Файл: Практика создания картелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом повышение цен одной компании ведет к одновременному повышению цен другой компании при увеличении прибыли обеих компаний. Притом понижение цены на продукцию одной из компаний влечет увеличение прибыли этой компании и увеличение издержек у второй компании. Таким образом, заключают ученые, согласованная ценовая политика компаний повлечет увеличение прибыли у обеих компаний.

Если распространить данный пример на совокупность организаций на рынке, выявляется сущность картелей.

Одним из показательных дел по преследованию картели на рынке является дело в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов. В конце декабря 2014 г. ФАС России по результатам предварительного анализа направила письма нефтяным компаниям с требованием о разъяснении причин роста цен и предостережением от их необоснованного роста.

Однако рост цен продолжился, и с октября 2014 г. по конец января 2015 г. составил 53% на дизельное топливо зимнее. Цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%.

ФАС России усмотрела в действиях компаний следующие признаки нарушения: установление и поддержание монопольно высоких цен; изъятие товара из обращения, результатом которого явился рост цен; создание дискриминационных условий в отношении поставок топлива компаниям, входящим в группу лиц ВИНК по сравнению с не входящими в одну группу лиц.

Квалификация картеля осуществлялась с учетом фактического поведения участников рынка и на основании всех исследованных обстоятельств дела. В указанном случае картель может квалифицироваться органами ФАС России в случае доказанности факта согласования в целях увеличения прибыли и (или) отрицательного воздействия на конкуренцию со стороны участников рынка.

2. Сговор по разделу территорий, клиентов, рынков. Сговор по разделу территорий, клиентов, рынков основан на соглашении о распределении клиентов, территорий (региональный картель), объемов продаж и закупок (экспортный и импортный картель) и ассортимента реализуемых товаров (картель специализации).

Для картелей этого вида характерны следующие признаки: работают только в определенных городах, не интересуются «чужими» территориями или клиентами, не увеличивают предложение товара, даже если на него наблюдается высокий спрос.

3. Сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов. Сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов основан на соглашении между конкурентами об условиях получения подряда, заключенном до начала торгов [11].


Как отмечает ФАС России, существует несколько возможностей выиграть торги обманным путем, например: заявки с самыми выгодными предложениями цены подаются участниками сговора по очереди, либо осуществляется подкуп других участников торгов с тем, чтобы ими были выдвинуты заранее неприемлемые условия или цены (таким образом, победитель оказывается безальтернативным).

Как отмечается на сайте по содействию развитию конкуренции, по срокам действия средняя продолжительность картеля в мировой экономике составляет 6 лет, некоторые длятся 10 и более лет [4].

В картеле организации могут ограничить конкуренцию как между собой, так и на рынке в целом. Например, по соглашению стороны могут установить квоты на предложение товара, зафиксировать цены на продукцию. Целями таких действий являются установление монопольной цены, фиксация издержек, спроса и ограничение входа на рынок иных участников.

При монопольной согласованной цене на основе ценового сговора прибыли компаний картеля будут увеличиваться. Если оценивать зависимость между распределением благ на рынке и увеличением цены картеля на продукцию, то обнаружится обратная зависимость между усилением роли картеля на рынке, его прибыльностью и эффективностью распределения благ на рынке.

Вместе с тем картели дестабилизируют рынок и не позволяют объективно оценить конкуренцию на нем. Указанные согласования, как правило, носят доверительный характер отношений сторон. Это связано с тем, что подобные соглашения противоречат гражданскому законодательству государства и признаются ничтожными.

Указанные соглашения также запрещены уголовным, и административным законодательством государства и могут караться мерами публично-правового воздействия.

Таким образом, установление картеля повлечет для сторон риски, связанные с фиксацией взаимных договоренностей и применением к сторонам мер публично-правового воздействия. Кроме того, отношения по такому соглашению динамичны и требуют корректировки в зависимости от состояния рынка.

Координация поведения через ценовое регулирование. Существует два варианта координации цен: завышение цен либо занижение цен на продукцию. В этом случае самая крупная организация по соглашению устанавливает наименьшую цену на товар на рынке, при том, что стороны соглашения придерживаются этой цены в течение определенного периода. В России указанная практика имеет свою специфику и определяется субъектами доминирующего положения на рынке [12, c. 89].


По общему правилу цена подлежит корректировке в зависимости от прибыльности ведения бизнеса всеми участниками картеля. При данных обстоятельствах происходит не раздел рынка монополистами, а координация деятельности в условиях олигополии.

Целью сторон соглашения будет максимизация совместной прибыли. В данном случае изменение цен на продукцию основывается на изменении издержек на сырье, увеличении налогового бремени.

Выделяется также форма ценообразования по принципу «издержки плюс». Данная модель основана на соглашении, как с участием ряда крупных производителей, так и с участием «олигополиста-лидера». Цена на продукцию в данном случае зависит от величины средних издержек.

В свою очередь, величина средних издержек зависит от величины выпуска продукции, что определяет снижение нагрузки организаций на производство и предложение продукции до 70-85%.

Стороны соглашения получают «плюс» в прибыли от величины превышения цены продукции над средними издержками.

Как отмечает М.В. Сафрончук, «находясь в условиях экономической взаимозависимости, олигополисты устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их весьма редко и осторожно. Олигополистическая власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно, олигополии приносят обществу меньше невосполнимых потерь от недопроизводства... по сравнению с монополией».

В данной модели высоки технологические и иные барьеры вхождения на рынок. Как следствие новым участникам рынка тяжело приспособиться к новым условиям, применять и внедрять новые технологии, снижать цену на продукцию [8, c. 98].

2.2 Примеры картельных сговоров российской практике

9 июня 2014 года Федеральная антимонопольная служба рассмотрела административные дела в отношении компаний, совершивших картельный сговор на рынке жидкого хлора. В итоге ЗАО "Хлорактив" вынесен штраф в размере 7,1 млн руб, ОАО "Химпром" (г. Волгоград) – 5,8 млн, ООО "Рустрейд" – 3,2 млн руб, ООО "Бекборн" - 100 тыс. руб.

Незаконные действия восьми участников такого сговора повлекли резкое возрастание цен на жидкий хлор, что в свою очередь спровоцировало скачок расценок ЖКХ-тарифов, а именно: стоимости подачи воды, т.к. для очищения питьевой воды используется именно жидкий хлор. В итоге от игр с ценами и незаконных манипуляций производителей пострадали обычные граждане, потребители услуг ЖКХ.


В октябре 2014 года ФАС возбудила дело против сотовых операторов МТС и "Вымпелком" (торговая марка "Билайн"). Ведомство установило, что эти две компании импортируют смартфоны iPhone на территорию РФ, не меняя отпускные оптовые цены на смартфоны с сентября 2013 года.

По утверждению ФАС, компания Apple не давала покупателям смартфонов рекомендаций в отношении цен на аппараты в России и не контролировала ценовую политику "Вымпелкома" и МТС, тем не менее, цены на эти мобильные телефоны в большинстве российских точек продаж были идентичными.

В конце апреля 2015 года ФАС признала сотовых операторов виновными в ценовом сговоре при продаже в России смартфонов iPhone.

В конце января 2014 года ФАС России признала, что единственный поставщик белорусской соли в РФ ОАО "Мозырьсоль" и ряд российских компаний осуществили картельный сговор, закрепив потребителей по ассортименту и количеству соли для устранения конкуренции. ФАС установила, что в феврале 2013 года состоялось совещание по вопросу реализации соли на российском рынке, на котором участники достигли соглашения об условиях реализации соли производства ОАО "Мозырьсоль".

На заседании комиссии антимонопольного ведомства участники картельного сговора представили документы о добровольном отказе от исполнения пунктов протокола и аннулировании их положений.

Всего в 2014-2015 годах ФАС рассмотрела семь дел, связанных со сговорами на торгах по закупке лекарств по программе "7 нозологий", которые в 2011-2012 годах проводило Минздравсоцразвития. ФАС проанализировала результаты торгов по 188 лотам пяти аукционов и по 34 лотам выявила нарушения.

По данным ФАС, "компании обеспечили друг другу победу путем неявки или пассивного поведения на торгах", что в итоге позволило им заключить госконтракты на поставку лекарств без снижения начальной (максимальной) цены [4].

В мае 2012 года ФАС России признала участников торгов на поставку продовольственных товаров для нужд Минобороны России, ФСО России, МВД России виновными в сговоре с целью поддержания цен на максимально высоком уровне. Предметом расследования стали торги, которые проводись в июле 2012 года. Тогда государство закупило у поставщиков 845,92 тонны мясных изделий на общую сумму около 149,3 миллиона рублей.

В ходе проверки эксперты ФАС установили, что между участниками торгов было заключено и реализовано соглашение о разделе десяти лотов с целью поддержания цены на максимально высоком уровне. В картеле приняло участие 20 компаний, в том числе крупнейшие российские производители мясной продукции.


Таким образом, в практике выделяют основные виды картелей:

  1. Ценовой сговор.
  2. Сговор по разделу территорий, клиентов, рынков.
  3. Сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов.

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАРТЕЛЕЙ В РОССИИ

3.1 Перспективы картельных соглашений в России

Картель – это неформальное соглашение субъектов бизнеса, являющихся участниками одной отрасли рынка, продавать или покупать товары и услуги по определенной, заранее установленной ими цене. Кроме того, картельным сговором именуют договорное регулирование объемов закупаемой или продаваемой продукции с целью влияния на ценовой уровень.

Подобные деяния являются незаконными на территории Российской Федерации и преследуются по антимонопольному законодательству, за нарушение которого полагается административное и уголовное наказание (административная ответственность – штраф 15 % годового оборота компании; уголовная ответственность – ст. 178 УК РФ, лишение свободы от 3 до 7 лет).

С одной стороны картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, их выходу на внешний рынок, а так же преодолению производственного кризиса фирм, путем установления баланса спроса и предложения на отраслевом рынке. Но с другой стороны помимо положительных моментов возникновения подобных соглашений имеются и отрицательные: картели мешают развитию нормального уровня конкуренции на рынке [17, c. 18].

Установление жестких санкций в отношении участников картелей не способствует снижению противоправных деяний, поскольку получаемые участниками картельных сговоров сверхприбыли во много раз превышают штрафные санкции.

Именно поэтому современная зарубежная практика движется в направлении поиска новых, более совершенных, а самое главное «гибких» механизмов, способных предотвратить образование картелей.

Образование картелей, как в России, так и за рубежом, имеет длительную историю, на протяжении которой в государствах вырабатываются инструменты противодействия тайным соглашениям, хотя и не всегда эффективные.

Недостаточная эффективность применяющихся технологий в борьбе с картельными сговорами объясняется изменениями, происходящими в мировой экономике, где имеет место переход к пониманию конкуренции «не только как положению на рынке, а борьбе за весь рынок, в условиях ограниченных ресурсов».