Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
Изменение подходов к расчету показателей эффективности управления на основе стоимостных критериев представлено в Приложении В [30, с. 79].
При оценке эффективности инвестиционных проектов применяются: коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления [31].
Итак, общие пути повышения эффективности управления: 1. Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств; 2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области; 3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями; 4. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования; 5. Система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества; 6. Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию; 7. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата; 8. Работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками [27].
Итак, эффективность управления - сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.
В общем виде эффективность менеджмента предполагает результативность управленческой деятельности (сопоставление потребленных ресурсов с полученными результатами). Но определение результатов управленческой деятельности - одна из основных проблем, которые возникают при оценке управления.
Заключение
Эффективность управления - сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс.
Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам: по продолжительности влияния; по характеру влияния; по степени формализации; в зависимости от масштаба влияния; по содержанию; по форме влияния и др.
В общем представлении эффективность менеджмента можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как характеристику достижения результатов (т.е. как «внешний» аспект, или рассмотрение эффективности с точки зрения системы более высокого уровня). Во-вторых, как характеристику внутренней деятельности системы управления, отражающей соотношение между ее «выходами» и «входами» (или в более «узком» смысле — соотношение между результатами управления и затратами на него).
Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.
Основой потребности совершенствования управления являются изменения во внешней среде — изменения экономических, политических, правовых, социальных, технологических и конкурентных факторов. С другой стороны, непрерывно совершенствуются методы подготовки управленческих решений (в первую очередь за счет внедрения новых информационных технологий), а также методы разработки и принятия управленческих решений через использование экономико-математических моделей.
При осуществлении управленческого воздействия на персонал предприятия (методы руководства) также выделяют три группы методов — организационно-распорядительные, социально-психологические и экономические. Эти методы различаются своими каналами воздействия на личность работника, подразделение и весь персонал предприятия в целом.
При оценке потенциала менеджера, в частности его квалификационного уровня, следует обращать внимание на два момента: уровень образования и опыт управленческой деятельности.
Оценка результативности труда менеджера устанавливается в зависимости от категории управленческого персонала. Для руководителей функциональных подразделений такой оценкой может служить оценка результативности возглавляемого ими органа управления, а для высшего менеджмента такой оценкой, естественно, должна быть оценка результативности системы управления корпорации в целом. Для специалистов, задействованных в системе управления на этапе подготовки решений, оценка результативности их труда основывается на достоверности и релевантности получаемой ими технико-экономической информации, а также точности и своевременности ее обработки.
Технология управления предполагает определенную и целенаправленную работу с информацией для получения качественного продукта, как результата управленческого труда. Нехватка ресурсов приводит к сокращению решаемых системой задач, что в конечном итоге не позволяет максимально эффективно реализовать основное управленческое решение.
Многие проблемы управления предприятием на современном этапе решаются при использовании процессно-ориентированного подхода и инструментов управления бизнес-процессами. Данная технология на сегодняшний момент является очень популярной, т.к. она позволяет навести порядок в организации и заложить механизм улучшения процессов.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Эффект |
результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом |
2 |
Эффективность управления |
сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс |
3 |
эффективность менеджмента |
результативность управленческой деятельности (сопоставление потребленных ресурсов с полученными результатами) |
4 |
Экономический эффект |
вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях |
5 |
социально-экономический эффект |
вид эффекта, имеющий комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект) |
6 |
социальный эффект |
вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический. |
7 |
Технология управления |
предполагает определенную и целенаправленную работу с информацией для получения качественного продукта, как результата управленческого труда. |
8 |
Фактор |
момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. |
9 |
Критерий эффективности |
признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; оценки. |
10 |
Показатель эффективности |
количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления. |
Список использованных источников
1 |
Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление — М. ИНФРА-М, 2007. |
2 |
Иванов В.В., Хан О.К. Управленческий учёт для эффективного менеджмента. — М. ИНФРА-М, 2007. |
3 |
Муниципальное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА — М, 2006. |
4 |
Иванов В.В. Подходы к формированию систем эффективного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - № 5. – С. 20-30. |
5 |
Лафта Дж. К. Современная концепция эффективности менеджмента организации: Дис. ... д-ра экон. наук 08.00.05. — М., 2000. — 308 c. |
6 |
Мотышина М.С., Князев С.В. Оценка эффективности менеджмента предприятия // Проблемы современной экономики. – 2010. - № 4. |
7 |
Мищенко Л.А. Совершенствование менеджмента в условиях становления информационно-коммуникационной среды // Новая экономика. – 2009. - № 7-8. - С. 101-106. |
8 |
ISO 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования. |
9 |
ISO/TS 16949:2002 Системы менеджмента качества. Дополнительные требования по применению ISO 9001:2000 для производителей автомобилей и соответствующих запасных частей. |
10 |
СТБ ИСО/МЭК Руководство 73-2005 Менеджмент риска. Термины и определения. |
11 |
Буянов В.П. Рискология. Управление рисками: Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2003. |
12 |
ISO 14001:2004 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. |
13 |
OHSAS 18001:1999 Менеджмент безопасности и охраны труда персонала. Спецификация. |
14 |
Назаренко В.В. Организация учета затрат на качество на предприятии. // Новости. Стандартизация и сертификация. – 2005. - № 2,3. |
15 |
Назаренко В.В., Осмола И.И. Эффективная система менеджмента – условие конкурентоспособности организации. - Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации: сборник научных трудов, Минск, 2007, Вып. 7. - С. 59-64. |
16 |
Глинских А. Мировой рынок систем электронного документооборота [Электронный ресурс] // http://citforum.ru/consulting/docflow/market/article1.8.200222.html. – Дата обращения: 1.05.2015. |
17 |
Шепель В.М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 384 с. |
18 |
Айке Б., Риттерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода // Вопросы экономики. - 1994. - № 8. - С. 31-39. |
19 |
Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. - М., 1994. |
20 |
Розанова В.А. Психология управления: учеб. пособие. - М.: Альфа-Пресс, 2002. |
21 |
Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. — М.: Информ-Знание, 2002. |
22 |
Войтек В.М. Использование процессного подхода при разработке системы управления охраной труда в соответствии с требованиями СТБ 18001-2009 [Электронный ресурс] // http://www.belgiss.by/. – Дата обращения: 1.05.2015. |
23 |
Трапезников, В.А. Управление, экономика, технический прогресс. Доклад на международном конгрессе. - Лондон, 1966. |
24 |
Друкер П. Эффективное управление и знания // Директор. – 2012. - № 8. – С. 30-32. |
25 |
Шагойка И. Эффективное управление бизнес-процессами // Экономика. Финансы. Управление. – 2013 (август). – С. 83-85. |
26 |
Мескян М.Х., Альбер М., Ходоури Ф. Основы менеджмента: пер.с англ.-М.: Дело, 2004. - 720 с. |
27 |
Менеджмент: Конспект лекций / Авт-сост. В.М. Гавриленко. - М.: Приор. - издат., 2004. - 160 с. |
28 |
Социально-психологические аспекты менеджмента: учебное пособие. Часть 2 / В.А. Кузнецова, О.В. Магомедалиева. - Орел: Орел ГТУ, 2008. - 89 с. |
29 |
Иванов А.П. Менеджмент. Учебник - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 440 с. |
30 |
Иванов А.П. Стоимостные критерии оценки эффективности управления // Финансы. – 2008. - № 2. – С. 78-80. |
31 |
Демина Ю.В. Эффективность менеджмента и пути ее повышения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - № 4. http://web.snauka.ru/issues/2011/08/1710. – Дата обращения: 1.05.2015. |