Файл: Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций (Экономическая сущность и функции налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Банки и кредитные учреждения являются плательщиками следующих налогов и сборов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, также могут быть плательщиками налога на имущества, государственной пошлины, транспортного налога и налога на землю.

Банки и кредитные учреждения не могут применять специальные налоговые режимы и быть плательщиками налога на вмененный доход, налога по упрощенной системе налогообложения и так далее.

Особенности расчета некоторых налогов для кредитных учреждений в налоговом кодексе регламентируются отдельными статьями, это связанно в первую очередь с их спецификой деятельности, с учетом специфики его структуры, в том числе региональной, видов осуществляемых операций и сделок и т.п.

Рассмотрим особенности начисления и уплаты налога на прибыль.

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль головной организацией (головным офисом) и обособленными подразделениями банка регулируются гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". Каклюгин В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Эксмо, 2013. - С.193.

Банк признается налогоплательщиком налога на прибыль по прибыли, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль в соответствии со ст. 247 НК РФ признается прибыль, полученная банком в течение отчетного (налогового) периода.

Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ.

Методом признания доходов и расходов в целях налогообложения налогом на прибыль для банков является метод начисления.

Налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению, в целом по банку.

Глава 1. Основы налогообложения

1.1. Экономическая сущность и функции налогов и сборов

Основные термины, которые применяются в налоговом законодательстве, сформулированы в Налоговом кодексе Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (ред. от 30.03.2012), далее – Налоговый кодекс, или НК РФ.


В соответствии с НК РФ налог и сбор – разные понятия.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Сбор – это обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций. Налогам присущи функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная.

Фискальная функция состоит в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для воздействия государства на экономику и этим обуславливает регулирующую функцию налогов.

Регулирующая функция состоит в том, что, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая функция состоит в том, что, изменяя объекты налогообложения, уменьшая налогооблагаемую базу, понижая налоговые ставки, государство стимулирует социальную и экономическую активность в приоритетных для развития направлениях.

Распределительная функция состоит в том, что с помощью налогов государством перераспределяется часть прибыли предприятий и предпринимателей, а также доходов граждан, и направляется на развитие производственной и социальной инфраструктуры, инвестиции в отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: на железные дороги, автострады, развитие добывающих отраслей, строительство электростанции.

Характерной чертой системы налогообложения любого современного государства, которое взаимосвязано с указанными выше функциями, является постоянное развитие (изменение) налогового законодательства в соответствии со стратегией и текущими задачами развития социально-экономической сферы.


1.2. Элементы налога

Каждый налог должен быть определен, то есть должны быть определены налогоплательщики и элементы налога, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок уплаты налога.

7) сроки уплаты налога.

Объект налогообложения – это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, которое имеет стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговый период – это календарный год или иной период времени (применительно к отдельным налогам), по окончании которого определяется

налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Порядок исчисления налога позволяет налогоплательщикам самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый

период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к

каждому налогу и сбору. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.


Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.

По каждому виду налогов (сборов) могут быть установлены налоговые льготы, основания и порядок их применения.

1.3. Способы уплаты налогов

Существуют три основных способа уплаты налогов:

1) на основе декларации;

2) у источника дохода;

3) кадастровый.

Налоговая декларация ─ это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведенных расходах, налоговых льготах, сумм начисленных налогов и других данных, связанных с начислением и уплатой налогов. Характерной чертой такого метода уплаты налога является то, что выплата налога производится после получения дохода и налог уплачивается лицом, получающим доход. Пример: налогообложение неиндексированных доходов, а также случаи, когда доходы налогоплательщика формируются из разных источников.

При уплате налога у источника дохода налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Пример: налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивает предприятие, на котором работает по найму физическое лицо.

При кадастровом способе момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода. Кадастр представляет собой реестр, который содержит перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обложения.

Для равномерности налоговых поступлений предусматривают авансовые налоговые платежи.

1.4. Классификация налогов

Классификацией налогов называют их группировку по какому-либо признаку. Например, по механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым налогам отнесены налоги на доходы и имущество: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, социальный налог (действовал ранее). Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К косвенным налогам отнесены налоги на товары и услуги и операции с ними: налог на добавленную стоимость, акцизы.


По объекту обложения налоги делятся на налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы); налоги с имущества (предприятий и граждан); налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности.

По принадлежности к уровням управления (данная классификация

является главной в НК РФ (ст. 12)) выделяют:

- федеральные налоги и сборы;

- налоги субъектов РФ (региональные);

- местные налоги.

По субъектам уплаты различают налоги:

- физических лиц;

- юридических лиц;

- общие.

По методу обложения (от ставки) различают налоги:

- прогрессивные;

- регрессивные;

- пропорциональные;

- линейные;

- ступенчатые;

- твердые.

Классификация, как правило, зависит от целей проводимого анализа.

Глава 2. Особенности и права налогообложения кредитных организаций

2.1. Права кредитной организации

Кредитные организации являются налогоплательщика­ми в соответствии с НК. Также они выступают налоговыми агентами в случаях, предусмотренных НК.

Являясь налогоплательщиком, кредитная организация имеет следующие права в соответствии со ст. 21 НК:

1) получать по месту своего учета от налоговых орга­нов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нор­мативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплатель­щиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (рас­четов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Минфина России письменные разъ­яснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии основа­ний и в порядке, установленном законодательством о нало­гах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный на­логовый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;