Файл: Баланс и отчетность (ОАО «Полоцкий агросервис»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В экономике, как и в других сферах человеческой деятельности, общепринятым является постоянное стремление к соответствию между потребностями и возможностями их удовлетворения. Такова диалектика общественного развития. Например, объем производства должен быть увязан с объемом заготовления производственных запасов; использование последних - с наличием рабочей силы, обеспечением средствами труда. Выпуск продукции следует учесть с потребностями рынка. В свою очередь степень удовлетворенности рынка напрямую зависит от платежеспособности потребителей[1].

Такая взаимосвязь предполагает сбалансированность. Применение ее в теории и практике воспроизводства совокупного общественного продукта определяет содержание балансового метода.

Баланс (французское balance – весы) – система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату.

В балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой – по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике.

Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения.

Умение читать баланс – знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.

Таким образом, бухгалтерский баланс, в сущности, является системной моделью, обобщенно отражающей кругооборот средств предприятия и финансовые отношения, в которые вступает предприятие в ходе этого кругооборота. А значит, выступает одним из основных источников для оценки финансового состояния предприятия.


Актуальность выбранной темы заключается в том, что переход к рыночной экономике требует от организаций повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Объектом исследования является ОАО «Полоцкий агросервис».

Предметом исследования является состав и содержание бухгалтерского баланса формируемого на предприятии и его использование для оценки финансового состояния предприятия.

Цель курсовой работы - изучив порядок формирования бухгалтерского баланса на предприятии и проанализировав полученные показатели оценки финансового состояния, рассчитанные на его основе, внести предложения по совершенствованию формы бухгалтерского баланса с целью ее более эффективного использования в анализе и оценке результатов работы предприятия.

ГЛАВА 1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность, их сущность, виды и классификация

В бухгалтерском балансе отражается имущество организации, ее капитал и обязательства в денежном выражении на определенную дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива. В активе отражается имущество предприятия (хозяйственные средства по их видам), а в пассиве — капитал и обязательства (источники формирования хозяйственных средств). Термин «баланс» употребляется в качестве символа равновесия (от лат. «имеющий две весовые чаши»; фр. «весы»). Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения: Активы = Пассивы[2].


Для того чтобы правильно составить бухгалтерский баланс, бухгалтер должен помнить следующие правила:

- не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;

- основные средства и нематериальные активы отражаются в балансе по первоначальной и остаточной стоимости (при этом в итог баланса основные средства включаются по остаточной стоимости);

- активы и обязательства показываются в зависимости от сроков их обращения (погашения) с разделением на долгосрочные и краткосрочные;

- если в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету для того, чтобы определить промежуточные (итоговые) данные, показатель необходимо вычесть или он имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель должен быть проставлен со знаком «-»[3].

Бухгалтерский баланс является одной из основных форм бухгалтерской отчетности, отражающей средства организации на определенную дату, с одной стороны, по составу и размещению, с другой — по источникам образования и целевому назначению.

Бухгалтерский баланс – служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Он знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. Из баланса они узнают, чем владеет ее собственник, сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами – акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и т.д., или ей угрожают финансовые трудности. Другими словами, по данным бухгалтерского баланса определяется степень предпринимательского риска.

По бухгалтерскому балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращивания собственного капитала за отчетный период (экономической прибыли), по которому судят о способности руководителей сохранять и приумножать вверенные им материальные и денежные ресурсы и который отражается в виде чистой прибыли в пассиве баланса[4].

Таким образом, особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). При этом стоимость имущества может оказаться равной сумме долгов, быть больше или меньше суммы долгов. Если стоимость имущества равна сумме долгов, то права и обязательства взаимно погашаются. Если она больше суммы долгов, имеется превышение прав над обязательствами, получившее название чистых активов. Если стоимость имущества меньше суммы долгов, возникает ее дефицит. В теории бухгалтерского учета имущество в этом смысле называется активом, долги (обязательства) — пассивом.


По строению бухгалтерский баланс состоит из двух рядов чисел, итоги которых постоянно равны между собой.

Правильно построить бухгалтерский баланс — значит:

полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии;

сделать надлежащую группировку хозяйственных явлений;

изучить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение имущественных средств организации.

Баланс составляется на основании данных регистров бухгалтерского учета по аналитическим счетам на конец отчетного периода[5].

Бухгалтерский баланс следует рассматривать с экономически – правовой и учетной точек зрения. Первый подход представляет собой совокупность всего того, что хозяйствующий субъект имеет и что может быть исчислено в денежном выражении. Другими словами, бухгалтерский баланс характеризует имущественное, финансовое состояние собственника. Учетное понятие баланса по существу дополняет первый подход и идет дальше, отображая состояние не только имущества предприятия на каждый определенный момент, но и всех процессов, отражая движение средств и источников их формирования, а также финансовые результаты деятельности предприятия. Значимость бухгалтерского баланса весьма значительна, особенно для внешних пользователей его информации. Не случайно форма бухгалтерского баланса во многих странах утверждается законами[6].

Однако на практике данные бухгалтерского баланса не всегда эффективно используются для оценки финансового состояния предприятия.

С целью оптимизации формы и содержания бухгалтерских балансов в зарубежной учетно-отчетной практике рекомендуется использовать два основных принципа их составления:

- принцип ликвидности, т.е. расположение статей активов баланса предприятия по степени мобильности их превращения в денежную наличность;

- принцип горизонтальности или вертикальности размещения частей и разделов баланса.

Исходя из целей составления, балансы классифицируются по различным видам. Цель составления бухгалтерского баланса определяет поход к порядку формирования показателей в нем. Цель составления бухгалтерских балансов теснейшим образом связана с периодом информационного охвата. По этому признаку балансы подразделяются на вступительные и периодические[7].


Так как бухгалтерский учет ведется непрерывно во времени, то заключительный (отчетный) баланс на конец прошедшего (отчетного) периода одновременно является начальным (вступительным) балансом на начало нового отчетного периода. Этим обеспечивается также и преемственность бухгалтерского учета.

Существуют следующие основные виды бухгалтерских балансов: вступительный, периодический, годовой (заключительный), соединительный (фузионный), разделительный, санируемый, ликвидационный, сводный, сводно - консолидируемый.

В условиях развития предпринимательства и поиска наиболее эффективной формы хозяйственной деятельности организации большое значение для классификации балансов получил признак изменения организационно-правовой структуры организации. По этому признаку составляются разделительные, объединительные, передаточные и санируемые балансы.

Разделительные балансы составляются при разделении организации на несколько самостоятельных юридических лиц. Такие балансы также составляются и при выделении из действующей организации отдельного юридического лица. Объединительные балансы составляются при объединении нескольких организаций в одну. В свою очередь, передаточный баланс составляется при изменении собственников или при реорганизации организации. Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организации грозит банкротство. Такой баланс делается с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать кредиторам реальное состояние дел в организации. В отличие от периодического баланса в санируемом некоторые статьи могут не приниматься в расчет либо подвергаться значительной уценке[8].

В основу любого бухгалтерского баланса положено основное уравнение бухгалтерского учета, показывающее взаимосвязь между активами, обязательствами организации и собственным капиталом.

Модернизировать бухгалтерский баланс следующим образом (Приложение А)[9].

Все показатели данного баланса в соответствии с международными стандартами отражены в нетто-оценке. Вместе с тем по ряду статей актива баланса справочно приводится учетная стоимость имущества и сумма начисленного износа или оценочных резервов, что очень удобно при анализе имущественного положения предприятия. Из второго раздела «Оборотных активов» исключены статьи, завышающие реальную величину оборотного капитала, если длительность их оборота превышает один год или операционный цикл. Итог по разделу III отражает реальную оплаченную величину собственного капитала, а сумма третьего и четвертого разделов - собственные и приравненные к ним средства организации. Произведено четкое разграничение долгосрочных и краткосрочных обязательств. Из-состава долгосрочных обязательств вычленена задолженность по кредитам, займам и лизинговым платежам, которая должна быть исполнена в течение ближайших 12 месяцев.