Файл: Основные принципы управления затратами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Затраты предприятия на производство и реализацию продукции принимают форму себестоимости продукции. Себестоимость характеризует эффективность использования потребляемых трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Она отражает качественные изменения в хозяйственной деятельности предприятия. Любые нововведения в технике и технологии, организации труда и производства, в управлении оказывают влияние на уровень затрат.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Общая сумма расходов предприятия за определенный отчетный период содержит различные по экономическому содержанию расходы, основную часть которых составляют затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Затраты на производство характеризуют производственную себестоимость, а затраты на производство и реализацию – полную себестоимость продукции.

Затраты на производство могут по-разному зависеть от его объема. Те из них, абсолютная величина которых возрастает при увеличении объема производства и убывает при его уменьшении, называются переменными [13, С. 27].

Постоянными именуются затраты, абсолютная величина которых не меняется или незначительно меняется при изменении объема производства.

Последовательное (этапное) формирование себестоимости конкретных видов продукции позволяет выделить ее виды:

− технологическая себестоимость, определяемая суммой технологических затрат;

производственная себестоимость, равная сумме технологической себестоимости и приходящейся на нее части общепроизводственных затрат;

общехозяйственная себестоимость, состоящая из производственной себестоимости и приходящейся на нее части общехозяйственных затрат;

коммерческая себестоимость или полная себестоимость, формируемая общехозяйственной себестоимостью и приходящейся на нее частью затрат на продажу [3, С. 246].

Понятия "коммерческая себестоимость", "полная себестоимость" и "себестоимость" являются аналогами, поскольку являются совокупной стоимостной оценкой ресурсов, используемых в процессе производства и реализации продукции.

Следует понимать, что рассчитанная в изложенном порядке величина себестоимости зависит от структуры производственной программы.

Названные виды себестоимости удобны для оценки накопленных затрат на производство. Ниже представлены случаи использования каждого из них:


− технологическая себестоимость – для незавершенного производства в цехах основного и вспомогательного производств;

− производственная себестоимость – для продукции цехов при внутризаводском обороте;

− общепроизводственная себестоимость – для товарной продукции на складе готовой продукции;

− коммерческая себестоимость – для продукции отгруженной, реализованной.

Именно такие оценки позволяют рассчитать себестоимость проданной продукции при самых разнообразных хозяйственных ситуациях [6, С. 13].

Сделаем допущение, что все прямые затраты вошли в состав технологических затрат, а последние составляют только прямые затраты. Тогда все общепроизводственные и общехозяйственные затраты, а также затраты на продажу (коммерческие) являются затратами косвенными, постоянными.

Сумма технологических затрат на производство партии изделий i в цехе j и непосредственно связанных с ними затрат, рассчитываемых по постоянным коэффициентам, называется ее технологической себестоимостью Стij. В нее входят:

1) стоимость сырья и материалов Змij (за вычетом стоимости возвратных отходов Роij), покупных комплектующих изделий Зк.иij, топлива и энергии на технологические цели Зт.э.тij;

2) заработная плата основная основных производственных рабочих Зз.п.оij;

3) износ специальных инструментов и приспособлений Зи.с.иij;

4) дополнительная оплата труда основных производственных рабочих Зд.о.тij по установленному нормативу от их основной заработной платы;

5) другие затраты, исчисляемые пропорционально затратам по пп. 1-3 по стабильным нормативам, если таковые затраты имеются.

Таким образом (1.1) [3, С. 212],

Стij = Змij – Роij + Зк.иij + Зт.э.тij + Зз.п.оij + Зи.с.иij + Зд.о.тij. (1.1)

Общепроизводственные затраты распределяются пропорционально технологической себестоимости готовой продукции цеха, образуя в сумме с ней производственную себестоимость [5, С. 22].

Производственная себестоимость партии изделий i в цехе j – Спij определяет уровень затрат производственной системы цеха на их изготовление. Рассчитывается добавлением к технологической себестоимости части общепроизводственных затрат цеха, определяемой по нормативу общепроизводственных затрат, приходящихся на единицу технологических затрат на готовую продукцию цеха Qj по формуле (1.2) [3, С. 213]:

Сnij = Cтij(1 + Qj). (1.2)

Норматив общепроизводственных затрат, приходящихся на единицу технологической себестоимости, рекомендуется определять отношением суммы общепроизводственных затрат цеха Зопj к сумме технологической себестоимости готовой продукции цеха СтEj (1.3) [8, С. 213]:


Qj = Зопj / СтЕj. (1.3)

Технологическая и производственная себестоимость рассчитываются для каждого цеха с последующим суммированием цеховых производственных себестоимостей деталей и сборочных единиц, входящих в изделие [1, С. 256].

Общехозяйственная себестоимость (плановая и фактическая) рассчитывается для товарной продукции предприятия, т.е. изделий, поступивших на склад готовой продукции.

Общехозяйственная себестоимость продукции Сох определяет общий уровень затрат на производство конкретного вида продукции и формируется добавлением к производственной себестоимости Сп соответствующей части общехозяйственных затрат Зох. При распределении общехозяйственных затрат пропорционально производственной себестоимости общехозяйственная себестоимость определяется по формуле (1.4) [8, С. 214]:

Сох = Сп (1 + L). (1.4)

где L – норматив общехозяйственных затрат, приходящихся на единицу производственной себестоимости, определяемый как частное от деления суммы общехозяйственных затрат Зох на суммарную производственную себестоимость готовой продукции, поступающей на склад Спс (1.5) [8, С. 214]:

L = Зох / Спс. (1.5)

Полная (коммерческая) себестоимость отгруженной продукции определяется аналогично.

Величина затрат на продажу, приходящаяся на рубль общехозяйственной себестоимости отгруженной продукции n, определяется делением суммы этих затрат Зк на общехозяйственную себестоимость отгруженной продукции Сохо (1.6) [8, С. 215]:

n = Зк / Сохо. (1.6)

Полная (коммерческая) себестоимость продукции рассчитывается по формуле (1.7) [8, С. 215]:

Ск = Сох (1 + n). (1.7)

Множество видов издержек, обусловливающих выпуск продукции, оказания услуг и производства работ и их реализацию, требует для их системного изучения и управления определенной упорядоченности, которую можно осуществить путем классификации.

Одним из основных факторов увеличения прибыли и роста объемов оказываемых услуг является снижение затрат на 1 руб. реализованной услуги. Между массой прибыли и соответствующей ей себестоимостью существует обратная функциональная зависимость. Чем больше масса прибыли, тем меньше себестоимость и меньше затраты на 1 руб. продукции, и наоборот. Эту зависимость можно выразить с помощью следующих формул (1.8-1.9) [8, С. 216]:

(1.8)

(1.9)

где ∆П — прирост прибыли в отчетном периоде в сравнении с базисным уровнем, руб.;

РП1, РП0 — выручка от продаж (выручка от реализации) в отчетном и базисном периодах, руб.;

С1, С0 - себестоимость реализованной продукции в отчетном и базисном периодах, руб.;


∆РП - прирост реализованной продукции в отчетном периоде в сравнении с базисным уровнем, руб.;

∆Р — прирост себестоимости реализованной продукции в отчетном периоде в сравнении с базисным уровнем, руб.;

Iрп - индекс роста реализованной продукции в отчетном периоде в сравнении с базисным уровнем;

Iс — индекс роста себестоимости продукции в отчетном периоде в сравнении с базисным уровнем [8, С. 216].

Из содержания данных формул видно, что увеличение прибыли может происходить как за счет роста объема реализованной продукции, так и за счет снижения ее себестоимости. Следовательно, себестоимость продукции является важнейшей характеристикой хозяйственной деятельности предприятия и одним из основных объектов управления.

Экономический анализ и планирование являются составными частями общей системы управления текущими затратами предприятия. Управление затратами характеризует профессиональное мастерство управленческих служб, направленное на экономное и рациональное использование основных производственных ресурсов предприятия.

Экономический анализ, выполняя одну из важных управленческих функций, входящих в общую систему управления, направлен на обеспечение эффективного использования текущих затрат на производство и реализацию продукции.

В себестоимости продукции находят отражение все затраты предприятия, обусловленные ее производством и реализацией. Система обобщающих и частных показателей себестоимости показывает уровень и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производство и реализацию продукции, качество работы менеджеров, специалистов технических служб и руководства в целом.

Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:

1. Объективная оценка достигнутого уровня эффективности затрат на производство, включая оценку рентабельности продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности за счет более низких затрат, а следовательно, и более низких цен реализации.

2. Выявление масштабов влияния факторов риска и неопределенности (включая инфляцию, налоговую политику государства, действующее законодательство по регулированию цен и тарифов) на себестоимость реализованной продукции.

3. Анализ влияния технико-экономических факторов, включая влияние инвестиционных и инновационно-инвестиционных факторов, на изменение фактической и планируемой себестоимости продукции в сравнении с базисным периодом, в том числе за счет:


изменения в объеме и структуре выпускаемой продукции;

повышения технического уровня производства;

совершенствования организации производства, труда и управления;

прочих факторов.

4. Обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией о себестоимости конкретных видов продукции с целью оперативного управления издержками производства, исходя из укрепления позиций предприятия на рынке реализации продукции.

5. Определение резервов снижения затрат и повышения рентабельности продукции на основе разработки и реализации управленческих решений по устранению нерациональных расходов

6. Повышение экономической обоснованности бизнес-плана на основе проведения предварительного экономического анализа, касающегося себестоимости продукции.

7. Возможность оценки эффективности работы каждого подразделения предприятия с позиций управления себестоимостью продукции [8, С. 218].

Состав и содержание задач свидетельствует о большой значимости экономического анализа себестоимости продукции в общей системе управления затратами предприятия.

1.3 Состав затрат, включаемых в структуру себестоимости продукции, услуг

Важной составной частью методологии планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг является обоснованная система классификации производственных затрат. Затраты предприятий жилищно-коммунального хозяйства группируются по следующим направлениям:

1. Источникам погашения:

1а. включаемые в себестоимость;

1б. возмещаемые за счет балансовой прибыли;

1в. возмещаемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов;

1г. возмещаемые за счет целевых и других источников финансирования;

2. Элементам затрат, которые характеризуют содержание производственных затрат и объединяют экономически однородные виды затрат;

3. Статьям калькуляции, которые характеризуют как содержание, так и назначение производственных затрат;

4. Видам производств: затраты основного производства, вспомогательных производств, обслуживающих производств и хозяйств;

5. Объектам планирования и учета производственных затрат: видам деятельности и видам оказываемых услуг;