Файл: Исследование барьеров входа на рынок (на примере рынка резинотехнических изделий СНГ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования барьеров входа на рынок

1.1. Вход новых компаний на рынки: основные детерминанты и дефиниции

1.2. Основные школы и подходы к определению барьеров входа

1.3. Классификация барьеров входа

Глава 2. Исследование барьеров входа в отрасль на примере рынка резинотехнических изделий стран СНГ

2.1. Анализ емкости рынка резинотехнических изделий стран СНГ

2.2. Анализ структуры рынка резинотехнических изделий стран СНГ

2.3. Анализ барьеров входа и выхода на рынке резинотехнических

Глава 3. Рекомендации по выходу на рынок резинотехнических изделий стран СНГ с учетом существующих барьеров входа в отрасль

3.1. Анализ сегментов рынка резинотехнических изделий в рамках стран СНГ

3.2. Оценка маржинального дохода по новым экспортным рынкам

Заключение

Список литературы

В противоположность нормативному подходу Р. Гильберт акцентировал внимание на преимуществах укоренившихся фирм. Согласно четвертой концепции входные барьеры существуют, если прибыль, которую укоренившаяся фирма зарабатывает как результат существования в отрасли, больше той, которую она могла бы зарабатывать, если бы была способна переместить свой капитал в другую отрасль, то есть барьер к входу - рента, которая получена из факта функционирования в отрасли[15]. Подход Р. Гильберта состоит в том, чтобы сосредоточиться на преимуществах функционирования в отрасли, а не на неудобствах, связанных со входом. Укоренившиеся фирмы могут зарабатывать прибыль и исключать одинаково эффективных конкурентов не только из-за преимуществ в издержках производства.

В рамках контрактного подхода анализируются главным образом те отраслевые барьеры входа, существование, величина и эффективность которых может быть описана теорией трансакционных издержек.

Наличие в поведении субъектов рынка таких черт, как ограниченная рациональность и поведенческий оппортунизм заставляет обращать пристальное внимание на институциональные формы преодоления барьеров входа, не полагаясь на рынок так на фундаментальный механизм согласования интересов экономических агентов. Участники трансакции должны решить сложную проблему минимизации трансакционных издержек.

В теории трансакционных издержек выделяются, по мнению О. Уильямсона, следующие основные качественные характеристики экономических трансакций: специфичность инвестиций либо активов, комплектность технологии (ноу-хау), частота трансакций, влияющих на величину трансакционных издержек, являющихся серьезным входным барьером[16].

В рамках теории интернализации анализ транснациональных (мультинациональных) компаний (МНК) с точки зрения трансакционных издержек означает преобладание МНК в высоко концентрированных отраслях, а факторы, влияющие на рост МНК, идентичны причинам возникновения ряда отраслевых барьеров входа[17]. В качестве базовых факторов, определяющих так технологический, так и институциональный рост МНК, иными словами, в качестве базовых преимуществ интернализации, экономисты выделяют следующие: 1) барьеры, связанные с издержками на первоначальный капитал, 2) экономия от масштаба, 3) расходы на рекламу, 4) расходы на исследования и разработки, 5) так называемая организационная сложность. Каждый из факторов, влияющих на рост МНК, может быть детерминирован как источник существования отраслевых входных барьеров. Следовательно, размер отраслевых барьеров входа и масштаб зарубежных инвестиций сильно коррелируемы. Итак, мы имеем предположение о тесной связи между интернализации и концентрацией продавцов, так как входные барьеры определяют уровень концентрации продавцов в отрасли[18]. Эмпирический анализ подтверждает это предположение. Дж. Даннинг обнаружил, что две трети исследованных дочерних компаний оперируют в высоко концентрированных отраслях[19]. Итак, резюмируя рассмотрение барьеров входа с точки зрения теории интернализации, можно сделать следующий вывод. Теория трансакционных издержек МНК предполагает, что МНК не станут осуществлять свою экспансию на совершенно конкурентном рынке. Существование корреляции между уровнем концентрации в отрасли и географической интернализацией МНК (объемами зарубежного инвестирования) позволяет ожидать, что одни и те же факторы рыночной структуры объясняют существование МНК и появление отраслевых барьеров входа[20].


1.3. Классификация барьеров входа

В таблице 1 приводится классификация подходов различных школ, определяющих отраслевые входные барьеры.

Таблица 1

Определение барьеров входа в рамках подходов различных школ теории отраслевых рынков[21]

Школа/подход, определяющая
отраслевые барьеры входа

Барьер входа

1

2

3

1.

Структурное определение (Дж. Бейн)

Факторы, позволяющие укоренившимся фирмам
получать сверхприбыли без угрозы входа потенциальных новичков

2.

Определение Чикагской школы (Ж. Стиглер)

Отраслевые барьеры входа - затраты производства,
которые должна нести фирма, стремящаяся войти в
отрасль, но не несут фирмы, уже находящиеся в
отрасли

Продолжение таблицы 1

1

2

3

3.

Нормативный подход

(Ф.Вайцзекер, Г.Демсец)

Потребительские предпочтения и поведение потребителей как фактор «возведения» отраслевых барьеров входа

4.

Определение с позиции укоренившихся фирм (Р. Гилберг)

Отраслевые барьеры входа - рента, полученная
из факта функционирования фирмы отрасли

5.

Контрактный подход

(Р. Коуз, А. Алчиан, О.Уильямсон)

Отраслевые барьеры входа - факторы, обуславливающие высокий уровень трансакционных издержек оперирования фирмы в отрасли

6.

Подход интернализации (М. Кэссон, Д. Кейвз)

Идентичность факторов рыночной структуры, объясняющих существование мульти национальных
корпораций (МНК) и отраслевых барьеров входа

Выводы.

Резюмируя выводы теоретически литературы и эмпирических работ, посвященных определению барьеров входа, попытаемся детерминировать отраслевые барьеры входа следующим образом.

Отраслевые барьеры входа - это совокупность экономических, технологических, институциональных условий и параметров, с одной стороны, позволяющих существующим фирмам в отрасли в долгосрочном периоде устанавливать цены выше минимальных средних издержек производства и доводить свой продукт до потребителя без стимулирования потенциальных конкурентов к входу на рынок, а с другой стороны, препятствующих потенциальным «новичкам» отрасли получить прибыль в том же объеме, который получают укоренившиеся фирмы до входа.


Глава 2. Исследование барьеров входа в отрасль на примере рынка резинотехнических изделий стран СНГ

2.1. Анализ емкости рынка резинотехнических изделий стран СНГ

Анализ рыночной среды по РТИ проведем путем расчета реальной емкости рынка резинотехнических изделий в рамках СНГ. Для этого воспользуемся данными по экспорту (табл. 2), импорту (см. табл. 3) и объему производства резинотехнических изделий по странам СНГ.

Таблица 2

Анализ экспорта РТИ из стран СНГ за 2010–2014 гг.[22]

Страна СНГ

Экспорт РТИ, тыс. долл.

2010

2011

2012

2013

2014

Армения

565

637

1426

970

1212

Азербайджан

341

140

313

430

414

Беларусь

495 849

686 241

765 505

671 799

664 172

Казахстан

8 996

22 289

22 431

17 229

16 918

Киргизия

6 230

36 438

28 638

23 441

23 386

Республика Молдова

4 625

15 313

11 506

11 896

11426

Россия

827 529

1007 753

1022 496

979191

931 367

Таджикистан

894

1042

830

994

1000

Туркменистан

22121

14 673

13 797

15 072

16 428

Украина

166 885

166 389

217 694

185 661

155 784

Узбекистан

484

69

746

1390

1566

ИТОГО

1534 520

1950 986

2085 381

1908 073

1823 674


Анализ экспортных потоков в торговле резинотехническими изделиями показывает, что наибольший удельный вес имеют три государства: Россия, Беларусь и Украина. Это означает, что в данных странах присутствует крупное, хорошо организованное и вполне конкурентоспособное производство РТИ.

Таблица 3

Анализ импорта РТИ в страны СНГ за 2010-2014 гг. [23]

Страна СНГ

Импорт РТИ, тыс. долл.

2010

2011

2012

2013

2014

Армения

35 983

48 870

54 509

60 466

67183

Азербайджан

43 690

62 533

64 811

79 477

77 847

Беларусь

247 076

277 500

298 188

246 381

232 758

Казахстан

313 771

438 738

652 781

671 925

600 467

Киргизия

47 271

63 560

84 551

96 666

183 408

Республика Молдова

44 346

66 747

69180

73132

71 622

Россия

2 404 567

4 080 717

4 576 226

4 521 649

4 131 560

Таджикистан

18 247

14 717

25 007

27 668

30 739

Туркменистан

68 515

83 935

102 534

105 976

114455

Украина

645 105

901 348

1019 346

1006 283

734 414

Узбекистан

139 481

239 322

281 294

267 615

292 981

ИТОГО

4 008 052

6 277 989

7 228 427

7 157 238

6 537 432

Следует обратить внимание на тот факт, что в остальных странах СНГ также имеются, хотя и небольшие, экспортные потоки РТИ, что говорит о существовании внутреннего производства данных изделий.


Экспортная динамика показывает, что для большинства стран переломным моментом, изменившим тренд с положительного на отрицательный, выступает 2012 г. Введение санкций со стороны Запада отразилось на снижении объемов промышленного производства в России и соответственно на уменьшении выручки предприятий — потребителей РТИ. Региональный конфликт на Украине, начавшийся в 2013 г., и развернувшиеся на ее территории боевые действия серьезно подорвали экономическую стабильность государства. Этим можно объяснить резкое падение объемов экспорта резинотехнических изделий в 2014 г.

Обратная ситуация наблюдается в Азербайджане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. В этих государствах удельный вес экспорта РТИ с 2013 г. стал расти. При небольших объемах экспорта это может означать, что резинотехническими предприятиями стран заключены долгосрочные контракты с зарубежными потребителями, расторжение которых невыгодно обеим сторонам.

Анализ импорта показывает, что все страны — участницы СНГ активно импортируют зарубежные резинотехнические изделия. По объему импорта лидируют такие страны, как Россия, Беларусь, Казахстан, Украина и Узбекистан. Первые четыре государства имеют, как следует из вышеизложенного, хорошие показатели по объему экспорта, однако и они вынуждены импортировать продукцию, так как внутреннее производство не покрывает спрос на РТИ. В Узбекистане ситуация несколько иная: до 2011 г. там старались поднять конкурентоспособность своей продукции, наладить внутреннее производство, а затем уже начать экспортировать в больших объемах.

В 2012 г. объемы экспорта выросли почти в 11 раз и сохраняют положительную динамику. Однако внутренний спрос по-прежнему обеспечивается за счет импортной продукции. Во всех странах СНГ до 2013 г., за исключением Таджикистана, наблюдается положительная динамика по объему импорта, то есть в полной мере самодостаточным с точки зрения РТИ не являлось ни одно государство. Что касается Таджикистана, то сокращение импорта отнюдь не означает стабилизации ситуации на рынке РТИ в данной стране, так как, скорее всего, это вызвано ограниченными финансовыми возможностями государства.

Заметим, Россия, Беларусь и Украина с 2013 г. стали снижать объемы импорта. Для Украины это связано с тяжелой экономической ситуацией из-за вооруженного конфликта. Россия в условиях санкций активно применяет политику импортозамещения, используя возможности внутреннего производства. Беларусь выбрала схожий план действий на пути к самодостаточности в сфере производства резинотехнических изделий.