ошибается в расстановке приоритетов, переоценивая либо недооценивая важность тех или иных задач, мероприятий.

2

Базовый

При планировании четко расставляет приоритеты в своей работе и работе команды.

2

Базовый

Под каждый этап четко планирует и распределяет необходимые ресурсы (материальные, временные, человеческие)

2

Базовый

Обеспечивает эффективную координацию и согласованную работу всех исполнителей в зоне своей ответственности. Правильно распределяет задачи между исполнителями.

2

Базовый


Продолжение таблицы 4

1

2

3

Организует эффективный контроль промежуточных и итоговых результатов. Конструктивно и вовремя дает обратную связь подчиненным.

2

Базовый

Общая оценка уровня компетенции

Базовый

Ответственность

Самостоятельно выходит из сложных ситуаций, не имеющих аналогов в прошлом. Занимает твердую позицию при принятии непопулярных управленческих решений.

3

Мастерства

Готов нести персональную ответственность за негативные последствия своих (своего подразделения) действий, бездействия.

3

Мастерства

Общая оценка уровня компетенции

Мастерства

Коммуникации

Находит подход к различным типам собеседников, устанавливает с ними контакт

2

Базовый

Точно понимает, что он хочет донести до аудитории, оппонента. Говорит по существу, придерживается целей коммуникации. Ясно излагает свои мысли, находит точные формулировки для выражения своих идей и предложений. Структурирует информацию по приоритетности.

2

Базовый

Диалогичен: внимательно слушает собеседника. Проясняет позиции и выявляет потребности других. С уважением относится к мнениям, отличным от своего собственного

2

Базовый

Общая оценка уровня компетенции

Базовый

Командная работа

Деятельность своего подразделения видит как часть общего процесса работы организации. Конструктивно взаимодействует с коллегами и смежниками для достижения совместного результата. Согласует взаимные интересы. Оказывает коллегам и смежникам помощь и поддержку в случае необходимости. В ситуации разногласий между подразделениями находит удовлетворяющие вовлеченные в конфликт стороны решения, ориентируясь на базовые интересы организации в целом.

2

Базовый

Формирует атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в своем подразделении (команде). Чуток к изменениям внутрикомандной атмосферы. Разрешает возникающие конфликты путем компромисса, находя взаимовыгодные решения.

2

Базовый

Общая оценка уровня компетенции

Базовый

Лидерство


Продолжение таблицы 4

1

2

3

Обладает авторитетом, который позволяет ему эффективно взаимодействовать с людьми. Умеет находить союзников среди людей различного статуса и психологического типа. Влияет на окружающих, умело используя как формальные рычаги, так и свои личные качества.

2

Базовый

Воодушевляет коллег и подчиненных, ведет за собой, мотивирует, находит верные подходы к различным людям. Добивается принятия другими своих идей.

2

Базовый

Сохраняет конструктивную позицию в ситуациях «жесткого» общения. Уверенно преодолевает сомнения оппонентов, использует различные приемы для того, чтобы добиться реализации нужных ему решений.

2

Базовый

Общая оценка уровня компетенции

Базовый

Приверженность

Является для окружающих образцом в соблюдении правил и норм, принятых в организации.

3

Мастерства

Транслирует подчиненным установку, что каждый из них вносит свой вклад в развитие организации. Сохраняет у

сотрудников чувство принадлежности к организации и веру в её успех даже в крайне неблагоприятных обстоятельствах

3

Мастерства

Общая оценка уровня компетенции

Мастерства

Стремление к достижениям

Постоянно ищет и реализует возможность получить результат, превышающий требования задачи.

3

Мастерства

Сохраняет активную позицию и энтузиазм в длительные периоды неудач. Находит возможность добиться результата даже в ситуациях, которые выглядят как безнадежные.

3

Мастерства

Сохраняет продуктивность деятельности в условиях высоких нагрузок в течение длительного периода времени. В стрессовых ситуациях поддерживает других

3

Мастерства

Общая оценка уровня компетенции

Мастерства

Способность к развитию

Активно ищет возможность приобретения новых знаний и опыта.

3

Мастерства

Генерирует творческие, оригинальные идеи, создающие принципиально новое видение ситуации.

3

Мастерства

Не только гибко реагирует на изменения ситуации, но и умеет находить в них новые возможности, извлекать дополнительные

3

Мастерства

Общая оценка уровня компетенции

Мастерства


Оценка профессиональных компетенций инженера показала, что компетенции кандидата в сфере бизнеса относятся к начальному уровню. Данный специалист достаточно хорошо и быстро разбирается в большом объеме новой, разнородной информации, выделяет главное, формирует целостное представление о ситуации. В то же время он недостаточно глубоко понимает взаимосвязь всех частей бизнеса, их роль и влияние на результаты организации; не видит отсроченные последствия принимаемых решений, определяет пути достижения долгосрочных целей. Отметим, что в сфере видения бизнеса для должности начальника инженерного отдела вполне достаточно начального уровня развития компетенций.

Уровень компетенций в сфере коммерческого мышления также относится к начальному. Инженер планирует деятельность, ориентируясь на экономическую целесообразность как на ключевой критерий, однако, не мыслит масштабно: как правило, ориентирован в большей степени на заданные целевые показатели, чем на получение дополнительной прибыли. В то же время отметим, что для должности начальника инженерного отдела такого уровня компетенций в сфере коммерческого мышления достаточно.

Оценка уровня компетенций в сфере организации и контроля рабочих процессов показала, что инженер эффективно планирует деятельность подразделения в соответствии со стоящими целями и задачами; умеет выделять приоритеты; оптимально рассчитывает необходимые ресурсы; обеспечивает слаженную работу своего подразделения, а также контроль промежуточных и финальных результатов. Однако, рассматриваемый специалист не достаточно хорошо понимает задачи других подразделений и предприятия в целом. Достигнутый уровень – базовый.

Высокий уровень компетенций наблюдается в сфере контроля. Инженер самостоятельно и уверенно действует в ситуациях риска и неопределенности; принимает ответственность за эффективность своих решений и действий; критично относится к допущенным ошибкам и промахам. В целом достигнутый уровень соответствует уровню мастерства.

У инженера высокого развиты навыки эффективных коммуникаций: он легко устанавливает контакт с партнерами по взаимодействию, четко и убедительно излагает свою позицию; эффективно слушает собеседника, проясняет его потребности и интересы.

В командной работе инженер достаточно хорошо формирует атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в рамках своего подразделения. Уровень развития компетенции – базовый.

Лидерские компетенции сформированы на базовом уровне: инженер умеет добиваться уважения и признания со стороны членов команды, а также обеспечить готовность подчиненных вкладываться в достижение общих целей.


Компетенции приверженности сформированы на уровне мастерства. Инженер принимает и разделяет нормы и правила, принятые в организации; транслирует организационные ценности другим сотрудникам; формирует у подчиненных чувство принадлежности к организации, веру в её успех; поддерживает изменения, происходящие в организации, а также доводит до подчинённых позитивный смысл проводимых преобразований.

Оценка стремления к достижениям показала, что инженер с готовностью берется за решение сложных задач; не останавливается на достигнутом, повышает «планку» достижений; оценивает свой успех по достигнутому результату, а не по количеству приложенных усилий; проявляет настойчивость в достижении целей и преодолении препятствий; проявляет высокую работоспособность и стрессоустойчивость. Достигнутый уровень компетенций – уровень мастерства.

Способность к развитию также находится на высоком уровне: инженер быстро осваивает новые знания и навыки, использует их на практике; находит новые возможности повысить эффективность работы; выдвигает проработанные реалистичные инициативы.

В обобщенном виде сформированные компетенции инженера представлены в таблице 5.

Таблица 5

Карта профессиональных компетенций инженера, претендующего на должность начальника инженерного отдела

Компетенции

Фактический уровень

Решение бизнес-задач

Видение бизнеса

Начальный - 1

Коммерческое мышление

Начальный - 1

Управление рабочим процессом

Организация и контроль

Базовый - 2

Ответственность

Мастерства - 3

Взаимодействия

Коммуникация

Базовый - 2

Командная работа

Базовый - 2

Лидерство

Базовый - 2

Личностный потенциал

Приверженность

Мастерства - 3

Стремление к достижениям

Мастерства - 3

Способность к развитию

Мастерства - 3

Наглядно профиль компетенций инженера представлен на рисунке 1.

Вывод: фактический уровень компетенций инженера соответствует профилю компетенций, необходимых для замещения начальника инженерного отдела.