Файл: Особенности создания картелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 431

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Российской Федерации государственным институтом, который регулирует поддержание здоровой конкуренции на финансовых и товарных рынках выступает Федеральная Антимонопольная Служба (далее -ФАС). Этот орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рыночной конкуренции, а так же следит за соблюдением государственными органами антимонопольного законодательства. Вся работа ФАС регулируется законом от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Тем не менее, 5 августа 2008 года было образовано Управление по борьбе с картелями, посредством утверждения приказа ФАС России. [[68]]

Согласно «Положению об Управлении по борьбе с картелями Федеральной Антимонопольной Службы» основными задачами и функциями Управления стали выявление и пресечение соглашений и согласованных действий, которые противоречат антимонопольному законодательству Российской Федерации. Второй основной функцией стало осуществление методического обеспечения структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов ФАС России по вопросам, относящимся к компетенции этого Управления.[[69]]

В промежуток с 2009 по 2012 года Федеральной Антимонопольной Службой была создана специальная система, которая противодействует картелям. Составляющими этой системы стали организационная структура, правовое обеспечение, специальные инструменты по доказыванию существования картелей и методическое обеспечение, адвокирование конкуренции. [[70]]

На основании вышесказанного мы видим, что за небольшой промежуток времени Российское законодательство претерпело множество изменений, которые эффективно сказываются на пресечении образования и прекращения функционирования картелей.

Современное российское антимонопольное законодательно нуждается в постоянном совершенствовании и развитии. Экономика не стоит на месте, это живая отрасль, которая меняется каждый раз с появлением новых условий взаимодействия и вхождением новых участников.

В настоящее время в России ФАС подготовило так называемый «третий антимонопольный пакет», в котором содержатся будущие поправки к Закону о защите конкуренции, Кодексу об административных правонарушениях, Уголовному Кодексу и ряду других нормативно-правовых актов. Поправки будут касаться противодействия тайным сговорам в виде картельных соглашений. [[71]]


Первым дополнением стало закрепление в правовых источниках понятия картель. Далее следует отделение от понятия антимонопольное соглашение от понятия картель, будут оговорены особенности понятия антиконкурентые согласованные действия. [[72]]

Помимо отделения антиконкурентного соглашения от согласованных действий будет предложено вывести тему согласованных действий из уголовного законодательства. Если разобраться, то соглашение более опасное явление, чем просто согласованные действия касательно каких либо решений сотрудничества. Поэтому необходимо разделить и обособить ответственность за каждый отдельный вид правонарушения.

Также в «третьем антимонопольном пакете» будет предложено изменить базу для расчета оборотного штрафа при сговоре на торгах. Таким образом, в Кодекс об административных правонарушениях будет внесена статья о наложении оборотного штрафа для тех, кто договаривается на торгах в расчете до 50% от начальной стоимости лота. Эта новация позволит ужесточить ответственность для нарушителей законодательства и сделает проще работу антимонопольным органам касательно расчета штрафов. [[73]]

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что за небольшой промежуток времени Российское законодательство претерпело множество изменений, которые эффективно сказываются на пресечении образования и прекращения функционирования картелей. Были введен в действие Закон о защите конкуренции, предложены и закреплены статьи, которые устанавливают уголовную и административную ответственность за создание соглашений, ограничивающих конкуренцию. Российской Федерации создано специальное Управление по борьбе с картелями, которое занимается выявлением и пресечением соглашений и согласованных действий, противоречащих антимонопольному законодательству Российской Федерации, а так же осуществляет методическое обеспечение структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов ФАС России по вопросам, относящимся к компетенции этого Управления.

На деле вы видим, что современное российское антимонопольное законодательно нуждается в постоянном совершенствовании и развитии. Экономика не стоит на месте, это живая отрасль, которая меняется каждый день с появлением новых условий взаимодействия и вхождением новых участников на рынок.


3.2. Частные и государственные картели

В зависимости от того, под каким началом создает картель, он делится на 2 вида -частный и государственный. При образовании тайного сговора участники остаются юридически, производственно и коммерчески самостоятельными. Производители договариваются только по поводу цен на производимую продукцию, разграничения рынков сбыла, квот и других взаимовыгодных областях. [[74]]

Государственные картели и их деятельность строится на правилах, инструкциях и контроле со стороны государства в лице правительства с учетом интересов производителе, которые задействованы и картельной системе. [[75]]

Частные картели наоборот, образуются путем заключения соглашений между частными собственниками. Такие картели по своему усмотрению могут применять требования государственных органов, полагаться на государственные инструкции. [[76]]

В настоящее время большинство картелей имеют международный характер, так как международная торговля и международные связи первостепенны и имеют одно из стратегических направлений со стороны государства для поддержания и развития собственной экономики.

Современная форма картелей предполагает получение максимальной прибыли участниками соглашения путем распределения и соблюдения оговоренных квот. При таком производстве минимизируются затраты и увеличивается чистая прибыль.

Обычно частные картели могут осуществлять дотирование малоэффективных производств. Привлечение государственных или частных инвестиций кажется единственным вариантом спасти положение. [[77]]

Как правило, фирмы с низким уровнем издержек имеют более выгодные условия по продаже товаров на рынке, в отличие от картелей. Они могут определить картельную цену и существенно занизить свою собственную, чтобы привлечь покупателей. Такие малые фирмы могут оказывать влияние на картельную цену. Если фирм настолько мала, что ее невозможно взять в картель, то она может продавать товар со скидкой по отношению к картельной цене. Если же такая фирма окажется в картеле, то она оставляет картельную цену на высоком уровне, чтобы впоследствии иметь возможность делать скидку по отношению к ней. Появление большого количества таких фирм, входящих в картель, вынуждает участников картельного соглашения применять к ним штрафные санкции и дисциплинарное воздействие. Повторение ситуации ведет к разрушению картельного соглашения и распаду картеля. [[78]]


Государственные картели сильно отличаются от частных. В истории много случаев, когда государственные картели применяли квотирование в отношении малых и высоко затратных фирм, в то время как частные картели не прибегали к таким решениям. [[79]]

В большинстве стран, где разрешены картели, допускается их создание в общественных интересах. Много внимания уделяется экспортным картелям, которые поддерживают и защищают национальную экономику. Национальный доход этих стран увеличивается посредством укрепления позиций таких картелей за рубежом. [[80]]

Создание государственных картелей в подавляющем большинстве случаев сопутствует установлению импортных квот. Лицензии на импорт распределяются правительством государства на основе установления ограничений торговли. [[81]]

Многие страны дают разрешение на создание картелей для оказания помощи тем отраслям, которые переживают кризис и приходят в упадок. Предприятия, занятые в подобных отраслях получают право создавать картели на год и менее продолжительный срок после одобрения государственными органами. Такой способ стабилизации экономики является наименее затратным способом помощи отраслям, которые серьезно пострадали в результате общего упадка в экономике.

3.3. Основные проблемы доказывания устных картелей

Как было выяснено, на практике существует 2 вида картелей исходя из формы заключения -это письменные картели и устные. С письменными картелями, которые оформлены в виде документального соглашения проблем доказывания не существует. Однако с устными картелями дело обстоит иначе. Чтобы доказать существование картеля необходимо предоставить бесспорные доказательства того, что фирмы ведут тайный сговор и их действия сплочены и направлены на монополизацию рынка.

Одна из основных проблем, связанных с доказыванием устного картеля связана с квалификацией антиконкурентных соглашений. При рассмотрении антимонопольного законодательства мы выяснили, что существуют 2 правонарушения, связанных с ограничением и препятствованием конкуренции на рынке, -это соглашение и согласованные действия. Причем, разграничить эти понятия достаточно сложно, особенно, учитывая, что действия по соглашению не признаются согласованными действиями. [[82]]


До ввода в законную юридическую силу «третьего антимонопольного пакета» понятия согласованные действия и соглашение заключались в оду статья. Сейчас же в Законе о защите конкуренции в третьей статье устанавливаются четкие границы согласованных действий, тем не менее, ничего не говорится об антиконкурентном соглашении. [[83]]

Согласно восьмой статье Закона о защите конкуренции, чтобы признать согласованные действия таковыми необходимо наличие трех критериев. Среди них выделяют взаимная выгода как результат совместной деятельности, последовательность -действия одного участника стали последствием действий другого участника рыночных отношений, известность о действиях друг друга благодаря общественному публичному заявлению одного из участников о проведении согласованных действий. [[84]]

Здесь мы обращаем внимание на то, что все критерии помимо публичного заявления могут быть присущи и устным соглашениям.

Рассмотрим разницу на примере. Допустим, на рынке сложилась такая ситуация, что один из производителей публично выступит и предложит своим конкурентам дружно сосуществовать на рынке, все стороны будут согласны с этим предложением, то они станут продавать товар по одинаковой завышенной цене -то антимонопольный орган будет рассматривать данное предложение как согласованные действия. Или в обратном случае, но уде не публично один из производителей тайно соберет своих конкурентов и предложит им аналогичное сотрудничество. Ситуация на рынке придет в равновесие с первой оговоренной ситуацией. Антимонопольный орган, исходя из условий квалификации, признает это соглашением, так как отсутствует критерий публичного заявления. Почему же в двух практически одинаковых ситуациях, при одинаковой общественной опасности деяния и одинаковым результатом одни действия будут квалифицироваться по разным статьям. Тут же возникает зависимость квалификации от критерия публичного заявления, который решает, какое наказание последует за противоправными действиями -штраф или несколько лет тюремного заключения. [[85]]

При доказывании существования картелями антимонопольные органы сталкиваются с двумя видами доказательств -прямыми и косвенными. Прямые оказательства прямо указывают на факт нарушения, документы и свидетельские показания. Косвенные доказательства указывают на побочные факты, которые прямо не указывают, но дают понять, что факт нарушения есть. Косвенные доказательства в основном указывают на причинно-следственную связь с фактами нарушения. К примеру, это может быт анализ поведения производителей, математическая экспертиза или анализ рынка. [[86]]