Файл: Анализ организационной культуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Функции организационной культуры

Организационная культура выполняет две основные функции: внешнюю адаптацию, т.е. осуществление связи миссии организации и ответственности, целей и мотивов; внутреннюю интеграцию членов организации, которая состоит в обеспечении предсказуемости поведения персонала, расширение возможности его регулирования.

Наиболее полно организационную культуру характеризуют следующие функции:[3]

1. Охранная функция, в соответствии с которой организационная культура является своего рода барьером от проникновения нежелательных тенденций и ценностей, которые характерны для внешней среды. Таким посредством данной функции организационная культура нейтрализует действие негативных внешних факторов.

2. Интегрирующая функция, заключающаяся в прививании определенной системы ценностей, синтезирующей интересы всех уровней предприятия, создавая ощущение идентичности у индивидов и групп. Интегрирующая функция способствует тому, что работники лучше осознают цели организации; приобретают более благоприятные впечатления об организации; ощущают себя частью единой системы и определяют свою ответственность перед организацией.

3. Регулирующая функция. В организационную культуру входят неформальные, неписаные правила, указывающие на то, каким образом сотрудники должны себя вести в процессе трудовой деятельности. Данными правилами определяются привычные способы действий внутри организации: последовательность совершения работ, характер рабочих контактов, способы информационного обмена и т.п.

4. Замещающая функция, или функция субститута формальных отношений. Ее суть заключается в том, что сильная организационная культура, которая способна эффективно заместить формальные, официальные механизмы, позволяет организации не применять чрезмерно усложненную формальную структуру, ведущую к увеличению потока официальной информации. В результате имеет место экономия на издержках управления в организации.

5. Адаптивная функция, заключающаяся в том, что наличие организационной культуры означает взаимную приспособленность между работниками и организацией. Адаптация позволяет новым сотрудникам более эффективно «вписываться» в хозяйственную систему организации. Адаптация происходит посредством совокупности мер - социализации. В свою очередь, возможным является противоположный процесс - индивидуализация, при котором организация организует свою деятельность так, чтобы имело место максимальное использование личностного потенциала и возможностей индивида в решении собственных задач.


6. Образовательная и развивающая функции обусловлены тем, что организационная культура всегда находится в тесной взаимосвязи с образовательным и воспитательным эффектом. Организации походят на большие семьи, в связи с чем управляющим необходимо проявлять заботу о подготовке и образовании своих сотрудников. Результат данных усилий заключается в увеличении «человеческого капитала», т.е. приращении знаний и навыков сотрудников, которые организация может применить для достижения своих целей. Посредством образовательной и развивающей функций организация может расширить количество и качество экономических ресурсов, которые находятся в ее распоряжении.

7. Функция управления качеством заключается в том, что поскольку культура в конечном счете проявляется в результатах хозяйственной деятельности организации - экономических благах, постольку организационная культура посредством продуцирования более внимательного и серьезного отношения к работе способствует улучшению качества товаров и услуг, которые предлагаются организацией. Иными словами, качественная работа и рабочая среда переходит в качество продукции.

Существуют также функции, определяющие необходимость адаптации организации к факторам внешней среды:

8. Функция ориентации на потребителя заключается в том, что посредством учета целей, запросов, интересов потребителей, который отражен в элементах культуры и в первую очередь в системе ценностей организации, устанавливаются более прочные и непротиворечивые отношения организации со своими клиентами. Во многих современных организациях забота о потребителях выделяется как наиболее значимая и широко декларируемая ценность.

9. Функция регулирования партнерских отношений. Посредством организационной культуры вырабатываются правила взаимоотношений с партнерами, которые предполагают не юридическую, а моральную ответственность перед ними. В данном контексте с помощью организационной культуры развиваются и дополняются нормы и правила поведения, которые вырабатываются в рамках экономической культуры рыночного порядка.

10. Функция приспособления организации к потребностям общества. Действием данной функции повышается операбельность внешней среды, создаются наиболее благоприятные внешние условия для функционирования организации. Эффект этой функции, в отличие от предыдущей, по большей степени заключается не в повышении производительности организации, а в устранении барьеров и преград, нейтрализации воздействий, которые связаны с нарушением или игнорированием организацией правил общественной игры.


1.3 Свойства организационной культуры

При планировании культуры организации необходимо учитывать ее наиболее существенные признаки, или свойства.[4]

1. Как любой развивающейся культуре, организационной культуре присуще свойство динамичности. В процессе своем движения организационная культура проходит следующие стадии: зарождение, формирование, поддержание, развитие и совершенствование, прекращение (замена). На каждом этапе возникают «проблемы роста», являющиеся закономерными для динамичных систем. Разные организационные культуры характеризуются своими путями их решения. Это свойство организационной культуры в процессе формирования культуры происходит в соответствии с принципом историчности.

2. Свойство системности является вторым по важности, указывающим на то, что организационная культура является достаточно сложной системой, объединяющей отдельные элементы в единое целое, опираясь на определенную миссию в обществе и свои приоритеты.

3. Элементы, которые составляют организационную культуру, являются строго структурированными, иерархически соподчиненными, для них характерна своя собственная степень насущности и приоритетности.

4. Организационной культуре присуще свойство относительности, в связи с тем, что организационная культура – это не «вещь в себе»; в ней постоянно происходит соотношение своих элементов как со своими личными целями, так и с окружающей средой, другими организационными культурами. В этом процессе отмечаются слабые и сильные стороны, пересматриваются и совершенствуются те или иные параметры.

5. Свойство неоднородности проявляется в том, что внутри организационной культуры может находиться множество локальных культур, которые являются отражением дифференциации культуры в соответствии с уровнями, отделами, подразделениями, возрастными группами, национальными группами и т.п., - так называемые субкультуры.

6. Разделяемость является еще одним важнейшим свойством организационной культуры. Эффективное существование и развитие любой организационной культуры происходит лишь благодаря тому, что ее постулаты, нормы и ценности разделяет персонал организации. Степень разделяемости определяет силу воздействия культуры на сотрудников. Чем степень разделяемости выше, тем более существенным и сильным влиянием на поведение сотрудников в организации обладают нормы и ценности, цели, кодексы и иные структурные элементы организационной культуры.


7. Свойство адаптивности заключается в том, что организационная культура, с одной стороны, способна оставаться устойчивой и противостоять негативным воздействиям и органично вливаться в положительные изменения без потери своей эффективности, с другой стороны.

1.4 Структура организационной культуры

Существует несколько попыток определения структуры организационной культуры, среди наиболее известных и удачных является предложение Ф. Харриса и Р. Морана, рассматривающих организационную культуру на основании десяти следующих характеристик:[5]

1. Осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие - поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других - через индивидуализм).

2. Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, "телефонного права" и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций).

3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п.).

4. Что и как едят люди, их привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие специальных мест для питания на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотации на питание; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т.п.).

5. Осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности понятия «время» у работников; соблюдение временного распорядка, поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени).

6. Взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов).

7. Ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения - что люди ценят в своей организационной жизни: свое положение, титулы или саму работу и т.п. и как эти ценности сохраняются).


8. Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние религии и морали.

9. Процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; работники полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин).

10. Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность в работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки в работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек – машина»; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе).

Приведем еще одно структурное толкование понятия «организационная культура».

Первым звеном организационной культуры являются мифы или легенды. Они и закрепляют критерии, определяющие способ жизнедеятельности организации. Во всех легендах, как правило, прослеживается опыт взаимодействия руководителя и подчиненного или сотрудников в процессе труда или вне его.

Второе звено организационной культуры - ритуалы. В повседневной жизни ритуалы играют важную роль. Они укрепляют структуру фирмы. Ритуалы (обряды) и церемонии являются в некотором смысле подлинным воплощением наиболее значимых моментов, которые символизируют корпоративный дух и единство всего персонала, сближение всех членов трудовой общности, демонстрируют им новые и еще не известные страницы истории и настоящего фирмы, приобщают всех участников ритуала к основным ее ценностям и традициям.

С другой стороны, ритуал представляет собой внерациональное поведение, потому как ритуал никогда не целенаправлен.

Следующими неотъемлемыми звеньями организационной культуры выступают язык и этика деловых отношений. Именно с помощью языка формируется и передается культура. Этика деловых отношений - это совокупность принципов, отделяющих правильное поведение от неправильного, формирующихся в процессе взаимодействия сотрудников в процессе труда.

Таким образом, можно резюмировать, что организационная культура обладает рядом важных характеристик. Ниже перечислены те из них, которые не вызывают у исследователей разногласий:[6]

1. Наблюдаемые регулярные формы поведения. Члены организации, взаимодействуя друг с другом, прибегают к общему языку, терминологии, а также ритуалам для проявления уважения друг к другу или демонстрации приемлемого поведения кого-то из коллег.