Файл: Практика создания картелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение картельных соглашений ограничивает конкуренцию, т. к. максимальная прибыль капитала при картельном сговоре существенно отличается от возможной прибыли в рамках конкуренции. Картели захватывают и распределяют между собой рынки не только в одной стране, но в мировом масштабе, но при этом не желают развиваться, порождая, в результате, упадок производства.

В настоящее время картели, образованные с целью согласования цен и объемов выпуска, становятся менее используемой формой кооперативного объединения фирм [9, с. 45].

Существуют объяснения данному явлению: картели законодательно запрещены и легальная деятельность объединений весьма рискованна; картели проявляются только в виде олигополий; возможные участники сговора осознают организационную слабость картеля.

Устойчивое развитие государства невозможно без эффективного функционирования конкуренции, хотя до сих пор не выработано универсального механизма формирования конкурентных отношений. Одним из факторов, ограничивающими развитие конкуренции, является желание доминировать отдельным крупнейшим компаниям, работающим в одной отрасли.

С целью наращивая власти, получения сверхприбылей компании заключают соглашения (вступают в тайный сговор), получивший в экономической теории определение – «картельный сговор».

Проблема тайных соглашений актуальна сегодня для многих стран, в том числе и для России, и пути ее решения необходимо искать постоянно. Картельные соглашения, как и ранее, приводят к искусственному росту цен, препятствуют развитию инноваций, приводят к стагнации рынка.

Получая беспрецедентную по масштабам прибыль, участники картельных сговоров не стремятся повышать заработную плату, не проявляют черты «социально-ответственного бизнеса», способствуют росту коррупции в государственном аппарате.

В условиях все увеличивающейся дифференциации жизненного уровня среди россиян, возникающие картельные сговоры могут явиться дестабилизирующим фактором, влекущим за собой необратимые последствия в обществе.

3.2 Государственное регулирование деятельности картелей в Российской Федерации

Итак, в соответствии с законодательством РФ такая форма поведения запрещена на рынке РФ.


В зависимости от формы выражения и оформления поведения хозяйствующих субъектов на товарном рынке различают соглашения и согласованные действия. Соглашения могут быть «вертикальными» и «невертикальными» в зависимости от того, являются ли хозяйствующие субъекты конкурентами и выступают ли по отношению друг к другу как Продавец и Покупатель.

Законодательством РФ установлены следующие запреты для «невертикальных» соглашений, а также для согласованных действий:

а) злоупотребление доминирующим положением в любом случае запрещается на товарном рынке РФ, если результатом соответствующих действий является или может являться ограничение, недопущение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В п. 1 ст. 13 ФЗ «О защите конкуренции» установлены условия, которые должен соблюсти хозяйствующий субъект для признания его действий допустимыми [20].

б) вне зависимости от положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если они приводят или могут привести в том числе к разделу товарного рынка, экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар, снижению объемов производства при рентабельности выпуска продукции при сохранении на рынке спроса и государственных заказов на товар. Законом установлен закрытый перечень возможных последствий соглашений и согласованных действий (перечень установлен в п. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции») [20].

в) вне зависимости от положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке запрещаются любые соглашения или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции. В п. 2 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на любые иные соглашения или согласованные действия при условии ограничения конкуренции [20].

Соглашения и согласованные действия допускаются законом, если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок;


3) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий.

В любом случае запрещаются экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства; создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам [1, c. 12].

Правительством РФ могут быть определены случаи допустимости соглашений и согласованных действий (п. 2 ст. 13 ФЗ «О защите конкуренции») [14]. При этом для целей правоприменения значимым является вопрос о соотношении акта Правительства РФ и федерального закона, поскольку на основании федерального закона установлен порядок введения дополнительных оснований ограничения соглашений и согласованных действий на товарном рынке [13] [15].

Таким образом, бремя доказывания соответствия закону действий (бездействия), соглашений и согласованных действий лежит на хозяйствующем субъекте. Кроме того, из буквального толкования п. 2 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» следует, что законом запрещено любое ограничение конкуренции на товарном рынке, что недопустимо для экономики [20].

Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара;

2) таким соглашением продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар хозяйствующего субъекта — конкурента для продажи (п. 2 ст. 1 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Допускаются «вертикальные» соглашения при соблюдении следующих условий: соглашения являются до-говорами коммерческой концессии, либо доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов (ст. 1 2 ФЗ «О защите конкуренции») [20].

В антимонопольное законодательство вносится ряд изменений:

1) предлагается уточнить требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям. В новой редакции установлено, что осведомленность о согласованных действиях достигается путем публичного заявления одного из участников таких действий о реализации определенной модели поведения на товарном рынке;

2) предусматривается, что запреты устанавливаются только в отношении соглашений между конкурирующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами [6, с. 12].


Как отмечается ФАС России, сокращается количество запретов в отношении соглашений. В частности, запрет на соглашения, приводящие к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него, запрет на соглашения, приводящие к необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар, запрет на соглашения, приводящие к созданию препятствий доступу на товарный рынок или к установлению условий членства в профессиональных и иных объединениях, действует лишь в случае, если в результате таких соглашений происходит ограничение конкуренции.

Таким образом, в законодательстве такие действия будут недопустимыми при условии ограничения конкуренции. В свою очередь, обязанность доказать факт ограничения конкуренции будет лежать на антимонопольных органах.

3) запрещенные согласованные действия конкурирующих на рынке хозяйствующих субъектов предлагается разделить на две части, в зависимости оттого, требуется ли установление факта ограничения конкуренции в результате таких действий или нет. Запреты на согласованные действия законопроектом устанавливаются путем введения ст. 11 в закон, что подчеркивает различие в осуществлении указанных действий.

В целях реализации указанных изменений в ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» вносятся изменения в ст. 1 3 ФЗ «О защите конкуренции, определяющую допустимость действий (бездействия) соглашений, согласованных действий, сделок и иных действий [20].

4) запреты, предусмотренные ст. 1 1 ФЗ «О защите конкуренции», не будут распространяться на соглашения хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если между такими хозяйствующими субъектами прямо или косвенно установлен контроль либо такие хозяйствующие субъекты находятся под прямым или кос-венным контролем одного лица [20].

Данное изменение обусловлено тенденцией выведения из-под антимонопольного регулирования и контроля соглашений, сделок и иных действий в рамках группы лиц.

Позиция неоднозначна в правоприменительной практике. С одной стороны, из ряда разъяснений ФАС России, а также из пп. «б» п. 1.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке следует, что соглашения, сделки и иные действия в рамках группы лиц не подлежат антимонопольному регулированию и контролю. С другой стороны, в зависимости от обстоятельств дела ФАС России может занять альтернативную позицию [16], в судебной практике также может быть занята иная позиция [17, c. 18].

С учетом несовершенства понятия группы лиц в российском законодательстве такие изменения представляются преждевременными [2, c. 15].


5) агентский договор не будет признаваться вертикальным соглашением в соответствии с предлагаемыми поправками в ФЗ «О защите конкуренции». Данное изменение в закон снижает риск признания деятельности дилера на рынке как ограничивающей конкуренцию на рынке.

Как отмечает ФАС России по и огам мониторинга зарубежного законодательства, сговоры, ограничивающие конкуренцию, в мировой практике признаются мошенничеством.

В соответствии со ст. 1 78 УК РФ установлено наказание за недопущение, ограничение или устранение конкуренции в виде лишения свободы, штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью [18].

Новая редакция ст. 178 УК предполагает, что за нарушение антимонопольного законодательства, в том числе и за картельный сговор, будет предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы, а также дисквалификация руководителей компаний, допускающих систематические нарушения антимонопольного законодательства [18].

Российское законодательство предусматривает освобождение от уголовной ответственности за участие в картеле тех лиц, которые добровольно заявили в ФАС о нарушениях антимонопольного законодательства и прекратили свое участие в незаконных соглашениях. При этом законодательством устанавливаются специальные основания освобождения от ответственности для целей реализации прав лица, заявившего о картеле [11]. Изменения в действующее законодательство направлены, с одной стороны, на ужесточение наказаний за совершение правонарушений, с другой стороны — на совершенствование механизмов раскрываемости картелей. В соответствии с последними изменениями в антимонопольное законодательство увеличились сроки привлечения к ответственности за создание картелей, изменились основания для освобождения от ответственности.

Конкретизирован и дополнен порядок освобождения от административной ответственности за заключение и участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществление ограничивающих конкуренцию действий [3, c. 17].

В соответствии со ст. 14.32 КоАП РФ для освобождения от ответственности должна соблюдаться совокупность следующих условий:

а) антимонопольный орган на момент обращения лица не располагает сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

б) лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении (действиях);

в) сведения являются достаточными для установления правонарушения;