Файл: Теория отраслевых рынков. Практические аспекты монополизации экономике (на примере банковского сектора).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты монополизации экономики
1.1.Эволюция монополизации рыночной экономики: исторический аспект
1.2. Экономические последствия монополизации рынков.
Глава 2. Практические аспекты монополизации экономике (на примере банковского сектора)
2.1. Проблемы развития российского законодательства о банковской конкуренции
По итогам проведенного анализа можно сделать вывод об усиления влияния банковского сектора, банковской деятельность на экономику России. Рост по отношению к ВВП ключевых показателей банковской деятельности - кредитование, привлечение средств клиентов, операции с ценными бумагами - был бы невозможен без внедрения банковских инноваций. При этом совокупные активы банковского сектора по итогам 2015 г., впервые превзошли показатель ВВП.
Для экономики России и банковской системы кризис начал проявляться ближе к концу 2014 г., когда высокий уровень оттока капитала вкупе со снижением цен на нефть привел к резкой девальвации курса рубля в декабре 2014 г. Это объясняет тот факт, что итоговые показатели развития банковской системы в 2014 г. ещё не отражали результатов и всех последствий кризиса и лишь по результатам 2015 г. стал заметен спад в развитии банковской системы РФ.
Несмотря на негативную макроэкономическую обстановку и её последствия для банков, у банковской системы РФ есть потенциал и возможности для выхода из кризиса, дальнейшего развития и роста.
Нивелирование негативных внешних и внутренних факторов, устранение имеющихся недостатков банковской системы России и обеспечение ее качественного преобразования рассматривается сегодня как переход к преимущественно интенсивной модели ее развития. На рис. 2 представлены целевые ориентиры развития банковского сектора РФ.
Рисунок 2 - Целевые ориентиры развития банковского сектора России
Как показано на рис. 2, главными целями развития банковского сектора являются достижение высокого уровня конкуренции на рынке финансовых услуг; повышение ответственности руководства и владельцев банка и обеспечение честного и устойчивого развития бизнеса; развитие систем корпоративного управления, в том числе, управления рисками; повышение уровня капитализации банковского сектора; предоставление разнообразного и современного набора банковских продуктов и услуг; обеспечение высокой степени прозрачности и рыночной дисциплины.
Банк России как главный орган управления банковской системой, и кредитные организации как главная движущая сила банковской системы уже работают с учетом указанных целевых ориентиров.
Прежде всего, Банком России взят курс на сокращение участия государства в капиталах кредитных организаций при сохранении контроля за Сбербанком,
Банком ВТБ и Россельхозбанкам. Это должно улучшить условия ведения бизнеса, сделать их равными для всех банков; обеспечить здоровую и честную конкуренцию на рынке банковских услуг.
Государство в лице Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономразвития РФ, Банк России начали работу по развитию современной финансовой инфраструктуры, в том числе для банков. В частности речь идёт о международном финансовом центре (МФЦ), который призван усилить интеграцию банковского сектора в глобальные рынки. В настоящее время, в связи с кризисом, проект создания МФЦ приостановлен, но не отменен. По мере создания для его развития более благоприятной среды, проект необходимо обязательно продолжить.[18]
Необходимо решить задачу усиления доли рубля в международных расчетах, что стало особенно актуально в условиях усложнения доступа российских кредитных организаций к ресурсам в долларах США и евро. В этой связи необходимо активизировать сотрудничество в валютной сфере с азиатским регионом, в частности - с Китаем.
Основными модернизируемыми инфраструктурными элементами должны стать национальная платежная система, клиринг, биржи. Внезапное, без экономических предпосылок, отключение ряда российских банков от международных платежных систем Visa и MasterCard в начале 2014 г. придало сильный положительный импульс развитию российской Национальной системы платежных карт (НСПК). В итоге НСПК уже работает, к концу 2015 г. должна быть выпущена национальная платежная карта в рамках новой платежной системы «Мир».
Даже в условиях санкций США, Евросоюза и Японии должна и далее проводиться политика по стимулированию присутствия иностранного капитала банковского сектора РФ в целях сохранения здоровой конкуренции на российском рынке банковских услуг, внедрения передовых банковских технологий.
Новые банковские технологии выступают одной из предпосылок решения более широкой и масштабной задачи - повышения качества и расширения набора банковских продуктов. Для этого проводится работа по совершенствованию продуктовой линейки, снижению стоимостных, административных, процедурных, технических и технологических затрат клиентов.
Выводы:
Итак, для достижения целей развития банковской системы РФ предполагается ее реформирование по следующим основным направлениям:
- совершенствование правовой среды, включая развитие законодательства, ориентированного на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, защиту частной собственности и развитие конкуренции на финансовом рынке;
- формирование современной инфраструктуры, использующей передовые банковские технологий, предусматривающей развитие системы регистрации залогов, бюро кредитных историй, платежной и расчетной систем, института центрального контрагента и иных инфраструктурных институтов и условий;
- повышение качества корпоративного управления и управления рисками в банках;
- совершенствование банковского регулирования и надзора;
- обеспечение финансовой стабильности и системной устойчивости банковского сектора;
- создание условий для развития конкуренции в банковском секторе и на финансовом рынке;
- повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
- повышение качества и расширение возможностей потребления банковских услуг по всей территории страны;
- внедрение современных банковских и информационных технологий;
- упрощение и расширение перечня инструментов кредитования малого бизнеса;
- предотвращение вовлечения кредитных организаций в противоправную деятельность.
Заключение
В заключение приведем ряд выводов и предложений по рассматриваемой проблеме.
- Прослеживается функциональная связь и наблюдается влияние состояния мировой торговли (интеграции) на уровень ее монополизации на внутренних рынках стран мира. При снижении роста международной торговли увеличивается степень монополизации крупных отечественных компаний на внутренних рынках.
- Введение странами Запада финансовых и экономических санкций в 2014 г. в отношении России, а также ответные санкции России в виде продовольственного эмбарго привело к импортозамещению на продовольственном рынке, главным образом, за счет увеличения поставок крупнейшими агрохолдингами и к усилению монополизации продовольственной торговли крупнейшими сетевыми компаниями.
- Действующее в России антимонопольное законодательство требует постоянного совершенствования и адаптации к новым трендам на мировом и внутреннем рынках продовольствия.
- В интересах малого и среднего бизнеса необходимо ограничить экспансию федеральных сетей в регионы с целью обеспечения возможности для развития более мелких сетей. Этому может способствовать законодательный запрет на размещение магазинов ближе определенного расстояния друг от друга.
- Требуется увеличить размер штрафов за нарушение антимонопольного законодательства для крупных торговых компаний (с годовым объемом реализации свыше 45 млрд руб.) до размера 1 месячной выручки или осуществлять приостановку деятельности до 3 месяцев.
- С учетом важности развития оптовых продовольственных рынков для обеспечения продовольственной безопасности страны, принять Федеральный закон «Об оптовых продовольственных рынках (ОПР)». ОПР успешно работают в странах с развитой рыночной экономикой. Нам следует перейти от оптовых распределительных центров (которых нигде в мире нет) к оптовым продовольственным рынкам, которые будут функционировать, в том числе и в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Библиография:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции"
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 05.12.2016) "О рекламе"
- О естественных монополиях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Справочно-правовая система Консультант плюс.
- Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе [Электронный ресурс]: Постановление правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 25.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Справочно-правовая система Консультант плюс.
- Артемов А.В. Управление экономикой на основе государственного сектора // "Менеджмент в России и за рубежом" №6, 2007, с.25 с. 20-29
- Артёмов А.В., Брыкин А.В., Управление экономикой на основе государственного сектора // Менеджмент в России и за рубежом, №6-2007, URL: http://www.mevriz.ru/articles/2007/6/4274.htmI
- Веселова М. Ю. Современные подходы к трактовке понятия «банковская услуга» [Текст] / М. Ю. Веселова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 268-271
- Корнеев Ю. В. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимо-действия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе [Текст] / Ю. В. Корне-ев // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 233-236.
- Коробова Г.Г. Банковская культура как фактор развития банковской конкуренции / Г.Г. Коробова // Бан-ковские услуги. - 2016. - № 2. - С. 12-23
- Монополии капиталистические, Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982 http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/11249
- Покидченко М., Чаплыгина И. История экономических учений. — ИНФРА-М Москва, 2005. — с. 159
- Полусмакова Н.С. Развитие концепций конкуренции: эволюционный подход // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2016. - №1. - Т.3. - С. 13-19
- Роснефть. Структура акционерного капитала // URL: http://www.rosneft.ru/Investors/structure/share_capital/
- Симод Д.В. Становление нормативно-правовой базы, регулирующей конкурентные отношения в России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - №5 (10). - С. 230-232
- Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Антикризисные меры и антикризисное законодательство России. Общий ком-ментарий / Г.А. Тосунян, А.Ю, Викулин. - М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 224 с.
- Федоров А. Ю. Монополизация экономики: тенденции, контроль, роль рейдерства // Научный вестник Омской академии МВД России № 3 (42), 2011 С.1
-
Roche W., Monopoly Capitalism // In defence of Marxism. URL: http://www.marxist.com/monopoly-capitalism.htm ↑
-
Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982 URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/11249 ↑
-
Федоров А. Ю. Монополизация экономики: тенденции, контроль, роль рейдерства // Научный вестник Омской академии МВД России № 3 (42), 2011 С.1 ↑
-
Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5 издание, Т. 27. С. 310 ↑
-
Указ. Соч. С. 311-312. ↑
-
Yves Beriault and Oliver Borgers, Overview of Canadian antitrust law // URL: http://www.mccarthy.ca/pubs/antitrus overview.pdf (дата обращения 21.10.2015) ↑
-
Монополии капиталистические, Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982 http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/11249 ↑
-
Покидченко М., Чаплыгина И. История экономических учений. — ИНФРА-М Москва, 2005. — с. 159 ↑
-
Артёмов А.В., Брыкин А.В., Управление экономикой на основе государственного сектора // Менеджмент в России и за рубежом, №6-2007, URL: http://www.mevriz.ru/articles/2007/6/4274.htmI ↑
-
Артемов А.В. Управление экономикой на основе государственного сектора // "Менеджмент в России и за рубежом" №6, 2007, с.25 с. 20-29 ↑
-
Газпром. Акционерам и инвесторам // URL: http ://www. gazprom.ru/inve stors/stock/ ↑
-
Роснефть. Структура акционерного капитала // URL: http://www.rosneft.ru/Investors/structure/share_capital/ ↑
-
Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Антикризисные меры и антикризисное законодательство России. Общий комментарий / Г.А. Тосунян, А.Ю, Викулин. - М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 224 с. ↑
-
Симод Д.В. Становление нормативно-правовой базы, регулирующей конкурентные отношения в России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - №5 (10). - С. 230-232 ↑
-
Полусмакова Н.С. Развитие концепций конкуренции: эволюционный подход // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2016. - №1. - Т.3. - С. 13-19 ↑
-
Коробова Г.Г. Банковская культура как фактор развития банковской конкуренции / Г.Г. Коробова // Банковские услуги. - 2016. - № 2. - С. 12-23 ↑
-
Корнеев Ю. В. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе [Текст] / Ю. В. Корнеев // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 233-236. ↑
-
Веселова М. Ю. Современные подходы к трактовке понятия «банковская услуга» [Текст] / М. Ю. Веселова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 268-271 ↑