Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАРТЕЛЕЙ
2 ВИДЫ КАРТЕЛЕЙ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
2.2 Примеры картельных сговоров российской практике
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАРТЕЛЕЙ В РОССИИ
3.1 Перспективы картельных соглашений в России
3.2 Государственное регулирование деятельности картелей в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что картели способствуют развитию малых и средних организаций, их выходу на внешний рынок, а так же преодолению производственного кризиса предприятий, с помощью установления баланса спроса и предложения на рынке отросли. Но кроме плюсов возникновения картелей есть и минусы: они мешают росту нормального уровня рыночной конкуренции.
Концентрация и централизация капитала и производства приводят к появлению в хозяйственной жизни объединений юридически самостоятельных субъектов (обычно юридических лиц), связанных отношениями экономической зависимости (группы компаний).
Сущность группы лиц заключается в том, что это экономическое единство или организация, состоящая из самостоятельных субъектов права.
Основная задача, решаемая при проведении реструктуризации организаций, — создание структуры, обеспечивающей достаточную гибкость в условиях быстро изменяющейся рыночной среды, установление контроля и сохранение прибыльности при меньших затратах.
Построение экономически единых структур на базе юридически самостоятельных организаций преследует цели упрочения финансового положения, создания структуры, ориентированной на потребителя, повышения эффективности управления и некоторые другие.
Вместе с тем внутри такой группы взаимосвязанных лиц, как правило, отсутствует конкуренция, требующая постоянного улучшения качества производимой продукции (оказываемых услуг).
В группе взаимосвязанных лиц могут искусственно поддерживаться нерентабельные предприятия, что снижает экономическую эффективность такого объединения в целом.
Указанные обстоятельства повлияют на права потребителя, на развитие сегмента рынка, в котором обозначилась концентрация капитала, на права иных участников сегмента рынка
В рамках данной курсовой работы исследуется понятие «картеля», проводится анализ регулирования и контроля картелей в антимонопольном законодательстве России.
Целью данной курсовой работы является изучение практики создания и функционирования картелей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие картелей;
рассмотреть роль картелей в современной экономике ;
исследовать виды картелей и их функционирование;
изучить государственное регулирование деятельности картелей в Российской Федерации .
Объектом работы выступает – картели, предметом – функционирование картелей.
В работе использованы следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, систематизация и логическое обобщение, сравнительный и аналитический методы.
При проведении исследования использовался анализ учебной и научной литературы, монографий, статей в периодической печати.
В данной работе использованы работы таких авторов как Варламова А., Гурин Н.В., Лашкин М.М., Портер M., Кинев А.О., Захаров Г.К. и др.
Практическая значимость заключается в том, что исследование практики создания и функционирования картелей способствует теоретической разработанности темы функционирования картелей в российской практике.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключение и списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАРТЕЛЕЙ
1.1 Понятие картелей
В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» антиконкурентное соглашение определено как ограничивающее конкуренцию соглашение хозяйствующих субъектов либо хозяйствующих субъектов и органов власти. В теории и практике регулирования отсутствует однозначное понимание понятия картелей [20].
По мнению А.Ю. Кинёва и Г.К. Захарова, картелями признаются сговоры конкурентов путем заключения тайных незаконных соглашений, направленных на ограничение конкуренции и извлечение сверхприбылей [7]. По мнению М.М. Лашкина, картель — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса и потребителей, которая ведется хозяйствующими субъектами на занятых ими сегментах рынка [9, c. 17].
Антиконкурентное соглашение — мощный ограничитель рыночной конкуренции, т.е. «честного соревнования» хозяйствующих субъектов за наиболее полное удовлетворение потребностей общества и граждан (позиция ФАС России). На сайте ФАС России картель определяется как «объединение независимых коммерческих организаций для регулирования производства, цен и маркетинга товаров его членами». Картелизация происходит путем нелегального сговора компаний с целью максимизировать прибыль путем ограничения конкуренции. Функционирование картеля осуществляется посредством установления цен, сговора на торгах, распределения территорий/потребителей и иных [11].
По мнению Е.В. Арсенова, картель представляет собой объединение предприятий одной отрасли, предполагающее проведение единой рыночной стратегии, включая согласованную ценовую политику, совместную позицию в отношении крупных клиентов, обмен информацией и прочее. Для картеля характерны следующие признаки: договорный характер объединения, сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться на ее производство.
Разновидностью картеля является синдикат. В синдикате сбыт продукции осуществляется через единый сбытовой орган, создаваемый в форме хозяйственного общества.
Данная форма предпринимательского объединения распространена в горнодобывающей, металлургической, химической отраслях. В экономике разновидностью картеля является также пул. Пул создается при объединении предпринимателей с целью установить особый порядок распределения прибыли его участников [21, c. 56].
При этом следует отличать ситуацию сговора на рынке от модели олигополии. В первом случае речь идет о согласовании частными предпринимателями своего поведения на рынке, стороны согласуют свое поведение для целей контроля рыночных механизмов и ограничения конкуренции. Так, решая, насколько увеличить цены на свои бейсбольные перчатки, компания Rawlings должна узнать о намерениях других ведущих произво¬дителей, таких как Wilson. Компания Burger King должна учитывать ответную реакцию компании McDonald's.
Во втором случае объем прибыли каждого участника зависит не только от его собственной стратегии формирования цен и объемов производства, но и от стратегии своих конкурентов. Ярким примером олигополии на рынке является ситуация, когда в середине 80-х годов компания King Cola не смогла войти в отрасль безалкогольных напитков.
Такая ситуация была обусловлена политикой снижения цен и активной рекламы компаний Coca-Cola и Pepsi [10, c. 239].
1.2 Роль картелей в современной экономике
Для картеля характерно наличие следующих признаков:
договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);
сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;
совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;
наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям [2, с. 45].
Картели по своей тенденции к образованию неестественного состояния в экономике и обществе наносят ущерб обществу и экономике. Это подтверждается Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и различными конкурентными ведомствами США и ЕС [19].
Хотя наносимый ущерб является крайне неблагоприятным для всех стран, воздействие, которое оказывает картель на развивающиеся страны, является еще более сильным. Доказательством этому могут служить данные по шести картелям в развивающихся странах: по витаминам с общей суммой завышенной цены в 1,71 млрд долларов США, по лимонной кислоте — 67 млн долларов США, по брому — 8 млн долларов США, по бесшовным стальным трубам — 1,91 млрд долларов США, по графитовым электродам — 975 млн долларов США, по лизину — 43 млн долларов США [19].
В России также наблюдается большое количество картелей на рынках. Вместе с тем растет и раскрываемость антиконкурентных действий органами ФАС России.
Исследователи выделяют следующие факторы, которые влияют на интенсивность предпринимательской конкуренции:
- большое число фирм-конкурентов;
- медленный рост спроса на продукцию;
- большой объем производства и более низкие цены;
- меньшие издержки покупателя на замену товара;
- высокие барьеры выхода с рынка;
- большое разнообразие предпринимаемых конкурентных стратегий;
- преимущество знания тактики и стратегии противника [19].
С учетом изложенного выше можно выделить следующие факторы отрицательного влияния картелей на экономику:
- неэффективное распределение ресурсов для общества (искусственный рост / понижение цен при контролируемом предложении);
- ограничение конкуренции на рынке;
- отсутствие интереса в развитии технического прогресса и экономии от масштаба (наличие нормы дохода может негативно сказаться на интересе в развитии отрасли);
- неравенство доходов (высокие барьеры, манипулирование ценами);
- политические опасности (расширение производства в экономике может влиять на баланс в общественном регулировании).
Вместе с тем картели оказывают и положительное влияние на экономику. Крупные участники рынка обеспечивают эффект масштаба (возможность перераспределять доход в развитие отрасли, выходить на новые рынки) [8, с. 91].
Крупные участники рынка выпускают продукты лучшего качества (поскольку востребовано потребителем, постольку считается лучшим по качеству).
Таким образом, в теории и практике регулирования отсутствует однозначное понимание понятия картелей.
В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» антиконкурентное соглашение определено как ограничивающее конкуренцию соглашение хозяйствующих субъектов либо хозяйствующих субъектов и органов власти [20].
Картель представляет собой объединение предприятий одной отрасли, предполагающее проведение единой рыночной стратегии, включая согласованную ценовую политику, совместную позицию в отношении крупных клиентов, обмен информацией и прочее.
Разновидностью картеля является синдикат. В экономике разновидностью картеля является также пул.
Деятельность картелей оказывает значимое влияние на экономику государства в определенных отраслях.
Картели оказывают в целом отрицательное влияние на развитие товарного рынка. Вместе с тем существуют определенные и положительные стороны деятельности картелей на товарных рынках.
Крупные участники рынка обеспечивают эффект масштаба (возможность перераспределять доход в развитие отрасли, выходить на новые рынки). Крупные участники рынка выпускают продукты лучшего качества (поскольку востребовано потребителем, постольку считается лучшим по качеству).
2 ВИДЫ КАРТЕЛЕЙ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
2.1 Виды картелей
В практике выделяют основные виды картелей:
1. Ценовой сговор. Ценовой сговор выражается в соблюдении определенного уровня цен (картель единой цены) и согласованном их повышении, установлении минимальной цены (картель минимальных цен), и процента скидок (картель согласованных размеров скидок), и типовой формулы расчета (калькуляционный картель).
Основные признаки ценового сговора: одинаковые цены, их синхронное изменение и повышение в одних и тех же пределах. Картели этого вида появились одними из первых.
В теории экономики приводится пример согласованной ценовой политики. На ценовой матрице, представленной К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, дается наглядная иллюстрация четырех типов поведения на рынке двух крупных компаний на рынке олигополии [10, c. 430].