Файл: Теория отраслевых рынков. Практические аспекты монополизации экономике (на примере банковского сектора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка финансового состояния банков с использованием системы раннего предупреждения может проводиться лишь на основе достоверной информации. Тем не менее и сегодня нередки случаи предоставления в Банк России недостоверной отчетности кредитных организаций . За недостоверность отчетности в соответствии со ст. 20 закона о банках Банк России обязан отозвать лицензию.

Количество кредитных организаций, у которых отозвали лицензию представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Количество банков, у которых отозваны лицензии за 2009-2016 гг.

Статистика отозванных лицензий не показывает такое основание. До сих пор весьма распространена практика использования банками разного рода «регулировочных» схем, искажающих их финансовое состояние.

Разумеется, отчетность кредитных организаций, составленная с использованием подобных схем, отличается резким ростом оборотов по счетам учета ссудной задолженности, векселей и дебиторской задолженности на даты проведения «регулировочных» операций по сравнению со средним уровнем оборотов по аналогичным счетам банков, соблюдающих учетную дисциплину. Прежде всего это объясняется тем, что при реализации векселей с отсрочкой платежа на корреспондентский счет или в кассу банка не поступают реальные денежные средства, а происходит лишь регистрация подобных сделок на счетах дебиторской задолженности. Аналогичным образом не сопровождается списанием средств с корреспондентского счета и операция по выдаче кредита на погашение ранее возникшей задолженности, как это произошло бы в случае перечисления заемщиком средств, полученных в виде кредита на приобретение товарно-материальных ценностей или оплату услуг.

Основными показателями, отражающими эффективность деятельности кредитной организации, являются показатели ликвидности, прибыльности, качества активов и финансового левериджа.

Ликвидность характеризует способность банка обеспечить своевременное выполнение своих денежных обязательств перед клиентами банка. Баланс между прибыльностью и риском потери ликвидности, то есть поиск их идеального соотношения, - является одним из важнейших и сложных задач стабилизации и эффективной деятельности банка.

Так, с целью оценки эффективности инструментов управления ликвидностью банковской системы России, количественные показатели, которые отражают сущность ликвидности банковской системы, разделены на 3 порядка.


Ликвидность 1 порядка - включает свободную ликвидность банковской системы, то есть тот объем ликвидных средств, который она может использовать для обеспечения выполнения такой функции банковской системы, как предоставление ликвидности - выполнение мгновенных платежей, возврат депозитов, предоставление кредитов. Под свободной ликвидностью банковской системы понимают количественный показатель ликвидности банковской системы, который определяется путем поиска разницы между объемом средств коммерческих банков, размещенных на корреспондентских счетах в Центральном банке РФ и объемом сформованных обязательных резервов.

Ликвидность 2 порядка - включает активы банковской системы со сроком погашения до 30 дней, которые выражают уровень текущей ликвидности банков и используются для погашения обязательств, обновления кредитных линий, проведения платежей и могут быть оперативно превращаться в ликвидность 1 порядка.

Ликвидность 3 порядка - включает активы со сроком погашения до 1 года, то есть активы, которые могут быть превращены в наиболее ликвидные в течение одного года.

Что же касается инструментов Центрального банка РФ по управлению ликвидностью банковской системы, то их стоит разделить на 3 группы:

  1. административные - нормативы ликвидности, нормативно-правовые акты ЦБ РФ;
  2. рыночные - норматив обязательного резервирования, процентная политика, операции рефинансирования, операции на открытом рынке, операции по размещению депозитных сертификатов ЦБ РФ (абсорбация ликвидности); операции с иностранной валютой на межбанковском валютном рынке и управление золотовалютными резервами;
  3. коммуникационные - интервью, пресс-релизы, интернет-посредничество и т.д.

В настоящее время банки рассчитывают нормативы ликвидности в соответствии с Инструкцией Банка России от 03.12.2012 №139-И «Об обязательных нормативах банков» . К данным нормативам относятся:

  1. Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) - определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования. Минимально допустимое числовое значение норматива мгновенной ликвидности - 15%.
  2. Норматив текущей ликвидности банка (Н3) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней. Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50%.
  3. Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам банка и обязательствам с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней. Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120%.

С 2016 года вступил в силу еще один норматив ликвидности - норматив краткосрочной ликвидности. В настоящее время данный норматив должны соблюдать только те банки, которые входят в список системно значимых, а именно Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ЮниКредит банк, Альфа-банк, ФК Открытие, Росбанк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк и Россельхозбанк. Минимальное значение норматива на 2016 год - 70%, но к 2019 г. оно достигнет 100%: нормативный уровень будет подниматься на 10 процентных пунктов ежегодно .

К плюсам норматива краткосрочной ликвидности относится то, что он лучше учитывает специфику управления банками собственной ликвидностью, чем стандарты, которые применяются в России. Данный норматив полезен не только крупным банкам, ведущим международную деятельность, но и небольшим кредитным организациям. Очень важно и то, что в целях соблюдения норматива краткосрочной ликвидности банки будут вынуждены перейти к активному поиску долгосрочных источников финансирования, что улучшит качество кредитного портфеля.

Вместе с тем новый норматив не лишен недостатков: в период кризиса резервные активы, на которые наложены ограничения реализации, могут значительно обесцениваться, что приводит к выбытию этих же активов; для выполнения минимального числового значения НКЛ в 80% с 01.01.2017 банки должны будут держать на балансе значительные суммы высоколиквидных активов, не приносящих прибыли, что может отразиться на снижении рентабельности; более сложная, чем при расчете норматива Н3, техника расчета и др.

С принятием Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» был признан утратившим силу Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Основные положения данного Закона были включены в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .

Помимо Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», некоторые вопросы, связанные с банкротством кредитных организаций, также регулируются иными нормативно-правовыми актами, а именно:

Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ ;

Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности»;

Федеральным законом от 23.12.2003 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» ;


Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ;

Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и др.

Что касается Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», то нормы § 4.1 гл. 9 регулируют порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также определяют особенности оснований и порядка признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.

В настоящее время Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» фактически стал единым нормативным актом, регулирующим банкротство всех хозяйствующих субъектов. Как уже отмечалось, многие нормы были заимствованы из Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ, однако законодатель внес значительные изменения в общие и специальные нормы данного Закона, регулирующие несостоятельность кредитных организаций.

Что касается мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, то к таким мерам, как финансовое оздоровление, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией и реорганизации кредитной организации, законодатель добавил меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России (ст. 189.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Таким образом, для поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов кредиторов банков при наличии признаков их неустойчивого финансового положения, выявлении ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам кредиторов, Банк России и Агентство по страхованию вкладоввправе осуществлять меры по предупреждению банкротства банков. Речь идет о банках, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, обеспечение функционирования которой осуществляется Агентством .

Еще одно изменение коснулось ст. 6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Так, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 тыс. руб. Ранее данный размер составлял 100 тыс. руб. и являлся, на наш взгляд, явно заниженным.


Также были внесены изменения в ст. 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающиеся права на обращения кредитной организации в арбитражный суд. Так, для кредитных организаций, выступающих в качестве конкурсных кредиторов, предусмотрен упрощенный порядок. У данных организаций право на обращение в суд возникает с даты появления у должника внешних признаков банкротства. Также право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора — кредитной организации при условии предварительного, не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Важно отметить еще одну особенность, касающуюся признания недействительными сделок кредитной организации. Так, по общему правилу, сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если она совершена после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или в течение одного месяца до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Такая сделка, совершенная должником в течение 6 мес. до принятия судом заявления о признании должника банкротом, может быть признана судом недействительной, если в наличии имеются условия, предусмотренные абз. 2 и 3 п. 1 ст. 61.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», или если установлено, что кредитору или иному лицу, в отношении которого совершена такая сделка, было известно о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества либо об обстоятельствах, которые позволяют сделать вывод о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества (пп. 2 и 3 ст. 61.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Что же касается кредитных организаций, то периоды, в течение которых совершены сделки, которые могут быть признаны недействительными, или возникли обязательства кредитной организации, указанные в ст. 61.2, 61.3 и п. 4 ст. 61.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», исчисляются с даты назначения Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией, а в случае, если в отношении кредитной организации осуществляются меры по предупреждению банкротства с участием Агентства, - с даты утверждения Комитетом банковского надзора Банка России плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.