Файл: Исследование барьеров входа на рынок (на примере рынка резинотехнических изделий СНГ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования барьеров входа на рынок

1.1. Вход новых компаний на рынки: основные детерминанты и дефиниции

1.2. Основные школы и подходы к определению барьеров входа

1.3. Классификация барьеров входа

Глава 2. Исследование барьеров входа в отрасль на примере рынка резинотехнических изделий стран СНГ

2.1. Анализ емкости рынка резинотехнических изделий стран СНГ

2.2. Анализ структуры рынка резинотехнических изделий стран СНГ

2.3. Анализ барьеров входа и выхода на рынке резинотехнических

Глава 3. Рекомендации по выходу на рынок резинотехнических изделий стран СНГ с учетом существующих барьеров входа в отрасль

3.1. Анализ сегментов рынка резинотехнических изделий в рамках стран СНГ

3.2. Оценка маржинального дохода по новым экспортным рынкам

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность. Понятие барьеров входа является одним из центральных как для антимонопольной политики, так и для экономической теории. В обеих сферах используются разные определения барьеров. Однако при анализе рынков для целей применения антимонопольного законодательства принципиальна разница между двумя подходами. В соответствии с первым из них к
барьерам (или издержкам) входа следует относить все затраты, которые несет новичок на конкретном рынке. В соответствии со вторым к барьерам входа относятся далеко не все затраты, а только те, которые при прочих равных условиях необходимы новичку для достижения того же уровня конкурентоспособности, что и укоренившийся продавец. Несмотря на имеющиеся различия в определениях, детерминанты входных барьеров получили анализ в
различных научных школах.

Отличительной чертой современных российских рынков являются существенные ограничения конкуренции всех его агентов. Так, в последние годы в российской научной экономической литературе были выявлены существенные структурно-технологические и поведенческие барьеры входа для рынков автомобильного бензина, рынка алюминия, лесопромышленного комплекса, рынка сахара; машиностроение; рынка авиационных пассажирских перевозок; сектора общественного питания и услуг. Важнейшими
инструментами такого ограничения конкуренции признают высокие входные барьеры, отсутствие динамичности структуры большинства отраслей, высокую концентрацию отраслей, а также второстепенность отечественного рынка для крупнейших национальных продавцов, активно конкурирующих на глобальном рынке, что объективно осложняет задачи развития конкуренции. На подобных рынках выше стимулы участников к отказу от соперничества, выше и возможности крупных компаний ограничивать конкуренцию в одностороннем порядке.

Исследования входа в отрасль или рынок и выхода из отрасли получили
заметное развитие со времен зарождения теории отраслевых рынков как самостоятельной области экономических исследований, и, в первую очередь, связаны с трудами Дж. Бейка. С 50-х гг. XX в., периода выхода в свет работ Дж. Бейка, и до сегодняшнего дня проблема потенциальной конкуренции и условий входа в отрасль является доминирующей в рамках экономики отраслевых рынков, что, безусловно, породило множество, иногда и противоречивых, подходов и концепций копр делению отраслевых входных барьеров. Современные политико-экономические реалии заставляют отечественные предприятия проводить ревизию своей внешнеторговой политики. Многие продуценты вынуждены менять географические направления или товарную структуру своей экспортной деятельности. В связи с этим решение вопросов вывода нового товара на зарубежный рынок становится для них стратегически важным и актуальным.


Цель работы: исследовать барьеры входа на рынок (на примере рынка резинотехнических изделий СНГ).

Задачи работы:

1) рассмотреть основные детерминанты и дефиниции входа новых компаний на рынки;

2) исследовать основные школы и подходы к определению барьеров входа;

3) рассмотреть классификацию барьеров входа на рынок;

4) провести анализ емкости рынка резинотехнических изделий стран СНГ;

5) проанализировать структуру рынка резинотехнических изделий стран СНГ;

6) провести анализ барьеров входа и выхода на рынке резинотехнических изделий в рамках стран СНГ;

7) провести анализ сегментов рынка резинотехнических изделий в рамках стран СНГ;

8) дать оценку маржинального дохода по новым экспортным рынкам.

Предмет исследования – барьеры входа на рынок.

Объект исследования – рынок резинотехнических изделий СНГ.

Научно-методической основой работы явились литературные источники по вопросам отраслевых рынков, экономики, а также публикации в периодических экономических изданиях, посвященные исследуемой проблеме.

Информационная база: научные исследования, публикации в периодических изданиях, статистическая информация.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования барьеров входа на рынок

1.1. Вход новых компаний на рынки: основные детерминанты и дефиниции

По традиционному представлению теории отраслевых рынков положительная экономическая прибыль в равновесии является стимулом к входу в отрасль новичков[1].

Во-первых, новички выполняют «функцию уравновешивания» на рынке; уровни прибыльности и цен возвращаются к их долгосрочному конкурентному уровню.

Во-вторых, новички рассматриваются как «субъекты изменения». Опасность появления новых игроков заставляет существующие компании выпускать новые продукты, использовать новые процессы. С этой точки зрения маленькие фирмы не стараются стать уменьшенными копиями больших компаний, а стремятся обеспечить вход в отрасль с помощью инновационной деятельности. В результате новички на рынке очень важны и из-за их «нарушающего» влияния на равновесие[2]. Таким образом, они играют важную роль в динамике рынка и конкуренции.


Таким образом, вход - это важная характеристика, влияющая на динамику отрасли. Если существуют барьеры входа, то это является определяющим в развитии промышленности и экономического благосостояния. Более того, снижение барьеров входа или препятствование их появлению являются важным компонентом конкуренткой политики. Снижение барьеров входа рассматриваете я как одна из важнейших политических задач[3].

Британский комитет по конкуренции определяет вход новичка как ситуацию, при которой образуется новое предприятие или новые производственные мощности в отрасли. Вход в отрасль может принимать различные формы, например, такие как: новая фирма, только начинающая производство в отрасли; существующая компания, которая осваивает новую отрасль; существующая компания, приобретающая активы в данной отрасли; существующая компания, которая приспосабливает, модернизирует свой старый продукт; и иностранная фирма, осуществляющая вход одним из четырех способов. Можно предположить, что барьеры входа делятся исходя из разных форм входа в отрасль[4].

Объем входа (в терминах производственных мощностей) влияет впоследствии на существующие компании. Они должны «пропускать» на рынок маленьких новичков и «придерживать» вход более крупных конкурентов. Если новичок входит с большими производственными мощностями, то он создает серьезную угрозу для действующей фирмы. При таких обстоятельствах они скорее будут агрессивно настроены и, например, будут снижать цены. Таким образом, возможности потенциальных новичков будут оказывать влияние на реакцию со стороны действующих фирм[5].

Входные барьеры влияют на решение новичков о входе на рынок. Если барьеры слишком высоки, маленькие фирмы примут решение не входить на рынок. Это будет иметь негативный эффект на конкуренцию и динамику отрасли, в результате чего могут вырасти цены или снизится качество и объем инноваций[6].

Анализ литературы и исследований, посвященных детерминированию отраслевых входных барьеров, позволил выделить следующие подходы к анализу и определению барьеров: подход к определению отраслевых барьеров входа с точки зрения теории отраслевых рынков (Industrial Organization) и подход с точки зрения стратегического управления (Strategic Management). Целью первого подхода является выявление барьеров входа и анализ характеристик отрасли, в которой такие барьеры существуют. Второй подход предполагает оценку существования барьеров с точки зрения стратегических решений компании в рамках политики стратегического управления


1.2. Основные школы и подходы к определению барьеров входа

В рамках подхода теории отраслевых рынков можно выделить следующие концепции, детерминирующие отраслевые барьеры входа: 1) структурное определение Дж. Бэйна; 2) определение Чикагской школы; 3) нормативное определение; 4) определение с позиций укоренившихся фирм; 5) определение в рамках контрактного подхода; б) определение с точки зрения преимуществ интернализации[7].

По мнению Дж. Бэйна, входным барьером является все, что позволяет укоренившимся фирмам получать сверхприбыли без угрозы входа. Высота входных барьеров может быть оценена на основе сравнения объема прибыли укоренившихся фирм до входа и объема прибыли вошедших в отрасль фирм после входа. Таким образом, барьер существует, если входящие в отрасль фирмы не могут получить прибыль в таком же объеме, в каком ее получают укоренившиеся фирмы до входа. Предположим, что Пi (X*1, .... X*n) является прибылью n укоренившихся фирм в отрасли, где Хi представляет собой объемы выпуска этих фирм до входа в отрасль новых фирм. Также пусть Пe (X**1, .... X**n) - прибыль входящих в отрасль фирм с объемами производства после входа в размер X**n. Дж. Бэйн предлагает оценивать высоту входных барьеров следующим образом Пimax [Пe, 0]. Исходя из этого определения, Дж. Бэйн фокусирует внимание на последствиях от барьеров входа, например, установление цен, превышающих уровень долгосрочного равновесия при совершенной конкуренции[8]. Вследствие этого считается, что в отрасли с более высокими входными барьерами прибыли выше, чем в отраслях с более низкими барьерами входа. Чтобы изучить влияние и высоту входных барьеров, можно сфокусироваться на более успешных потенциальных новичках, а не на усредненном варианте. Неявно существует предположение, что из всего множества новичков, которые войдут на рынок, самые эффективные и успешные сделают это первыми. Если обнаружилось, что такой новичок справляется хуже, чем действующая фирма, то говорят о существовании входных барьеров[9].

Альтернативное определение отраслевых барьеров было предложено Ж. Стиплером, которое основывается на асимметрии укоренившихся фирм и новичков. По мнению представителей Чикагской школы, входные барьеры - это затраты производства, которые должна нести фирма, стремящаяся войти в отрасль, но не несут фирмы, уже находящиеся в отрасли. Таким образом, если Сi(X) и Сe(X) - издержки производства укоренившихся фирм и фирм
новичков, то высота барьера по Стиплеру может быть оценена как Сe (х) – Сi (X). Таким образом, Ж. Стиглер игнорирует барьеры, создаваемые источниками, основанными на доходах, например, дифференциацию товара[10].


Разница в определении между разными школами заключается в различии между новичком и действующей фирмой после входа. По логике Чикагской школы барьер входа существует, если условия вхождения для действующей фирмы были менее сложны, чем для новичка теперь. Действующие фирмы и новички оказываются в разной степени успешны, если принять во внимание затраты на вхождение в отрасль. Например, новичку приходится преодолевать большее сопротивление со стороны потребителей (к примеру, издержки потребителей, связанные со сменой потребления марки или лояльности к бренду). Структуралистская школа сравнивает состояние до и после входа и акцентирует внимание на структурных условиях, которые создают действующие фирмы, чтобы сделать цены выше минимальных средних затрат потенциальных новичков.

Практическое различие между двумя определениями состоит в том, относится ли экономия от масштаба к барьерам входа. По определению Дж. Бэйна, экономия от масштаба является входным барьером, потому что вхождение в отрасль приводит к снижению цены, и прибыли после вхождения в отрасль будут ниже, чем прибыли действующих фирм до нового входа. В понимании Ж. Стиплера экономия от масштаба не представляет собой входного барьера, если она подразумевает отклонение от субоптимальных уровней производства, которые одинаковы для обоих типов фирм. Если выпуск новичка находится на более низком уровне.

Это вызовет последствия со стороны спроса (неадекватный спрос), а не приведет к появлению входных барьеров[11]. Если новичок имеет доступ к той же кривой издержек, то экономия от масштаба не является причиной входного барьера.

Фон Вайцзекер представил нормативный анализ теории Ж. Стиплера, определившего барьеры входа как «издержки производства (при определенном или каждом уровне выпуска), которые придется понести фирме, входящей в отрасль, но не требуемые от уже действующей фирмы, в которых отражается неравенство в использовании экономических ресурсов с социальной точки зрения[12]. Тот факт, что новички несут такие издержки, которых избегают действующие фирмы, несущественен. Он становится значимым, если асимметрия затрат сопровождается неравенством в размещении ресурсов. Это означает с точки зрения социально-экономической эффективности, что некоторые барьеры входа желательны (особенно если деятельность создает положительные внешние эффекты)[13]. Если создаются положительные внешние эффекты и при этом деятельность в соответствующей отрасли не защищена в достаточной степени барьерами, то ресурсов, свойственных этой деятельности, должно быть совсем не много. В таком случае вход должен быть ограничен в той степени, чтобы цены на продукты и уровень технологических инноваций находились в оптимальной комбинации, то есть необходимо сделать выбор между статической и динамической эффективностью. Г. Демсец расширил этот взгляд, утверждая, что то, что называется барьером входа, это эндогенный ответ на потребительские предпочтения (роль внешних эффектов, информационные и трансакционные издержки должны приниматься в расчет). Например, количество брендов может быть ограничено способностью потребителей оценивать альтернативы. Поэтому, изучая входные барьеры, не следует замыкаться на последствиях только с точки зрения затрат, но необходимо принимать во внимание потребительские предпочтения и поведение потребителей (например, информация не общедоступна, что связано с оцениванием альтернативных затрат). Это означает, что информационная асимметрия, доступ к каналам дистрибуции и репутация могут также быть барьерами входа[14].