Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Классификация и формат предприятий сетевой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Классификация и формат предприятий сетевой

В условиях глобализации мировой экономики и распространения современных информационных технологий, реализация целей организаций на потребительских рынках происходит благодаря внедрению принципов сетевого эффекта и ряда положений системы сетевого взаимодействия. Создание сетевых форм функционирования предприятий является эффективной стратегией развития и захвата рынка. Мировая экономика демонстрирует широкий спектр организационных форм, с помощью которых предприятие может интегрироваться в сетевую структуру. Для выбора эффективной формы интеграции на региональном потребительском рынке важным является оценка международной практики их организации и функционирования, определение особенностей каждой формы интеграции, анализ отрицательных и положительных проявлений, а также выявление факторов, влияющих на выбор той или иной формы интеграции. Некоторые исследователи прогнозируют широкомасштабную революцию в области организационных форм, характере деятельности и функциональных процессах современных предприятий, обслуживающих потребительский рынок. Если существуют некоторые сомнения по поводу масштабности распространения этих схем в современном мире, то все более очевидным становится факт явного, широкого экспериментирования хозяйствующих субъектов в сфере организации бизнеса.

Данные обстоятельства и современные вызовы развития товарного обращения актуализируют необходимость осуществления предприятиями совместных действий с целью удержания и укрепления конкурентных позиций, реализации процессов экономической интеграции территории и преодоления пространственного разрыва. В связи с задачей расширения плоскости взаимных интересов отечественных предпринимателей на потребительском рынке, объединения их усилий, назрела острая необходимость интеграции участников в единое территориально-информационное пространство, что становится возможным посредством сетевых структур, в рамках которых юридически самостоятельные фирмы объединяют активы, координированно направляют потоки ресурсов и обмениваются информацией о текущей и планируемой деятельности. Построение сетевой структуры или функционирование в рамках такой структуры является часто условием дальнейшего развития предприятия, поскольку дает потенциальную возможность расширения масштаба деятельности, развития новых компетенций и получения новых знаний. С этой же целью в сетевой структуре создается «новая стоимость» для клиентов, которая предоставляет конкурентное преимущество производителям. Однако не всегда сетевое развитие бизнеса приводит к благоприятному результату. В сетевой структуре существует много сложных ситуаций, различных интересов, ряд факторов организационно-культурного, рыночного и правового характера, которые влияют на развитие сети и, таким образом, определяют как ее успех, так и входящих в нее предприятий. К числу таких факторов можно отнести нестабильность в ассортименте выпускаемой продукции, «нераскрученность» товарных марок местных товаропроизводителей, слабую систему логистики, навязывание невыгодных условий и т. д. Одним из ключевых и важных факторов, который, с одной стороны, несет повышенный уровень риска, а с другой – определяет эффективность участия, – это форма интеграции предприятия в сетевую структуру[7].


Партнерская сеть - это межорганизационная форма интеграции, которая состоит из организационно и юридически независимых участников, стремящихся к достижению эффекта синергии в некоторых сферах функционирования. Существенным признаком партнерской сети как формы интеграции по отношению к другим сетевым, более формализованным структурам является сохранение совместно согласованной автономии и независимости участниками в сфере деятельности, которая является предметом создания сети. На практике это означает, что партнеры сети могут осуществлять одновременно деятельность как непосредственно на рынке, на котором действует сеть, так и на конкурентном для сети рынке[8].

При франчайзинге предполагается интеграция крупных, средних и малых предприятий. Это метод контрактного сотрудничества между юридически независимыми сторонами: одна из которых является франчайзером, как правило, крупная известная компания, и франчайзи - малое или среднее предприятие.

В условиях усиления конкурентной борьбы на региональных потребительских рынках франчайзинг является эффективной формой интеграции, позволяющей усилить конкурентоспособность небольшого предприятия: поскольку предоставляет ему возможность выступать на рынке под торговой маркой хорошо знакомой компании; увеличивает привлекательность хозяйствующего субъекта для потребителя; сокращает первоначальные расходы за счет интеграции в готовый бизнес; снижает риск банкротства благодаря постоянной технической и консультационной поддержке со стороны франчайзера.

Исходя из позиции расширения деятельности, а также рыночной экспансии в сети, интеграция предприятий путем участия в предпринимательском сообществе обладает наиболее благоприятными перспективами и вариантами развития. В итоге сеть может развиваться путем «органического развития», т.е. может создавать альянс с другой сетью, осуществлять слияние или присоединение или развиваться альтернативно через франчайзинг. Понятие органическое развитие заключается в построении сети, начиная от основания, с использованием собственных средств и центров.

Кроме различных форм интеграции, сетевые организации потребительского рынка можно классифицировать с точки зрения применяемой модели управления. При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления, имеющие определенные преимущества и недостатки.

При формировании стратегии развития сетевых организаций розничной торговли потребительского рынка необходимо учитывать тип и специфику конкретной торговой сети. В основу классификации предприятий сетевой розничной торговли могут быть положены различные критерии, позволяющие относить подобные предприятия к тому или иному типу по различным показателям, для организации учета их специфики при формировании стратегии развития[9].


Если же рассматривать сетевых ритейлеров продовольственных товаров с точки зрения цены, то возможно провести следующую классификация:

  • премиум-класс – «Азбука Вкуса», «Глобус Гурмэ», «Калинка Стокманн», «Седьмой континент» «5 звезд»;
  • средний класс –«Алые паруса», «Перекресток», «Патэрсон»;
  • масс-маркеты – «Spar», «Billa», «12 месяцев»;
  • нижний сегмент – «Магнит», «Копейка», «Ашан».

Важной тенденцией на российском рынке розничной торговли продовольственными товарами признают освоение отечественными компаниями верхнего ценового сегмента. Дело в том, что иностранные торговые сети, работающие в России, ориентированы, главным образом, на массового потребителя с невысокими доходами, которого они хотят «переманить» от оптовых рынков самыми низкими ценами. Учитывая, что конкуренция с крупными иностранными игроками оказывается непосильной для некоторых российских компаний, им, скорее всего, придется ориентировать свои магазины на более обеспеченные слои населения.

Наиболее перспективным для развития региональными сетевыми организациями розничной торговли является формат супермаркетов. Очевидно, что большинство существующих дискаунтеров, это те «магазины у дома», которые представлены сегодня, – не удовлетворяют потребителя ни ценной, ни качеством, ни ассортиментом. Уровень лояльности к большинству сетевых дискаунтеров близок к отрицательным значениям. При этом, как ни парадоксально, рынок супермаркетов не заполнен.

Число супермаркетов 120 крупнейших продуктовых сетей РФ за 2013 г. увеличилось на 192 торговых объектов. Безоговорочным лидером в формате «супермаркет» по величине торговых площадей является компания «X5 Retail Group», управляющая сетью супермаркетов «Перекресток», «Магнит» и «Пятерочка». На второе место, благодаря активному региональному развитию, вышла сеть «Spar» (с учетом всех юридических лиц и субфранчайзинга). На третьей позиции находится «Седьмой континент», развивающий супермаркеты под брендом «Седьмой континент» и другие. По количеству торговых объектов лидирует также «X5 Retail Group» (350 супермаркетов – на 1 октября 2013 г.), на втором месте – торговая сеть «Spar», на третьем – «Тверской купец».

Активно развивается на региональных потребительских рынках и формат «дискаунтер», за последние три года. их количество увеличилось на 2365 объектов. В данном направлении лидирует сеть «Магнит». Второе место занимает «X5-RetailGroup», управлявшая дискаунтерами «Пятерочка». На третьей позиции находится сеть «Дикси».


В 2015 г. также было открыто 820 магазинов формата «магазин у дома». Абсолютным лидером в данном формате является сеть «Народная 7Я». Второе место занимает один из значимых ритейлеров Сибирского федерального округа – торговая специализированная сеть «Свежие продукты», которую ТХ «Сибирская губерния» начал развивать в 2010 году. Третье место у группы компаний ГК «Дикси», которая управляет магазинами бывшими магазинами «Квартал» и «Дешево».

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Развитие сетевых компаний в условиях глобализации мировой экономики

Роль сетевой формы торговли продолжает увеличиваться с нарастанием процессов по глобализации мировой экономики, так как она дает возможность получения серьезной прибыли и поддержания стабильных позиций на рынке в условиях все возрастающей конкуренции торговой деятельности. Также сетевая форма торговли способствует дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры. Изучая влияние глобализации на мировую экономику, необходимо прежде всего отметить увеличение масштабов мировой торговли, а также ряда других процессов международного обмена в условиях открытой и интегрированной мировой экономики.

В контексте современного развития глобализацию можно определить как процесс преодоления физических расстояний и применения новых технологий бизнеса, без учета некоторых экономических, социальных и политических аспектов.

Глобализация является важным аспектом действующей мировой системы и одной из наиболее влиятельных сил, которые определяют дальнейший ход развития экономики любой страны. Глобализация затрагивает все сферы общественной жизни, в том числе политику, социальные отрасли, культуру, и, конечно же, экономику.

В связи с этим, необходимо рассмотреть влияние глобализации на развитие потребительского рынка России. Потребность в данной оценке определена тем, что российский рынок ориентированный на конечное потребление и представляет собой базовую составляющую развитых экономических отношений, во многом обеспечивая решению главной задачи общественного производства – удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно в потребительском секторе сферы товарного обращения реализуется произведенная потребительная стоимость, проявляется связь производства и потребления, а также поддерживается баланс между предложением и спросом. В связи с этим, сектор представляется наиболее значимой частью всей воспроизводственной системы экономики.


Потребительский рынок поддерживает их функционирование и развитие, активизирует и расширяет межрегиональный обмен, усиливает территориальное разделение труда и специализацию производства, осуществляя при этом в широких масштабах экономические связи между преобладающей частью отраслей национальной экономики,

Процессы разделения общественного труда и интеграционных процессов, специализация производства, разнообразие общественных и личных потребностей вызывают необходимость не только количественного увеличения, но и качественного изменения сетевых связей. При этом необходимо отметить, что торговля, при соприкосновении непосредственно с потребителем, первой фиксирует изменение спроса как в условиях его роста, так и при снижении, который вызывается мировым экономическим кризисом.

Состояние потребительского рынка является одним из показательных факторов текущего социально-экономического положения страны, как отмечают в Министерстве экономического развития Российской Федерации. Основной тенденцией является нарастание значимости отрасли торговли с позиции ее вклада в экономические показатели страны и ее влияния на все хозяйственные связи, а также воспроизводственный аспект экономики. Данная тенденция характерна не только для России, но и для всей мировой экономики. Торговля вносит существенный вклад в произведенный валовой внутренний продукт. По итогам 2015 г. доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 19,6 % (9 275,4 млрд руб.). Валовый оборот отрасли торговли в России составляет пятую часть от ВВП, при этом обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджеты РФ. По данным ФНС, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 году по организациям с основным видом экономической деятельности «розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования» поступление налогов и сборов составило 332,1 млрд руб. (или 103,3 % к прошлому году), в 2014 году – 406,2 млрд руб., что на 30,9 % больше, чем в 2013 г[10].

В отрасли торговли существуют ограниченные группы и секторы, которые демонстрируют динамику, значительно превосходящую среднюю по отрасли, так же и, наоборот, группы, которые развиваются менее динамично. Например, значительными темпами идет рост в сегменте крупных сетевых предприятий, доля которых по состоянию на начало 2015 г. в России на уровне 30 % от общего розничного оборота. Основываясь на зарубежном опыте развития сетевой торговли, в ближайшей перспективе, можно прогнозировать увеличение ее и на российском рынке. Например, в Нидерландах, Великобритании, Бельгии удельный вес сетевой торговли в общем объеме товарооборота составляет почти 90 %, однако среднеевропейский уровень – 50–60 % (в Греции, Италии, Испании, Венгрии, Чехии); в Эстонии – 60 %, в Литве – 50 %, Латвии – 35 %.