Файл: Теория отраслевых рынков. Практические аспекты монополизации экономике (на примере банковского сектора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По итогам проведенного анализа можно сделать вывод об усиления влияния банковского сектора, банковской деятельность на экономику России. Рост по отношению к ВВП ключевых показателей банковской деятельности - кредитование, привлечение средств клиентов, операции с ценными бумагами - был бы невозможен без внедрения банковских инноваций. При этом совокупные активы банковского сектора по итогам 2015 г., впервые превзошли показатель ВВП.

Для экономики России и банковской системы кризис начал проявляться ближе к концу 2014 г., когда высокий уровень оттока капитала вкупе со снижением цен на нефть привел к резкой девальвации курса рубля в декабре 2014 г. Это объясняет тот факт, что итоговые показатели развития банковской системы в 2014 г. ещё не отражали результатов и всех последствий кризиса и лишь по результатам 2015 г. стал заметен спад в развитии банковской системы РФ.

Несмотря на негативную макроэкономическую обстановку и её последствия для банков, у банковской системы РФ есть потенциал и возможности для выхода из кризиса, дальнейшего развития и роста.

Нивелирование негативных внешних и внутренних факторов, устранение имеющихся недостатков банковской системы России и обеспечение ее качественного преобразования рассматривается сегодня как переход к преимущественно интенсивной модели ее развития. На рис. 2 представлены целевые ориентиры развития банковского сектора РФ.

Рисунок 2 - Целевые ориентиры развития банковского сектора России

Как показано на рис. 2, главными целями развития банковского сектора являются достижение высокого уровня конкуренции на рынке финансовых услуг; повышение ответственности руководства и владельцев банка и обеспечение честного и устойчивого развития бизнеса; развитие систем корпоративного управления, в том числе, управления рисками; повышение уровня капитализации банковского сектора; предоставление разнообразного и современного набора банковских продуктов и услуг; обеспечение высокой степени прозрачности и рыночной дисциплины.

Банк России как главный орган управления банковской системой, и кредитные организации как главная движущая сила банковской системы уже работают с учетом указанных целевых ориентиров.

Прежде всего, Банком России взят курс на сокращение участия государства в капиталах кредитных организаций при сохранении контроля за Сбербанком,

Банком ВТБ и Россельхозбанкам. Это должно улучшить условия ведения бизнеса, сделать их равными для всех банков; обеспечить здоровую и честную конкуренцию на рынке банковских услуг.


Государство в лице Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономразвития РФ, Банк России начали работу по развитию современной финансовой инфраструктуры, в том числе для банков. В частности речь идёт о международном финансовом центре (МФЦ), который призван усилить интеграцию банковского сектора в глобальные рынки. В настоящее время, в связи с кризисом, проект создания МФЦ приостановлен, но не отменен. По мере создания для его развития более благоприятной среды, проект необходимо обязательно продолжить.[18]

Необходимо решить задачу усиления доли рубля в международных расчетах, что стало особенно актуально в условиях усложнения доступа российских кредитных организаций к ресурсам в долларах США и евро. В этой связи необходимо активизировать сотрудничество в валютной сфере с азиатским регионом, в частности - с Китаем.

Основными модернизируемыми инфраструктурными элементами должны стать национальная платежная система, клиринг, биржи. Внезапное, без экономических предпосылок, отключение ряда российских банков от международных платежных систем Visa и MasterCard в начале 2014 г. придало сильный положительный импульс развитию российской Национальной системы платежных карт (НСПК). В итоге НСПК уже работает, к концу 2015 г. должна быть выпущена национальная платежная карта в рамках новой платежной системы «Мир».

Даже в условиях санкций США, Евросоюза и Японии должна и далее проводиться политика по стимулированию присутствия иностранного капитала банковского сектора РФ в целях сохранения здоровой конкуренции на российском рынке банковских услуг, внедрения передовых банковских технологий.

Новые банковские технологии выступают одной из предпосылок решения более широкой и масштабной задачи - повышения качества и расширения набора банковских продуктов. Для этого проводится работа по совершенствованию продуктовой линейки, снижению стоимостных, административных, процедурных, технических и технологических затрат клиентов.

Выводы:

Итак, для достижения целей развития банковской системы РФ предполагается ее реформирование по следующим основным направлениям:

  • совершенствование правовой среды, включая развитие законодательства, ориентированного на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, защиту частной собственности и развитие конкуренции на финансовом рынке;
  • формирование современной инфраструктуры, использующей передовые банковские технологий, предусматривающей развитие системы регистрации залогов, бюро кредитных историй, платежной и расчетной систем, института центрального контрагента и иных инфраструктурных институтов и условий;
  • повышение качества корпоративного управления и управления рисками в банках;
  • совершенствование банковского регулирования и надзора;
  • обеспечение финансовой стабильности и системной устойчивости банковского сектора;
  • создание условий для развития конкуренции в банковском секторе и на финансовом рынке;
  • повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
  • повышение качества и расширение возможностей потребления банковских услуг по всей территории страны;
  • внедрение современных банковских и информационных технологий;
  • упрощение и расширение перечня инструментов кредитования малого бизнеса;
  • предотвращение вовлечения кредитных организаций в противоправную деятельность.

Заключение

В заключение приведем ряд выводов и предложений по рассматриваемой проблеме.

  1. Прослеживается функциональная связь и наблюдается влияние состояния мировой торговли (интеграции) на уровень ее монополизации на внутренних рынках стран мира. При снижении роста международной торговли увеличивается степень монополизации крупных отечественных компаний на внутренних рынках.
  2. Введение странами Запада финансовых и экономических санкций в 2014 г. в отношении России, а также ответные санкции России в виде продовольственного эмбарго привело к импортозамещению на продовольственном рынке, главным образом, за счет увеличения поставок крупнейшими агрохолдингами и к усилению монополизации продовольственной торговли крупнейшими сетевыми компаниями.
  3. Действующее в России антимонопольное законодательство требует постоянного совершенствования и адаптации к новым трендам на мировом и внутреннем рынках продовольствия.
  4. В интересах малого и среднего бизнеса необходимо ограничить экспансию федеральных сетей в регионы с целью обеспечения возможности для развития более мелких сетей. Этому может способствовать законодательный запрет на размещение магазинов ближе определенного расстояния друг от друга.
  5. Требуется увеличить размер штрафов за нарушение антимонопольного законодательства для крупных торговых компаний (с годовым объемом реализации свыше 45 млрд руб.) до размера 1 месячной выручки или осуществлять приостановку деятельности до 3 месяцев.
  6. С учетом важности развития оптовых продовольственных рынков для обеспечения продовольственной безопасности страны, принять Федеральный закон «Об оптовых продовольственных рынках (ОПР)». ОПР успешно работают в странах с развитой рыночной экономикой. Нам следует перейти от оптовых распределительных центров (которых нигде в мире нет) к оптовым продовольственным рынкам, которые будут функционировать, в том числе и в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Библиография:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017)
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
  6. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции"
  7. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 05.12.2016) "О рекламе"
  8. О естественных монополиях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Справочно-правовая система Консультант плюс.
  9. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе [Электронный ресурс]: Постановление правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 25.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Справочно-правовая система Консультант плюс.
  10. Артемов А.В. Управление экономикой на основе государственного сектора // "Менеджмент в России и за рубежом" №6, 2007, с.25 с. 20-29
  11. Артёмов А.В., Брыкин А.В., Управление экономикой на основе государственного сектора // Менеджмент в России и за рубежом, №6-2007, URL: http://www.mevriz.ru/articles/2007/6/4274.htmI
  12. Веселова М. Ю. Современные подходы к трактовке понятия «банковская услуга» [Текст] / М. Ю. Веселова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 268-271
  13. Корнеев Ю. В. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимо-действия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе [Текст] / Ю. В. Корне-ев // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 233-236.
  14. Коробова Г.Г. Банковская культура как фактор развития банковской конкуренции / Г.Г. Коробова // Бан-ковские услуги. - 2016. - № 2. - С. 12-23
  15. Монополии капиталистические, Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982 http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/11249
  16. Покидченко М., Чаплыгина И. История экономических учений. — ИНФРА-М Москва, 2005. — с. 159
  17. Полусмакова Н.С. Развитие концепций конкуренции: эволюционный подход // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2016. - №1. - Т.3. - С. 13-19
  18. Роснефть. Структура акционерного капитала // URL: http://www.rosneft.ru/Investors/structure/share_capital/
  19. Симод Д.В. Становление нормативно-правовой базы, регулирующей конкурентные отношения в России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - №5 (10). - С. 230-232
  20. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Антикризисные меры и антикризисное законодательство России. Общий ком-ментарий / Г.А. Тосунян, А.Ю, Викулин. - М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 224 с.
  21. Федоров А. Ю. Монополизация экономики: тенденции, контроль, роль рейдерства // Научный вестник Омской академии МВД России № 3 (42), 2011 С.1

  1. Roche W., Monopoly Capitalism // In defence of Marxism. URL: http://www.marxist.com/monopoly-capitalism.htm

  2. Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982 URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/11249

  3. Федоров А. Ю. Монополизация экономики: тенденции, контроль, роль рейдерства // Научный вестник Омской академии МВД России № 3 (42), 2011 С.1

  4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5 издание, Т. 27. С. 310

  5. Указ. Соч. С. 311-312.

  6. Yves Beriault and Oliver Borgers, Overview of Canadian antitrust law // URL: http://www.mccarthy.ca/pubs/antitrus overview.pdf (дата обращения 21.10.2015)

  7. Монополии капиталистические, Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982 http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/11249

  8. Покидченко М., Чаплыгина И. История экономических учений. — ИНФРА-М Москва, 2005. — с. 159

  9. Артёмов А.В., Брыкин А.В., Управление экономикой на основе государственного сектора // Менеджмент в России и за рубежом, №6-2007, URL: http://www.mevriz.ru/articles/2007/6/4274.htmI

  10. Артемов А.В. Управление экономикой на основе государственного сектора // "Менеджмент в России и за рубежом" №6, 2007, с.25 с. 20-29

  11. Газпром. Акционерам и инвесторам // URL: http ://www. gazprom.ru/inve stors/stock/

  12. Роснефть. Структура акционерного капитала // URL: http://www.rosneft.ru/Investors/structure/share_capital/

  13. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Антикризисные меры и антикризисное законодательство России. Общий комментарий / Г.А. Тосунян, А.Ю, Викулин. - М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 224 с.

  14. Симод Д.В. Становление нормативно-правовой базы, регулирующей конкурентные отношения в России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - №5 (10). - С. 230-232

  15. Полусмакова Н.С. Развитие концепций конкуренции: эволюционный подход // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2016. - №1. - Т.3. - С. 13-19

  16. Коробова Г.Г. Банковская культура как фактор развития банковской конкуренции / Г.Г. Коробова // Банковские услуги. - 2016. - № 2. - С. 12-23

  17. Корнеев Ю. В. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе [Текст] / Ю. В. Корнеев // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 233-236.

  18. Веселова М. Ю. Современные подходы к трактовке понятия «банковская услуга» [Текст] / М. Ю. Веселова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 268-271