Файл: Эффективность менеджмента компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Эффективность менеджмента - это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.

Для совершенствования управления необходимо иметь показатели, адекватные содержанию процессов управления, измеримые либо вычисляемые через другие показатели, доступные непосредственному измерению. Формирование показателей качества управления зависит от глубины понимания как управляемых процессов, так и самого процесса управления, а также инструментария и технологий, доступных менеджерам в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Актуальность работы заключается в том, что от качества менеджмента управления зависит конкурентоспособность предприятия в целом.

Именно поэтому темой данной курсовой работы выбран очень важный и актуальный вопрос – вопрос о качестве и эффективности менеджмента.

Методологической основой написания работы послужили труды таких ученых, как В.В. Иванов, А.Н. Коробова («Государственное и муниципальное управление»); В.В. Иванов, О.К. Хан («Управленческий учёт для эффективного менеджмента»); А.Н. Коробова, А.Н. Коробова («Муниципальное управление»); В.В. Иванов, О.К. Хан, П.В. Богаченко, А.Н. Коробова («Подходы к формированию систем эффективного менеджмента»); Дж.К. Лафта («Современная концепция эффективности менеджмента организации»); М.С. Мотышина, С.В. Князев («Оценка эффективности менеджмента предприятия»); В.П. Буянов («Рискология. Управление рисками»); Л.А. Мищенко («Совершенствование менеджмента в условиях становления информационно-коммуникационной среды»); В.В. Назаренко («Организация учета затрат на качество на предприятии»); В.М. Шепель («Эффективный менеджмент: мыслить по-русски»); Б. Айке, Р. Риттерман («От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода»); В.Н. Бурков, В.А. Ириков («Модели и методы управления организационными системами»); В.А. Розанова («Психология управления»); В.С. Половинко («Управление персоналом: системный подход и его реализация»); В.М. Войтек («Использование процессного подхода при разработке системы управления охраной труда в соответствии с требованиями СТБ 18001-2009»); В.А. Трапезников («Управление, экономика, технический прогресс»); П. Друкер («Эффективное управление и знания»); И. Шагойка («Эффективное управление бизнес-процессами»); М.Х. Мескян, М. Альбер, Ф. Ходоури («Основы менеджмента»); В.М. Гавриленко («Менеджмент»); В.А. Кузнецова, О.В. Магомедалиева («Социально-психологические аспекты менеджмента»); А.П. Иванов («Менеджмент») и др. Также статьи в периодических изданиях позволили увидеть определенные проблемы, которые возникают при рассмотрении эффективности менеджмента.


Цель курсовой работы: изучить качество и эффективность менеджмента управления.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

1) изучить понятие «эффективность менеджмента»;

2) раскрыть экономическую оценку эффективности менеджмента;

3) рассмотреть сущность оценки эффективности деятельности менеджера и персонала;

4) рассмотреть структуру денежной массы и дать характеристику ее показателям;

5) изучить основные показатели оценки эффективности менеджмента организации.

Объектом исследования является менеджмента. Предметом исследования является качество и эффективность менеджмента.

В первой главе рассматривается сущность эффективного менеджмента и его качество. Глава 2 посвящена научной организации управленческого труда и труда менеджеров. В третьей главе раскрываются показатели эффективности менеджмента.

1 глава Понятие эффективности и качества менеджмента

В постоянно меняющихся конкурентных условиях вопрос непрерывного повышения эффективности управления приобретает особую значимость. При этом внедрение и использование инструментов эффективного менеджмента важно не только для развития частного бизнеса, но и для повышения качества и результативности деятельности государственных и муниципальных организаций и предприятий [1,2,3].

В настоящее время ключевой задачей эффективного менеджмента является формирование, внедрение и использование комплексной системы управления результатами с учётом прогнозируемых и текущих изменений во внутренней среде, а также воздействий со стороны внешних изменений. Данная система должна, в первую очередь, обеспечивать качественное и своевременное принятие оперативных и обоснованных управленческих действий, направленных на решение наиболее актуальных задач управления любой организации, которые можно сформулировать так: - непрерывное повышение конкурентоспособности и качества оказываемых услуг и производимых товаров для их соответствия потребительским ценностям клиентов; - обеспечение гибкости и оперативности взаимодействия субъектов управления как на внутреннем уровне, так и с внешними контрагентами; - оптимизация величины и структуры доходов и расходов, требуемых и затрачиваемых для качественного достижения целей, которые поставлены перед системой управления [4, с. 20].


Актуальность проблемы оценки, диагностики и управления эффективностью менеджмента предприятия обусловлена также отсутствием единых общепринятых подходов к ее решению. Нет и однозначного определения самого понятия «эффективность менеджмента». Как отмечает Дж. К. Лафта, «эффективность управления представляет собой проблему, имеющую ряд аспектов. Она может быть оценена по степени достижения намеченных организацией целей; по конечным результатам ее деятельности; по качеству и обоснованности планирования; эффективности использования капитальных вложений и т.д. В то же время эффективность управления можно рассматривать в плане деятельности непосредственно управляющей системы с помощью специфических критериев, отражающих результаты ее функционирования. <...> эффективность деятельности системы управления можно определить и оценить не только по таким параметрам, как скорость принятия решений, затраты на их разработку и реализацию, отдача от реализации решений. Эффективность отдельного решения выявляется путем сопоставления планируемых и фактических «входов» и «выходов» и измерения полученной отдачи от решения, т.е. отношения «выходов» к «входу». Эффективность системы управления данной фирмы рассматривается как совокупный экономический эффект от принятых ею решений» [5]. Неоднозначность в понимании приводит к многообразию подходов к оценке эффективности менеджмента.

В общем представлении эффективность менеджмента можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как характеристику достижения результатов (т.е. как «внешний» аспект, или рассмотрение эффективности с точки зрения системы более высокого уровня). Во-вторых, как характеристику внутренней деятельности системы управления, отражающей соотношение между ее «выходами» и «входами» (или в более «узком» смысле — соотношение между результатами управления и затратами на него). При этом следует отметить, что результаты управления можно оценивать как непосредственно (т.е. через характеристики системы управления), так и опосредованно, т.е. через результаты хозяйственной системы в целом. Рассмотрим основные задачи, связанные с оценкой эффективности менеджмента [6].

В течение XX в. менеджмент выступал как фактор, организующий и направляющий экономическую деятельность предприятий. Ключевые принципы эффективного управления вырабатывались путем теоретического обоснования, накопления и практического закрепления знаний. Так были разработаны основные концепции, обеспечивающие эффективное управление в привычных экономических условиях. Однако в конце XX - начале XXI в. стандартное положение менеджмента как системы управления стало подвергаться быстрым и существенным изменениям, в результате которых накопленный ранее практический и теоретический опыт все чаще стал оказываться неэффективным. Многие изменения рыночной конъюнктуры из отдельных единичных, дискретных и локальных превратились в системные, комплексные и системно-сетевые. Произошли технологические прорывы, которые привели к стремительному обновлению продукции. Разрушались традиционные границы отраслей и рынков, утратили свою прибыльность одни сферы деятельности, на смену им пришли другие, качественно новые. Каждое такое изменение, в свою очередь, вызвало серию новых не менее динамичных изменений.


Трансформационные процессы в экономике напрямую связаны с ускорением темпов научно-технического прогресса, современный цикл которого является переходом к постиндустриальному обществу. По мнению многих ученых, его начальным этапом является становление новой информационной эпохи. Это связано с появлением и развитием информационных коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий, с их внедрением в различные социальные и экономические процессы, а также практически во все сферы деятельности человека.

Эта тенденция позволяет сделать вывод о формировании нового экономического пространства – информационно-коммуникационной среды, которая не только служит условием эффективного функционирования организации, но и оказывает сильное воздействие на сами процессы управления. Таким образом, появился информационный менеджмент, в рамках которого для любого предприятия важно обеспечить условия беспрепятственного движения информации - создать единое информационное пространство, а также обеспечить сохранность его целостности [7, с. 101-102].

В современных условиях конкуренции эффективный менеджмент становится равноценной составляющей конкурентоспособности организации, определяет ее мобильность и гибкость для достижения удовлетворенности всех заинтересованных сторон (потребителей, владельцев, персонала, поставщиков, партнеров, государства и др.) и обеспечения постоянного совершенствования по всем направлениям деятельности. Совпадение огромного интереса промышленности к повышению эффективности менеджмента и активного внедрения международных стандартов на системы менеджмента качества [8] позволило не только теоретически, но и практически отработать целый комплекс эффективных принципов, подходов и методов управления различными аспектами деятельности организаций. Сегодня в мире созданы и сертифицированы сотни тысяч систем менеджмента качества в организациях всех отраслей экономики.

Анализ результативности и эффективности их функционирования подтверждает положительную динамику в улучшении показателей качества продукции и процессов изготовления, повышении конкурентоспособности продукции, улучшении финансово-экономических показателей деятельности организации. Неудовлетворенность многих руководителей и персонала организаций отсутствием ожидаемых результатов от системы менеджмента в первую очередь объясняется формальностью внедрения и неумением реализовать на практике концепцию и международный опыт, заложенные в стандартах на системы менеджмента [8] - [9].


Эффективная деятельность организации невозможна без специальных методов анализа, базирующихся на теории и практике менеджмента рисков [10] - [11]. В зависимости от возможных результатов (последствий) и причин возникновения риски могут быть природно-естественными (например, землетрясения, наводнения, эпидемии и т. д.), экологическими (связаны с загрязнением окружающей среды), политическими (связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства), транспортными (связаны с перевозкой грузов транспортом), коммерческими (связаны с опасностью потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации) и др. Организация должна эффективно управлять ими.

Менеджмент риска в общем случае включает следующие этапы:

- планирование управления рисками - выбор подхода, планирование и выполнение операций по управлению рисками объекта (организация, проект, продукция и др.);

- идентификацию рисков - определение рисков, которые могут повлиять на объект, документальное оформление их характеристик;

- анализ рисков:

• качественный - расположение рисков по степени их приоритета для дальнейшего анализа или обработки путем оценки и суммирования вероятности их возникновения и воздействия на объект,

• количественный - анализ потенциального влияния идентифицированных рисков на общие цели объекта;

- планирование реагирования на риски - разработка возможных вариантов и действий, способствующих повышению благоприятных возможностей и снижению угроз для достижения целей объекта; - мониторинг рисков - отслеживание идентифицированных рисков, мониторинг остаточных рисков, идентификация новых рисков, исполнение планов реагирования на риски и оценка их эффективности на протяжении жизненного цикла объекта; - управление коммуникациями риска - обеспечение своевременной и соответствующей подготовки, сбора, распределения, хранения и размещения информации по рискам путем создания связей между людьми и информацией.

Грамотное управление рисками позволит не только защитить организацию, но и произвести добавочную стоимость. Если сейчас оценка рисков в области экологии, безопасности труда стандартизирована [12], [13] и успешно применяется в организациях, внедряющих соответствующие стандарты, то управление остальными видами рисков остается пока для организаций неиспользованным инструментом.

В условиях постоянного обострения конкуренции требованием времени становится внедрение финансового менеджмента в деятельность организаций, так как добиваясь определенных успехов руководители и специалисты должны знать, какой ценой это достигнуто. Именно подходы финансового менеджмента позволяют оценить эффективность управления организацией [14].