Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом (Особенности индивидуального поведения сотрудников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Способности формируются прижизненно, но предрасположенность к их развитию у разных людей разная. Способности проявляются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения — скорости освоения конкретной деятельности.

Способности — это совокупность психических свойств, которая служит условием успеха в определенной деятельности. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения [4, с. 42].

Относительно природы человеческих способностей существует две точки зрения, каждая из которых имеет теоретические и экспериментальные доказательства. Первая теория утверждает, что способности имеют биологическую природу и целиком зависят от унаследованного фонда. Представители второй теории считают, что способности целиком определяются качеством воспитания и обучения. Общий вывод, который можно сделать, опираясь на эти точки зрения, состоит в том, что у каждого человека можно сформировать любые способности, однако нельзя отрицать природных предпосылок способностей.

Способности развиваются тем, успешнее, чем чащё человек в своей деятельности добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

У разных людей наблюдаются одни и те же способности, но выражены они в разной степени. Для измерения этого уровня можно использовать тесты, но более верный способ — выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не отдельными способностями, а их сочетанием, индивидуальным для каждого человека [3, с. 67 – 68].

Способности человека подразделяются на природные и специфические.

Природные (естественные способности) - биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

Природными общими способностями, присущими всем людям хотя и в разной степени их выраженности, являются основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения, запоминать. Каждое элементарное проявление этих способностей является соответствующим действием, выполняемым с различным сенсорным, мыслительными, волевым, мнемоническим успехом. Эти элементарные общие способности лежат в основе трех других групп.


Природными частными способностями, свойственными уже не всем людям и имеющими у различных лиц большие индивидуальные особенности, являются более сложные свойства личности, такие, например, как музыкальный слух, критичность мышления, глазомер, доброта, решительность и настойчивость, оперативная память, смысловая память и т д. Столь сложные свойства индивида проявляются в соответствующей специфической деятельности, качество которой и зависит от этих особенностей личности.

Специфическими способностями, которыми в той или иной степени наделены все люди, являются способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, игре, учению, общению друг с другом; эстетической и нравственной деятельности. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. Потому в реальной жизни в отличие от природных способностей, о которых говорят в единственном числе — «воля — как способность к достижению цели», «способность к мышлению» и т.д. — о специфических способностях говорят во множественном числе: «способности к учению, к труду» и. т.д. [12, с. 99].

К специфическим способностям относятся:

  • теоретические / практические;
  • учебные / творческие;
  • способности к общению / предметно-деятельностные.

Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению Практические способности лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

Учебные способности влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности. Творческие способности связаны с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства [12, с. 100].

Неспособность к определенному виду трудовой деятельности является определенной структурой личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности черты.

Рассматривая соотношение способностей и требований профессии, выделяют 4 степени профессиональной пригодности.

1 — непригодность к данной профессии. Она может быть временной или практически непреодолимой.

2 — годность к той или иной профессии или группе их. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний;


3 — соответствие данной области деятельности: нет противопоказаний, а имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий;

4 — призвание к данной профессиональной области деятельности — это высший уровень профессиональной пригодности человека как работника. [9, с. 34].

Таким образом, способности — это совокупность психических свойств, которая служит условием успеха в определенной деятельности. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В работе менеджера важно не только предварительное определение способностей работника, но и помощь в их развитии при планировании его профессиональной карьеры.

1.3. Сущность и содержание системы трудовой мотивации персонала

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Мотивация, по сути, является одной из наиболее важных функций управления персоналом, поскольку именно при помощи мотивации формируется трудовое поведение работника, которое, в свою очередь, определяет результаты его труда и результаты работы организации в целом. Для начала необходимо определить сущность мотивации персонала. В первую очередь, мотивация относится к функциям менеджмента. Под функцией менеджмента понимается вид управленческой деятельности, своего рода совокупность обязанностей, задач управляющей подсистемы (или же субъекта управления) [3, с. 68].

Управление современными организациями основано на анализе потребностей, целей и ценностей персонала. Потребность человека – ощущение недостатка в чем-либо или стремление к чему-либо [1, с. 8]. Цель человека – это объект, состояние, положение в обществе, на достижение которых направлены действия человека.

Можно выделить следующие основные цели деятельности человека: 1) материальные блага; 2) власть и слава; 3) знания и творчество; 4) духовное совершенствование.

Ценности человека определяют его отношение к окружающему миру и прежде всего к другим людям. Понятие мотивации обычно рассматривается как способ воздействия на поведение человека. Однако данный термин применим и к деятельности организации. Исходя из этого предлагается следующее определение.


Мотивация – это побуждение человека или организации к изменению их состояний [1, с. 23].

Мотивация является одним из ключевых понятий в теории управления персоналом, так как побуждает персонал к труду и параллельно ведет к удовлетворению личных потребностей работников, что ведет к достижению поставленных организацией целей. Мотивация — это совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, ее деятельностью [1]. А относительно трудовой деятельности нужно отметить, что данное понятие характеризуется как действия работника с целью удовлетворения своих потребностей в материальных и других ценностях. Трудовая деятельность также связана с достижением целей организации. Под работником подразумевается сотрудник как важная составляющая структуры организации.

Наличие эффективной системы мотивации трудовой деятельности персонала повышает производительность труда, уменьшает текучесть кадров, ведет к успеху и процветанию организации.

Чтобы построить эффективную систему мотивации персонала, необходимо в первую очередь выявить реальные потребности сотрудников, затем сформировать дифференцированную систему вознаграждения (комплекс материальных и нематериальных поощрений для разных категорий работников).

Справедливо сказать, что мотивация – есть специфическое состояние, ориентированное на разрешение потребностей. Вместе с тем, мотивация может рассматриваться как осознанное создание специфических мотивационных состояний у других людей. В подобном разрезе мотивация прямо коррелирует с механизмами управления, при этом названные процессы базируются на наличии комплекса потребностей и необходимости их полноценного и своевременного удовлетворения [2, с. 269].

Таким образом, любой человек в своей повседневной, в том числе и трудовой деятельности мотивирован; при этом имеют место различия в уровне и степени мотивирования, а также в её направленности на выбранный спектр целевых установок.

В практике современных субъектов хозяйствования материальная мотивация может быть названа основой, тем базисом, на котором «отстроена» вся система мотивации высшего руководства, топ- менеджмента. Люди, чей род занятий, уровень квалификации определяет сложившийся уровень их материального благосостояния заинтересованы в том, чтобы деятельность возглавляемой ими организации не только оставалась прибыльной, но и последовательно расширялась. Деньги, дивиденды, прибыль - материальный фактор, безусловно, исключительно важен при анализе специфики мотивации менеджмента.


Вместе с тем, логично: базис есть основа, предполагающая определенную надстройку. В выделенном разрезе такая надстройка есть комплекс мотиваторов «морального» плана.

Фактически в своей ежедневной деятельности – принятии стратегических, тактических, оперативных решений, стимулировании работников, создании комплекса условия для созидательного высокопроизводительного труда - руководитель мотивирован необходимостью достижения и поддержания некоторого уровня материального благосостояния.

Достигнув некоторого положения возращение не «прежний уровень» является нежелательным и деструктивно влияющим собственно на топ-менеджмент. Топ-менеджмент, в большинстве случаев, представлен людьми длительно и последовательно реализовывавшими свои карьерные устремления, что позволило им, в конечном итоге, позволило им занять лидирующие позиции в конкретном бизнесе, в конкретном деле. Такие люди - совершенно понятно - понимают свой бизнес, свою команду как нечто большее, чем приносящее стабильный доход дело.

В большинстве случаев, топ-менеджеры «душой болеют» за свое дело, готовы «ненормировано» работать, «трудиться не покладая рук», «дневать и ночевать на работе» и пр., преследуя один лишь мотив – бизнес должен расти, развиваться, расширяться; в нем не должно быть каких-либо «остановок», промедлений.

Мотивации персонала современной фирмы есть феномен синкретичный, комплексный и сложно иерархически организованный. С одной стороны исключительно важна материальная сторона вопроса - деятельность должна приносить постоянный и последовательно расширяющийся доход; с другой стороны имеют место мотиваторы некого «духовного спектра», когда люди понимают свой бизнес как дело всей жизни, и, как следствие отдаются ему без остатка, полностью и целиком. Подобный подход справедливо рассматривать в рамках теории мотивации, сформулированной А. Маслоу.

Деятельность этого ученого трудно определить в некоторых жестких рамках: он психолог, ставший одним из основоположников гуманистического направления, которое нашло свою специфическую научную и практическую реализацию в контексте существенного комплекса смежных наук: экономика и менеджмент, мотивация и управление персоналом.

В чем «ядро концепта» мотивации Маслоу? Отметим тезисно следующие аспекты. Он понимает и анализирует человеческую личность как целостный динамичный комплекс, находящийся в постоянном самосовершенствовании, ориентированном на качественный положительный личностный рост, детерминированный таким пониманием свободы, где она есть только лишь внешний ограничитель, детерминированный разнообразными внешними физическими и социальными воздействиями.