Файл: АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй этап – планирование. На данном этапе производится разработка тактических планов, направленных на достижение поставленных стратегических целей. В качестве ориентиров для выработки оперативных (тактических) планов выступают KPI. Основным инструментом оперативного планирования является бюджет.

Третий этап – мониторинг и контроль исполнения бюджетных планов. Для вычисления фактических значений по статьям управленческого учета используются первичные данные, собранные в хранилище. Для сравнения намеченных и достигнутых показателей бюджетов и KPI целесообразным является применение «план-факторного» анализа на основе технологии OLAP.

Четвертый этап – анализ и регулирование. На этом заключительном этапе осуществляется корректировка стратегических планов в соответствии с реальными условиями работы предприятия. Чтобы произвести планирование изменений, необходимо применять инструменты моделирования различных сценариев развития ситуации и прогнозирования. В конечном итоге цикл корпоративного управления – между выбранной предприятием стратегией и ее реализацией на практике замыкается.

Следовательно, с помощью BPM-системы возможно создание целостной инфраструктуры для поддержки согласованного стратегического и тактического управления предприятия на основе единой модели данных. В этом и заключается принципиальное отличие комплексного подхода построения систем автоматизации управления масштаба корпоративного предприятия от локального (изолированного) решения отдельных управленческих задач.

Обзор решений для реализации процессного подхода

Среди всех BPM систем, представленных на рынке, особого внимания заслуживают такие системы, как ELMA BPM [16], RunaWFE [20], Business Studio [15], Docvision 5 [19, 22].

Фирменным отличием программного продукта ELMA BPM является выполнение технологии организации бизнес-процессов в соответствии с циклом – начиная от разработки модели рабочего процесса к ее улучшению.

Для упрощения описания бизнес-процессов на предприятии в комплекте системы ELMA предусмотрено наличие дизайнера процессов. Он представляет собой несложный визуальный редактор. В него заложены возможности создания наглядных схем работы с помощью условных обозначений нотации BPMN 2.0. Данная нотация популярна и востребована среди аналитиков и людей бизнеса.


На систему возложены функции контроля за тем, чтобы была соблюдена бизнес-логика, которая закладывалась в процессе разработки моделей. Также система дает возможность немедленной корректировки процессов, исходя из информации о степени их эффективности, а также новых возникающих потребностей предприятия.

Следует отметить, что реализованная автоматизация работы и возможное одновременное гибкое улучшение параметров относятся к достаточно нехарактерным инструментам качества, реализованным в рамках одного ИТ-продукта. Для оптимизации бизнес-процесса в системе необходимым является лишь внесение в его модель требуемых изменений в графическом редакторе. При этом отсутствует необходимость в программировании, прерывании работы по процессам и дополнительных затратах.

Благодаря выполнению и поддержанию бизнес-процессов в ELMA существенно увеличивается эффективность взаимодействия между различными отделами (подразделениями) предприятия, при этом минимизируются потери информации и влияние, оказываемое человеческим фактором. Внутренний портал системы используется сотрудниками для получения задач, ускоренного обмена сообщениями и файлами. Их работа в ELMA осуществляется через соответствующие мобильные приложения или интернет-браузер.

Вышеупомянутый внутренний портал в системе предполагает возможность дополнительной настройки для удобства работы пользователей. В нем предусмотрено наличие полезных для работы инструментов:

  • общая лента сообщений предприятия;
  • портлеты (информационные окна), в структуру которых входят необходимые отчеты, формируемые ELMA в режиме реального времени. Кроме того, существуют портлеты, содержащие списки задач, бизнес-процессов, документов и др.;
  • календарь для организации планирования встреч, дел и совещаний.

Как известно, у любого бизнес-процесса существуют этапы выполнения. В процесс включаются сотрудники, работающие в разных подразделениях, на каждого из которых возложены обязанности за выполнение только своих определенных операций. Для выполнения одних задач необходимо наличие корпоративного приложения, часть задач выполняются вручную. Очевидно, что подобное фрагментирование работы не способствует эффективному управлению.

Благодаря использованию BPM-системы ELMA достигается прозрачность любого процесса предприятия, что позволяет рассматривать его в целом с детальным контролем от первой до последней операции. Результатом этого является возможность объективного анализа работы и определения сути выполнения бизнес-процесса, а также поиска проблемных участков с последующим принятием правильных решений, связанных с их оптимизацией.


Основными достоинствами системы для управления бизнес-процессами являются:

  • организация и обеспечение выполнения бизнес-процессов;
  • контроль работы по процессам не только в рамках бизнес-функций, но и в комплексном виде – от начала и до окончания;
  • гибкое улучшение бизнес-процессов с мгновенной оценкой эффективности изменений;
  • интеграция ELMA с другими ИТ-системами компании, что дает возможность избежания так называемой автоматизации лоскутного типа.

К недостаткам данной системы можно отнести достаточно высокую стоимость.

RunaWFE является системой управления бизнес-процессами предприятия, ориентированной на конечного пользователя.

Основной целью при реализации системы ставилась возможность раздачи заданий исполнителям с последующим контролем их выполнения. Для определения последовательности заданий используется граф бизнес-процесса, быстрое изменение которого, в случае необходимости, осуществляется бизнес-аналитиком или менеджером в «Среде разработки».

Передача данных между исполнителями заданий в системе осуществляется с помощью переменных бизнес-процесса. Предусмотрена возможность хранения документов в переменных бизнес-процесса, что позволяет организовать автоматизацию документооборота предприятия.

Система представляет из себя конвейер, перенесенный в офис с производства, и дает возможность выполнения работником текущих поступившим задач без отрыва на следующие операции:

  • изучение соответствующих должностных инструкций;
  • получение информации, являющейся необходимой для выполнения задачи;
  • отправку результатов своего труда другим сотрудникам.

Весь требуемый функционал появляется на пользовательском экране после «клика» на задачу (в том числе на экране может возникнуть инструкция с пояснениями о последовательности выполнения задания).

В качестве исполнителей могут выступать как люди, так и боты (специальные компьютерные приложения).

С помощью ботов решается задача, связанная с интегрированием различных приложений предприятия в единую корпоративную информационную систему (КИС).

Если предполагается только наличие заданий, выполняемых людьми, распространение системы возможно в виде коробочной версии. Действительно, при этом пользователем осуществляется установка системы (путем запуска дистрибутива) и сразу непосредственная работа с ней (заведение сотрудников предприятия, загрузка соответствующих бизнес-процессов и т.д.). При этом отсутствует необходимость в наличии программиста.


В веб-интерфейсе системы предусмотрены следующие возможности:

  • работа со списками задач;
  • работа с определениями и экземплярами бизнес-процессов;
  • визуализация форм, которые соответствуют конкретным заданиям;
  • аутентификация и авторизация пользователей системы;
  • работа с системой посредством веб-интерфейса;
  • предоставление возможности взаимодействия с системой приложениям специального типа – ботам (в том числе боты могут выполнять моделирование работы сотрудника предприятия).

В системе присутствует среда разработки, в которой пользователь может редактировать граф бизнес-процесса, создавать и назначать роли, создавать и редактировать ботов, создавать переменные, создавать и редактировать графические формы заданий.

Наличие клиента-оповещателя о пришедших заданиях обусловлено необходимостью сигнализировать пользователю о поступивших заданиях, а также визуализировать формы, которые соответствуют этим заданиям.

Существует бесплатная версия с открытым исходным кодом – RunaWFE Free, что, безусловно, можно отнести к достоинствам системы.

Решение Docvision 5 является комплексной BPM платформой, в которой сочетается современная архитектура, а также большой набор инструментов, ориентированных на разработку задач управления предприятием в эпоху цифровой трансформации. Среди этих задач стоит выделить:

  • решение задач, связанных с делопроизводством;
  • поддержка средств работы в группе и гибких управленческих методик (Agile);
  • разработка корпоративного архива;
  • решение отраслевых задач специализированного типа.

Платформа основана на актуальной трехзвенной архитектуре, при ее проектировании учитывались растущие потребности в объемам данных, подлежащих обработке, и количестве пользователей предприятия, вовлеченных в работу.

Платформа ориентирована на работу с базой данных под управлением СУБД MS SQL Server, и сервер приложений – Microsoft Internet Information Server.

Все уровни платформы подразумевают возможность масштабирования. Это достигается за счет:

  • построения NLB-кластера сервера приложения;
  • построения кластера подсистемы Workflow;
  • применения поискового масштабируемого движка ElasticSearch;
  • использования иерархических файловых хранилищ внешнего типа;
  • оптимальности структуры базы данных, дающей возможность распределения нагрузки на отдельные ее узлы;
  • применения масштабируемого кэш-сервера redis;
  • построения кластера AlwaysOn с распределением нагрузки.

С помощью серверных компонентов возможно создание абсолютно всех требуемых структур для хранения информации (файлов электронных документов, учетных карточек заданий и документов), а также поддержка их целостности в дальнейшем, обеспечение доступа, обновление, получение и удаление данных пользователем согласно его прав доступа по отношению к данному документу.

Необходимо выделить полную открытость архитектуры платформы Docvision 5. Каждая из функция приложения Docvision 5 является доступной с помощью программных интерфейсов, которые призваны обеспечивать гибкость применения компонентов платформы для разработки конкретных решений и интеграции с внешними системами. Кроме API в состав платформы входят конструкторы (инструменты), назначение которых – визуальное проектирование решений без использования программирования (отсутствует необходимость в программном коде).

Во всех приложениях, разработка которых осуществляется с применением платформы Docvision 5, обеспечиваются:

  • единство механизмов хранения и предоставления данных;
  • общие средства доступа и навигации данных, а также организации рабочего пользовательского пространства;
  • общие средства поиска и извлечения данных;
  • единство средств создания и настройки;
  • единство инфраструктуры управления и администрирования приложений;
  • единство средств маршрутизации и управления жизненным циклом документов;
  • общая структура справочников;
  • единство механизмов разграничения прав доступа к электронным документам и действий с ними.

Чтобы повысить наглядность и удобство работы с электронными документами выполнена группировка карточек в папки, что обеспечивает упорядоченное и логичное хранение документов в соответствии с правилами, принятыми на предприятии.

Очевидно, что на каждом отдельном предприятии может наблюдаться различие форм для регистрации документов (карточек документов). Их разработка может осуществляться, основываясь на базовых объектах системы (задания и карточек документа).

Пользователь обладает удобным и дружественным интерфейсом для выполнения всей работы с данными, находящимися в базе данных системы, в том числе, ее поиском, просмотром и изменением.

В качестве основного клиентского компонента платформы Docvision выступает веб-клиент, дающий доступ к каждому из объектов Docvision: просмотру дерева папок и карточек, которые расположены в папках; просмотру содержимого карточек и выполнению их группировки в соответствии с определенными признаками, поиску карточек согласно заданным критериям, созданию новых и редактированию уже существующих документов. Веб-клиент полностью совместим со всеми наиболее распространенными браузерами.