Файл: Особенности создания картелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее при соблюдении полной секретности можно начинать проводить операции с золотом. Логичным при таких обстоятельствах стало не продавать, а именно передавать его другим частным структурам, оформляя эти операции как лизинг или кредиты золота. В подвалах же хранилищ вместо золотых слитков повещались бумаги, которые выступали в качестве расписок, требований и сертификатов. [[50]]

Таким образом, золото официально остается в резервах банка в документальном виде, а не физическом. Естественно, народу о таких перемещениях не докладывается и ежегодно на рынок выбрасывается все больше и больше драгоценного металла, в то время как оно остается считаться на балансе вышеупомянутых центральных банков. Так как золота на международном рынке много -цена на него падает, а доллар укрепляет свои позиции. Теория существования «Золотого картеля» очень интересна, даже в настоящее время эксперты GATA не перестают находить массу доказательств его существования и успешного функционирования.

Необходимо отметить, что последние 15 лет люди ждут развязки и раскрытия тайны о «Золотом картеле». США нейтрально реагирует на частые запросы предоставить информацию об истинном состоянии финансовых дел страны и информирует о неприкосновенности золотого запаса.

Еще в 2004 году Лондонский банк Ротшильдов предпринял хитрый ход, известив общественность о своем выходе и «золотого фиксинга» - процедуры, посредством которой в узком кругу ежегодно устанавливают цену на желтый металл. Однако встает вопрос, как всемирно известная держава может оставить золотой бизнес, который регулярно приносит постоянные доходы. Здесь отчетливо можно сделать вывод о том, что, чувствуя надвигающуюся угрозу раскрытия тайны о «Золотом картеле», олигархические круги решили отойти от эпицентра событий. [[51]]

Помимо этого, в 2012 году в средствах массовой информации остро встал вопрос по поводу официальном мировом запасе золота. Стало известно, что на рынке торгуют фальшивым золотом в виде вольфрамовых слитков, покрытых золотым налетом, хотя некоторые специалисты заявили об этом еще в 2004 году. Исходя из этого, стали возникать подозрения, что помимо документального подтверждения наличия в похвалах казначейств США предполагаемого золота там же находятся и рассматриваемые вольфрамовые слитки. Однако, это еще недоказанный факт, который так же приковывает к себе внимание. [[52]]


Таким образом, на основе рассмотрения процесса функционирования известного «Золотого картеля» мы видим подтверждение успешного существования тайного сговора, который до сих пор не разоблачен мировыми экспертами. Участники картеля создали все условия, чтобы поддерживать заговор и процветание «золотой монополии» в Америке. Благодаря слаженной работе членов картеля и правильному подходу распределения действий картель может благополучно вести тайные встречи, обеспечивая этим установку и контроль выгодной цены на товар и объемов его выпуска. Успешно функционирующий картель принимает в расчет выгоду для всех договаривающихся сторон от сокращения выпуска продукции каждой фирмой -это и является основной мотивацией объединения производителей в картель.

2.3. Факторы, определяющие эффективность картелей

На основе рассмотрения функционирования «Золотого картеля» мы выяснили такие условия эффективности картелей как тайная, скрытая деятельность и слаженная работа и сплоченное сотрудничество участников.

Помимо этого существуют и другие условия эффективности. Прежде всего, это добровольное объединение, следовательно, каждый из участников должен быть согласен с политикой картеля и заинтересован в своем личном вкладе. Отказ участников соблюдать правила картеля влечет нарушение слаженной работы и распаду соглашения. [[53]]

Рассмотрим основные факторы, которые определяют эффективность картеля.

Особую важность необходимо придать эффективности антимонопольного законодательства, которое действует в стране. При законодательном запрещении картельных соглашений фирмы не в состоянии гласно и явно заключать договоренности и вынуждены вести тайные переговоры. Государственные органы устанавливают меры пресечения и наказания фирмам, которые стали участниками тайных сговоров. Сильно увеличивается риск присоединиться к картелю. С другой стороны, если картели наоборот закрепляются и спокойно регулируются законодательством, производители могут спокойно встречаться и обсуждать настоящие проблемы. Риск присоединения к картелю уменьшается, и количество присоединившихся участников возрастает до максимума. [[54]]

Вторым фактором успешности картеля выступает количество производителей и продавцов продукции. Намного легче договориться, если на рынке малое количество фирм. Наоборот, когда на рынке действует большое количество производителей и продавцов товара возникает много разногласий и каждый гнет свою линию продаж. При большом количестве олигополистов возрастают издержки формирования картеля. Тем самым увеличивается вероятность несогласия некоторых фирм к картелю, следовательно, его монопольная власть сильно снижается. [[55]]


Третьим фактором является однородность выпускаемой продукции и сопоставимость издержек. Картелю легко будет принимать решения, если фирмы производят однородную продукцию, а их издержки производства идентичны. И наоборот, если продукция неоднородна, а издержки сильно рознятся, фирмам сложно договориться и выбрать одно направление политики принятия решений и развития. [[56]]

Стабильность и предсказуемость спроса так же влияет на эффективность функционирования картеля. Это фактор упрощает фирмам принятие картельного соглашения. Переговоры обычно затрудняются, когда изменяются объемы спроса, которые дестабилизируют экономику. [[57]]

Особую важность нужно придавать и взаимоотношениям между участниками тайного сговора. Чем доброжелательнее и дружественней царит обстановка, тем легче руководителям фирм выработать согласованное решение, которое будет удовлетворять их интересы. Примером ситуации, когда данный принцип не сработал, может стать не заключение договоренности между ЮАР и СССР по экспорту золота. [[58]]

Более совершенная форма картелей предполагает помимо установления единых цен и совместного сбыта ограничения производства посредством назначения объемов выпускаемой продукции -квот. Это делается для скоординированного регулирования производственной мощности фирм участников. [[59]]

Таким образом, на основании вышеизложенного материала в курсовой работе можно утверждать, что картель может успешно существовать, а его деятельность процветать в условиях современных рыночных отношений при наличии некоторых факторов, которые укрепляют и стабилизируют работу тайного сговора. Здесь особое значение занимает способность картеля повышать и удерживать определенный уровень цен, который выгоден для участников картеля, неэффективность законодательного регулировать в случае запрещения картельных соглашений. Помимо этого необходимо принимать во внимание низкие издержки производителей -участников картеля, разделение между фирмами рынка сбыта продукции, установление контроля над большим количеством параметров рынка, дружественные и согласованные действия и благоприятные отношения между участниками.

Как показывает практика, большинство картелей не отвечают условиям эффективности и многие из них распадаются. Подобные договоренности характеризуются своей нестабильностью и большими сложностями в плане принятия решений и координации действий внутри картеля. Многие фирмы, вступив в соглашение, отказываются мириться с жесткими условиями сосуществования и ищут способы увеличения собственной прибыли за счет обмана и скрытого превышения объемов оговоренного выпуска.


3. Картель в современной российской экономике

3.1. Правовое регулирование картелей

Картели в современной экономике существуют на законной основе и тайно, в пределах одного государства и вовлекая международные связи. По мнению одних экспертов картели находятся на службе у криминальных видов деятельности, по мнению других же картели рассматриваются как соглашения, приносящие пользу экономике.

Обращаясь к исторической справе можно отметить, что 22 марта 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон №941-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Несколько лет спустя в 2006 году ему на смену пришел Федеральный Закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», который вошел в юридическую силу 26 июля 2006 года. Точное и конкретное обозначение понятию картель в современных правовых источниках отсутствует, однако Закон о защите конкуренции содержит в себе поправку, которая все-таки дает некоторое представление о таком явлении. Картелями будут признаваться соглашения между отдельными хозяйствующими субъектами, которые могут привести к установлению и поддержанию оговоренных цен, надбавок, скидок и наценок, повышению, поддержанию, убавлению цен на рыночных торгах, деление рынка между договаривающими сторонами по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему продаж и покупок товаров, составу продавцов либо покупателей. [[60]]

Еще в 1996 году в Уголовный Кодекс Российской Федерации была внесена 178 статья, в которой была установлена уголовная ответственность за ограничение, недопущение и устранение конкуренции, в том числе путем заключения антиконкурентных соглашений. Под такими соглашениями в настоящее время мы и понимаем картели. [[61]]

Позднее на основании Федерального Закона №45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 9 апреля 2007 года появилась статья 14 пункт 32, в котором предусмотрена административная ответственность за заключение антиконкурентного соглашения хозяйствующими субъектами. [[62]]

Согласно антимонопольному законодательству Российской Федерации - запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными частично или полностью достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), которые имеют (могут иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов. [[63]]


Обязательным условием является возможность ограничения конкуренции такими соглашениями (согласованными действиями). Здесь же и соглашения, согласованные действия которые направлены на:

- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

- раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками)».[[64]]

Пункт третий этой же статьи говорит, что такие соглашения или согласованные действия могут быть признаны правомерны, если хозяйствующие субъекты докажут, что от их деятельности ожидается положительный эффект в социально-экономической сфере. [[65]]

Российское законодательство не стоит на месте, в последнее время принято много попыток для решения проблем, связанных с картельными соглашениями. Федеральная Антимонопольная Служба ведет активную борьбу с субъектами, вступающими в картельные объединения либо каким-то иным способом стремящихся нарушить условия здоровой конкуренции на рынке. [[66]]

Среди наиболее значимых достижений можно отметить следующее:

  • Приняты поправки в Закон о защите конкуренции и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации 49/2010/б. Внесены работающие дополнения в Антимонопольное регулирование, Уголовный Кодекс Российской Федерации. Среди снесенных дополнений ярко выделяются нормы, устанавливающие ответственность за заключение антимонопольных соглашений и ужесточающих ответственность за участие в них.
  • В 2009 году было возбуждено 488 дел о нарушении 11 статьи Закона о защите конкуренции за создание антиконкурентных соглашений хозяйствующими субъектами, возбужден 425 дел о нарушении 16 статьи Закона о защите конкуренции - запрет создания антиконкурентных соглашений органами власти и хозяйствующими субъектами. Возбуждено 738 дел в отношении лиц, которые нарушали административное законодательство, содержание нормы касательно запретов антиконкурентных соглашений.
  • Наложены штрафы на общую сумму 1400923800 рублей.
  • Оказывалась значительная поддержка и активно реализовывалась программа освобождения лиц, добровольно отказавшихся от участия в антиконкурентных соглашениях и сообщивших об этом в антимонопольные органы. Более 500 компании обратились в соответствующие органы для информирования о нездоровой ситуации на рынке. [[67]]