Файл: Разработка бизнес-плана нового предприятия (Разработка бизнес плана для предприятия по переработке отходов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти этапы можно сформулировать следующим образом:

- определение цели бизнес-плана. На данном этапе необходимо четко представлять для чего разрабатывается бизнес-план (готовится он для внутреннего пользования менеджерами предприятия или он рассчитан на инвесторов, коммерческие банки, лизингодателей, венчурные фонды и тому подобное);

- сбор информации, необходимой для составления бизнес-плана. На этом этапе необходимо выявить все возможные источники информации, необходимой для разработки бизнес-плана;

- выбор структуры бизнес-плана и его разработка. В зависимости от объема бизнес-планы делятся на три основные категории: сжатый, полный и операционный.[13]

Общая логика составления бизнес-плана приведена на рис. 2.

Рисунок 2 - Последовательность разработки бизнес-плана[14]

В Приложении 1 представлены стадии бизнес-планирования.

Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов: вступительная часть; характеристика предприятия; характеристика продукции (работ, услуг); анализ рынка; конкуренция; маркетинговый план; план производства; финансовый план; оценка рисков; приложения[15]

В отдельных случаях бизнес-план может содержать дополнительные разделы: организационный план, инвестиционный план и тому подобное. Ниже подробнее рассмотрим отдельные разделы бизнес-плана.

Вступительная часть. На эту часть необходимо обратить особое внимание, так как она является своеобразной визитной карточкой всего бизнес-плана. Она должна быть небольшой, но в то же время достаточно содержательной, чтобы вызвать интерес у потенциальных инвесторов. По содержанию этой части у инвестора складывается впечатление о проекте в целом и инвестор решает стоит ли ему читать до конца весь бизнес-план. Поэтому в этой части должны содержаться следующие сведения:

- кто обращается с просьбой о получении инвестиций;

- какова организационно-правовая форма предприятия;

- каким бизнесом будет заниматься предприятие (торговля, промышленность, сфера услуг);

- краткое описание продукции (услуг) предприятия;

- чем эта продукция (услуги) будет отличаться от продукции (услуг) конкурентов;

- почему покупатель захочет приобрести продукцию (услуги) именно этого предприятия;

- какой объем инвестиций желает привлечь предприятие;

- на какие цели планируется потратить привлеченные инвестиции;

- прогноз предполагаемых финансовых результатов от использования инвестиционных вложений (прогноз объема продаж, объем выручки от продаж, объем валовой прибыли, рентабельность инвестиций, условия и срок возврата инвестиций).[16]


Если после знакомства со вступительной частью потенциального инвестора заинтересовал проект, то он особое внимание обратит на следующий раздел, в котором будет приведена характеристика предприятия в которое он может вложить свой капитал.

Характеристика предприятия. Этот раздел следует начать с анализа текущего дело состояние отрасли в которой работает предприятие. Можно коротко осветить историю предприятия, его развитие, при этом необходимо помнить, что все сведения обязательно должны носить достоверный характер, так как инвестор, скорее всего, приведет соответствующие справки по предприятию, прежде чем вложить в него свой капитал.

Общие сведения: расположение предприятия; площадь, которую оно занимает; количество зданий, этажей, цехов; тип конструкции зданий; площадь земельного участка (собственная или арендованная) величина стоимости аренды земли, срок аренды и условия ее прекращения; степень привлекательности место расположения; количество работников.

Характеристика основных средств предприятия. В этом разделе необходимо проанализировать степень износа и состояние основных средств, оценить их стоимость или стоимость их аренды, определить стоимость неустановленного оборудования. Перечень основного оборудования с их стоимостью можно предоставить в приложениях.

Организационная структура. В этом разделе необходимо, прежде всего, отразить управленческую структуру: отметить лиц и отделы в которых принимаются стратегические решения, предоставить квалификационную характеристику управленческому персоналу. После этого необходимо кратко отразить количество отделов и цехов и охарактеризовать их основные функции. Если на предприятии в последние годы была весьма ощутима текучесть кадров, то это следует указать и определить ее причины и меры по ее устранению. Здесь следует также указать вакантные должности по различным специальностям, которые необходимо заполнить для нормального функционирования производственного процесса. [17]

Технологическая структура. В этом разделе дается оценка технологического уровня производственных линий, выявляются проблемы старения технологий и производственного потенциала предприятия, что могло бы положительно или отрицательно сказаться на его развитии. Также здесь описываются основные производственные операции, показывается загруженность оборудования, отображается как организуется процесс производства продукции, где покупаются запасные части и комплектующие изделия, определяется степень сырьевой зависимости и основные источники снабжения, раскрывается процесс осуществления контроля за качеством продукции (работ, услуг) и др.


Характеристика продукции (работ, услуг). В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции и услуг, которые будут предложены на рынок. При предоставлении основных характеристик продукции больший упор следует делать на тех преимуществах, что предоставит эта продукция потенциальным потребителям. Важно подчеркнуть уникальность и особые качества продукции (услуг). Перечень вопросов, которые, как правило, могут интересовать потенциальных инвесторов в этом разделе можно свести к следующему:

1. Какие потребности рынка должен удовлетворить продукция (услуга)?

2. Что в данной продукции особого и почему потребители будут отличать ее от товаров и услуг конкурентов?

3. Как долго этот товар (услуга) будет считаться новинкой на рынке? Также в этом разделе бизнес-плана помещается краткая информация о возможной цене товара, о расходах, необходимых на его производство, и примерная величина ожидаемой прибыли.[18]

Приводя все количественные и качественные характеристики товара, важно избежать тактической ошибки: не стоит надеяться только исключительно на преимущества товара, лучше сделать упор на наилучшее удовлетворение запросов рынка, то есть доказать, что продукция имеет своего покупателя и устойчивый спрос на рынке товаров и услуг.

Целесообразно предоставить наглядное изображение товара или изделия, так как сложно получить кредит под идею, которая еще не оформлена в опытном образце нового товара. В приложениях можно предоставить фото, рисунок или чертеж, позволяет составить четкое представление о продукции. Также в приложениях следует предоставить официальные документы, сертификаты, рецепты, патенты, заключения экспертов и другие документы, подтверждающие основные качества предлагаемого товара.

Однако наиболее совершенная технология и лучшая продукция ничего не стоят, если они не пользуется спросом у потребителей и на них нет спроса на рынке. Поэтому анализ рынка и разработка маркетинговой стратегии является одной из ключевых задач бизнес-плана.

Процесс исследования рынка предполагает четыре этапа: определение основного типа (формата) данных, необходимых для анализа; поиск данных; анализ данных; разработка мероприятий, на основании полученных данных позволят правильно организовать сбыт продукции.[19]

В сложных экономических условиях важно показать инвестору, что предприятие знает не только, как изготовить данную продукцию но и как наиболее эффективно реализовать ее на рынке.[20]


Когда потенциал рынка будет изучен, необходимо определить тот сегмент рынка на который в первую очередь будет ориентирована продукция предприятия. После этого необходимо предоставить структуру клиентуры (заказчиков) в середине этого сегмента.[21]

После того как будет определено будущее количество клиентов, можно будет сделать прогноз относительно будущих объемов продаж. Причем необходимо отразить как эти данные будут меняться в течение первых трех лет (как минимум).

Анализ рынка должен помочь будущим инвесторам, партнерам, руководству предприятия найти ответы на следующие вопросы:

- какова емкость рынка для данного предприятия?

- каков потенциал роста данного рынка?

- какова доля рынка приходится на это предприятие?

- какие сегменты рынка предприятие уже освоило?

- что будет происходить с долей рынка предприятия при расширении рынка - сокращение или увеличение?

- товары пользуются спросом на данном сегменте рынка?

- кто является потенциальным клиентом на данном сегменте рынка?

- что является главным стимулом покупки именно этой продукции: цена, качество, сервис, время доставки и исполнения, престижность предприятия и т.д.?

- каким образом можно расширить потенциальный круг своих клиентов?[22]

Конкуренция. Целью данного раздела является облегчение выбора тактики конкурентной борьбы и помощь избежать чужих ошибок. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедрения на перенасыщенный рынок. Детальный анализ деятельности конкурентов позволяет внести корректировки в свою стратегию и текущую деятельность, помогает успешно противостоять своим соперникам.

В этом разделе бизнес-плана желательно получить ответы на следующие вопросы:

- кто является наиболее крупным производителем аналогичной продукции (услуги)?

- что представляет собой продукция (услуги) конкурентов?

- общее состояние дел конкурентов: стабильное состояние, подъем, спад (указать причины)?

- какой объем продаж, дохода основных конкурентов?

- какой уровень цен на продукцию (услугу) основных конкурентов? Какую ценовую политику они применяют?

- насколько большое внимание рекламе уделяют основные конкуренты?

- какой уровень финансового состояния конкурентов?

Если преимущества над конкурентом превышают уровень 30%, то это означает, что товары и услуги данного предприятия имеют низкую конкурентоспособность; в пределах 30-50% - значит устойчивое состояние на рынке; 50-70% - свидетельствует об успешной конкуренции на рынке, а выше 70% - означает, что у предприятия имеются достаточные рычаги для контроля над рынком данной продукции (услуги).[23]


Если конкуренты объективно оценены, обнаружены их недостатки и преимущества, то можно ожидать, что и способы борьбы с ними будут выбраны адекватные. Какими могут быть эти методы? Их много, главные из них: конкуренция цен, конкуренция качества, конкуренция сервиса, конкуренция сроков выполнения и поставки, оперативность, гибкость и т.

Маркетинговый план. Данный раздел бизнес-плана должен характеризовать отдельные товарные группы, реальные и потенциальные рынки сбыта, а также угрозы и возможности для их развития и тому подобное. Подробнее круг вопросов, которые должны быть отражены в маркетинговом плане может быть отражен в содержании следующих структурных разделов, а именно:

- Оценка текущей маркетинговой ситуации. Здесь следует раскрыть характер целевого рынка и положение предприятия на этом рынке. Рынок необходимо охарактеризовать с точки зрения его емкости, основных сегментов, потребностей потенциальных потребителей, специфических черт и особенностей, обзора основных современных и перспективных товаров, перечня конкурентов и основных каналов распределения;

- Опасности и возможности. В этом разделе следует максимально раскрыть все возможности для дальнейшего развития рынка и основных товарных групп предприятия, а также указать основные опасности, уже проявились или могут проявиться в ближайшем будущем

- Постановка основных задач и проблем. На основе данных предыдущего раздела руководство предприятия определяет основные задачи, требующие решения и основные проблемы, которые могут возникнуть при решении этих задач;

- Стратегия маркетинга. В этом разделе маркетингового плана, во-первых, излагаются основные цели в отношении новых товаров, организации их продажи, вопросам рекламы, стимулирования сбыта, формирование цен; во-вторых, определяются основные мероприятия по достижению этих целей в разрезе отдельных этапов; в-третьих, запланированные мероприятия (стратегии) обосновываются имеющимися ресурсами;

- Порядок контроля. В этом разделе должен быть изложен порядок контроля всего, что в нем намечено.[24]

План производства. Главная задача этого раздела заключается в том, чтобы доказать потенциальным инвесторам, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить производственную программу, предусмотренную бизнес-планом. Если предполагается создать не производственное предприятие, а торговое или сервисное, то в данном разделе бизнес-плана должна быть описана процедура закупки партий товаров, система контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений.