Файл: Особенности создания картелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 423

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С прямыми доказательствами работать в суде всегда легко, однако что получить их необходимо предоставить явку с повинной участника картеля, произвести проверку хозяйствующих субъектов, получить объяснения либо запросить документацию, информацию. Наиболее эффективным способом получения доказательств существования картелей это внезапная проверка. [[87]]

С косвенными доказательствами дело обстоит сложнее. Что доказать существование картеля (тайного сговора) необходимо обосновать следующие обстоятельства:

  • единообразие и синхронность действия хозяйствующих субъектов в отсутствии на то объективных экономических причин,
  • обосновать, что деятельность этих субъектов направлена против их собственных интересов,
  • обосновать, что согласованные действия хозяйствующих субъектов не могла место быть кроме как при наличии тайного сговора между ними, который имеет своей целью ограничение здоровой конкуренции и монополизации рынка. [[88]]

Отсюда вытекает вторая проблема доказывания устных картелей -достаточность доказательств.

Естественно, модель поведения хозяйствующего субъекта может послужить косвенным доказательством заключения устного антиконкурентного соглашения. Тем не менее, этого одного доказательства недостаточно. Для полноты картины сюда необходимо добавить показания физических лиц, результаты внеплановых проверок антимонопольного органа, всестороннее изучение и оценка всех обстоятельств дела, результаты оперативно-розыскных мероприятий, которые проводились соответствующими органами. [[89]]

В Российской Федерации разоблачением картелей занимается Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС). Как было выяснено ранее, создание и функционирование картелей является опасным нарушением антимонопольного законодательства, которое способствует причинению ущерба конкретным хозяйствующим субъектам и экономике в целом. [[90]]

Особое значение в работе ФАС уделяется выявлению, расследованию и доказыванию картельных соглашений. Для полноты описания рассмотрим основные моменты, которые необходимы для доказывания существования картелей. [[91]]

В первую очередь необходимо найти и удостовериться в наличии состава преступления. Для этого определяют субъекты соглашения, существование самого соглашения, его форма и содержание. Помимо этого необходимо доказать наличие негативного воздействия на поддержание конкуренции.


Во вторых, нужно установить причинно-следственную связь. Это выступает в качестве завершающего этапа доказывания картельного соглашения. Наличие причинно-следственной связью между созданием антиконкурентного соглашения и наступления негативных последствий вследствие заключения такого соглашения. [[92]]

Как мы видим, процедура доказывания картельных соглашений нуждается в совершенствовании. На данный момент судебная практика в России не имеет большого опыта. При доказывании картелей антимонопольные органы основываются на том, что это нарушающее закон соглашение между конкурентами, которое может привести к опасным последствиям для экономики.

В российском законодательстве много норм, которые запрещаются именно эффект, который ожидается на рынке после создания антиконкурентного соглашения. Процедура доказывания очень сложна. Для квалификации картеля необходимо определить границы товарного рынка, чтобы доказать что участники картельного соглашения объедены едиными границами и продают товар на одном товарном рынке (именно для управления ценами на своем рынке они и создают картели). Чтобы доказать наличие сговора между конкурентами необходимо также доказать, что производители или продавцы товара находятся в действительно конкурентных отношениях. [[93]]

После предоставленных доказательств существования картеля, участники предстают перед судом для назначения административной или уголовной ответственности в зависимости от общественной опасности совершенного деяния. В последнее время антимонопольные органы все реже находят документальное подтверждение существования картелей. Участники сговора всеми силами стремятся сохранить секретность. Даже если соглашение и заключается, в нем не фигурируют реальные фирмы. Производители часто используют вымышленные имена и псевдонимы. Именно поэтому в последнее время большое внимание уделяется поиску и предоставлению косвенных доказательств, которые указывают на побочные факты, подтверждающие наличие причинно-следственной связи между поступками договаривающихся сторон и наступившими последствиями. Как говорилось ранее, в таких случаях проводится анализ рынка, анализ поведения хозяйствующих на нем субъектов, математическая экспертиза и так далее. [[94]]

Весь процесс доказывания сводится к тому, что необходимо четко установить следующие факты:

  • действия хозяйствующих субъектов синхронны и единообразны при отсутствии для этого объективных экономических причин;
  • сплоченные и единообразные действия субъектов направлены против их собственных интересов;
  • действия этих субъектов не могут иметь место быть ни при каких обстоятельствах, кроме как заключения картельного соглашения между ними. [[95]]

В сравнении с другими странами, где антимонопольное законодательство более развито, в России пока что отсутствует большое количество практических руководств по расследованию и доказыванию антимонопольных соглашений. Как правило, такие руководства не содержатся в подзаконных актах и законах, они вырабатываются на основе судебной практики, которая разрабатывает применимость доказательств в подобных делах. Однако время идет вперед, экономика не стоит на месте, так же активно совершенствуется и российское антимонопольное законодательство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученного материала можно сделать вывод, что картель -это своеобразное объединений фирм, чаще всего одной отрасли, которые заключают соглашение о коммерческой деятельности предприятий. Такие соглашения касаются регулированию и установки цен на товары и услуги, соглашения касательно рынков сбыта, объемов производства, ассортимента предлагаемой продукции, условиях найма работников и обмене патентов. Среди вышеперечисленных сфер большую заинтересованность компаний вызывают вопросы сбыта продукции.

В последнее время создание некоторых картелей уже не преследует цель захватить тотальный контроль над рынком, а всего лишь завоевание одной отрасли. Особенность картелей состоит в том, что они имеют своей целью преодоление кризисных ситуаций в экономике, восстановление баланса предложения и спроса. Однако, положительный эффект от таких соглашений может быть только под четким и жестким контролем со стороны государства.

В истории человечества были зафиксированы разные виды картельных соглашений. В основном они делятся по целям контроля условий продаж, установления фиксированных цен, разделения деятельности, территории, продаж и потребительской аудитории, установления долей в отдельных областях бизнеса. В работе были изучены и даны характеристики таких видов картелей, как денежный, долевой, закупочный, калькуляционный и кондиционный картели, кризисный картель, патентный картель, производственный картель, субмиссионный картель, картель минимальных цен, картель единой цены, импортные и экспортные картели и другие.

Благодаря слаженной работе членов картеля и правильному подходу распределения действий картель может благополучно вести тайные встречи, обеспечивая этим установку и контроль выгодной цены на товар и объемов его выпуска. Успешно функционирующий картель принимает в расчет выгоду для всех договаривающихся сторон от сокращения выпуска продукции каждой фирмой -это и является основной мотивацией объединения производителей в картель.


Однако не так сложно создать картель и установить правила, как выполнить все соглашения, так как каждый участник после образования картеля заинтересован в скрытом нарушении условий и достижения максимальной индивидуальной прибыли. Если же установленные правила будут нарушаться всеми участниками картеля - это приведет к его распаду. Следовательно, успех картеля полностью зависит от пресечения и выявления обманных действий, поэтому любое картельное соглашение имеет механизм принуждения к выполнению установленных правил и карательные меры в случае обмана участниками.

На основании вышеизложенного материала в курсовой работе можно утверждать, что картель может успешно существовать, а его деятельность процветать в условиях современных рыночных отношений при наличии некоторых факторов, которые укрепляют и стабилизируют работу тайного сговора. Здесь особое значение занимает способность картеля повышать и удерживать определенный уровень цен, который выгоден для участников картеля, неэффективность законодательного регулировать в случае запрещения картельных соглашений. Помимо этого необходимо принимать во внимание низкие издержки производителей -участников картеля, разделение между фирмами рынка сбыта продукции, установление контроля над большим количеством параметров рынка, дружественные и согласованные действия и благоприятные отношения между участниками.

Касательно обстановки в Российской Федерации регулирования картелей за небольшой промежуток времени законодательство претерпело множество изменений, которые эффективно сказываются на пресечении образования и прекращения функционирования картелей. Были введен в действие Закон о защите конкуренции, предложены и закреплены статьи, которые устанавливают уголовную и административную ответственность за создание соглашений, ограничивающих конкуренцию. В России создано специальное Управление по борьбе с картелями, которое занимается выявлением и пресечением соглашений и согласованных действий, противоречащих антимонопольному законодательству Российской Федерации, а так же осуществляет методическое обеспечение структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федеральной Антимонопольной Службы России.

На основании изученного материала можно смело заявлять, что картели чаще имеют негативное воздействие на российскую экономику, даже не смотря на позитивный опыт некоторых европейский стран. Картели в большинстве случаев приносят вред такой же вред, как и монополии. К примеру, торможение научно-технического прогресса, искусственное завышение цен, снижение ассортимента товара, установление слишком высоких барьеров входа на рынок, а также снижение доверия общественности к основам рыночной экономики и политики государства.


На деле вы видим, что современное российское антимонопольное законодательно нуждается в постоянном совершенствовании и развитии. Экономика не стоит на месте, это живая отрасль, которая меняется каждый день с появлением новых условий взаимодействия и вхождением новых участников на рынок. В сравнении с другими странами, где антимонопольное законодательство более развито, в России пока что отсутствует большое количество практических руководств по расследованию и доказыванию антимонопольных соглашений. Как правило, такие руководства не содержатся в подзаконных актах и законах, они вырабатываются на основе судебной практики, которая разрабатывает применимость доказательств в подобных делах. Однако время идет вперед, экономика не стоит на месте, так же активно совершенствуется и российское антимонопольное законодательство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (ред. от 25.10.2015) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) URL: https://rg.ru/2006/07/27/zaschita-konkurencii.html (дата обращения: 02.04.2017)
  2. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 06.12.2011 N 401-ФЗ (последняя редакция)URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122740/ (дата обращения 08.04.2017)
  3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2017) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 05.04.2017))
  4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195- ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016)URL: http://volgastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/volgastat/resources/7ee9c6804b5ac268be67bf4e4d05559c/%D0%9A%D0%9E%D0%90%D0%9F.pdf (дата обращения: 06.04.2017)
  5. Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" от 09.05.2005 N 45-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53277/ (дата обращения 05.04.2017
  6. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51/ (дата обращения 06.04.2017)
  7. Федеральный закон от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ
    "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
    (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 26 июля 2006 г.) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6706/ (дата обращения 06.04.2017)
  8. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 июля 2010 г. N 407 "Об утверждении Положения об Управлении по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы" URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6639935/#ixzz4djPvtLHY (дата обращения 08.04.2017)