Файл: "Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Один из основных источников финансирования государственной деятельности, равно, как и экономический инструмент, который служит реализации приоритетов государства – это налоги. Они призваны исполнять две функции, а именно: регулирующую и фискальную. Обе функции между собой находятся в тесной связи и взаимозависимы, причем ни одна не должна развиваться в ущерб другой.

Налог, будучи экономической категорией, представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством, как с юридических, так и с физических лиц.

Важность прибыли существенно увеличилась с переходом Российской экономики на экономические рельсы.

Прибыль представляет собой обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемой разностью выручки от деятельности хозяйства и понесенными убытками.

В деятельности государства налогам всегда отводилась важная роль. В настоящее время налоги представляются не только доходной частью государственного бюджета, однако, и инструментом регулирования экономически и социальной отрасли. Государство, применяя налоги, оказывает влияние на распределение дохода. Развивающийся негосударственный сектор экономики и сокращение отрасли, которую регулировало непосредственно само государство, оказало влияние на возрастание роли налогообложения в Российской Федерации в качестве инструмента регулирования экономической политики.

Зародившись вместе с государством, налоговая система вместе с ним и развивается. Налоги являются одним из необходимых звеньев отношений экономики в обществе.

Механизм налога применяется государством в целях эффективного воздействия на общественное производство, динамику развития и деятельности, структуру, а равно состояние научно-технического прогресса.

Актуальность представленной работы, с одной стороны, обусловливается большим интересом к теме налога на прибыль организации в современной науке, а с другой стороны – недостаточной ее проработанностью. Изучение связанных с данной тематикой вопросов обладают, как теоретической, так и практической значимостью.

Цель данной работы заключается в изучении механизма налогообложения прибыли кредитных организаций.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда определенных задач, в числе которых:

- изучение теоретических аспектов и выявление природы налога на прибыль;

- объяснение актуальности проблемы налога на прибыль организации в современных условиях;


- обозначение тенденции развития налога на прибыль.

Предметом исследования выступает налогообложение прибыли кредитных организаций.

Методологической базой исследования являются научные и общенаучные, такие как анализ, синтез и др.

Теоретической базой исследования послужили Конституция Российской Федерации, нормативные правовые акты в области налогообложения, а также труды отечественных ученых в сфере налогообложения.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Сущность налога на прибыль

Налоги признаны одним из множества способов воздействия государства на экономику.

В условиях рыночных отношений, особенно в период перехода к рыночным отношениям, налоговая система выступала одним из эффективнейших рычагов влияния, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики государством. Государство достаточно широко применяет налоговую политику в качестве воздействующего на негативные явления рынка регулятора.

Налогом на прибыль признается прямой налог, величина которого находится в зависимости от конечных финансовых результатов деятельности организации.[1]

Названный вид налога начисляется на разницу между доходами и расходами. Он является одним из видов федерального налога, базовая ставка которого равна 20%. Из данной суммы 2% подлежат отчислению в федеральный бюджет, а оставшиеся проценты отчисляются в бюджет региона.

Ежегодно компании выплачивают платежи авансом и сдают декларации по налогу на прибыль организаций. Компании, которые перешли на специальный режим, налог на прибыль не выплачивают.[2] В соответствии с положениями ст. 11 НК Российской Федерации, банки являются коммерческими и кредитными организациями, обладающими Лицензией Центрального Банка Российской Федерации.[3]

В налоговом законодательстве при этом отсутствует указание на отличия между банками, кредитными организациями, небанковскими кредитными организациями и коммерческими кредитными организациями. На самом же деле толкование различий между названными понятиями представляется обязательным, поскольку разграничение выполняемых ими банковских операций определяет особенности обложения банков налогами.


Из положений гл. 25 НК Российской Федерации, ст. 246 следует, что в Российской Федерации в качестве налогоплательщиков выступают: российские организации, организации других стран, которые осуществляют свою деятельность в Российской Федерации, а также организации, которые выступают в качестве участников консолидированной группы налогоплательщиков.

В качестве налогоплательщиков выступают физические или юридические лица, которые, в соответствии с законодательством, обязаны уплачивать налоги. Объектом налога является налогооблагаемый предмет. При этом, в действующем законодательстве предусматриваются такие объекты налогообложения, как: прибыль, стоимость реализованных товаров либо оказанных услуг или проведенных работ; совокупный доход физических лиц; транспортные средства; находящееся в собственности юридических и физических лиц имущество и др.[4]

Относительно рассматриваемой темы, следует отметить, что прибылью именуется разница между суммами расходов и доходов организаций. Налог подлежит исчислению из налоговой декларации, в которую организация расписывает все свои, как доходы, так и расходы.

В целях дальнейшего изучения налога на прибыль необходимо знать, что представляет собой понятие налога в широком смысле слова. Налог является обязательной, безвозмездной индивидуальной выплатой, которая взимается органами государственной власти с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства либо субъектов Российской Федерации.

Существующая в настоящее время налоговая система становилась таковой, приобретая свойственные ей черты и четкие, неизменные правила распределения денежных средств. В 1990г имела место смена отчисляемых предприятиями в бюджет доходов на единую для всех ставку на налог на прибыль. В то время базовая ставка была определена в размере 45%, из которых 23% подлежали отчислению в федеральный бюджет, а оставшиеся 22% отчислялись в местный бюджет.

Введенный в 1991г налог на прибыль рассчитывался из фактических результатов деятельности организации за прошедший квартал. Так же наличествовал авансовый платеж, способствовавший сбалансированности поступлений налога в бюджет по времени и отчасти манипулировал возможной инфляцией, т.е. обесцениванием получаемых по налогам средств за период между выплатой налога и поступлением его в бюджет.[5]

В уплате налогов применяются льготы, в качестве каковых признаются предоставляемые определенным видам налогоплательщиков определяемые законодательством выгоды, отсутствующие у иных налогоплательщиков. Это может выражаться в предоставлении возможности не выплачивать налоговые отчисления, либо в возможности уменьшения размера таковых.


Действующим в настоящее время законодательством разработана определенная система льгот, а именно: необлагаемый минимум; снижение налоговых ставок; освобождение от налогов определенных категорий плательщиков; изъятие из определенных налогооблагаемых предметов, которые являются объектами налога.[6]

В настоящее время имеет место несколько способов уплаты налогов.

Способ кадастра подразумевает под собой применение кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. Таким образом определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Налог списывается непосредственно сразу из источника дохода. Данный способ выплаты налога носит наименование безналичного, поскольку налогоплательщик в нем получает доход за вычетом удержанного налога, т.е. налогоплательщик получает прибыль с вычтенной уже суммы налоговых отчислений.

Налог взимается по налоговой декларации на доход физических лиц и вычитывается по факту его получения. Подача декларации в большинстве случаев должна быть отражена в отчете.

Административным способом уплаты налогов предусматривается возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, которое выписывается налоговым органом. Для каждого налога имеет место свой порядок уплаты.

Доходы и расходы организации при начислении налога на прибыль учитываются в том календарном периоде, когда они возникли, вне зависимости от фактического поступления и получения денежных средств. Так, к примеру, организация по договору аренды обязана оплатить аренду за май не поздней 17 мая, однако платеж перечислен в июле. При таком методе бухгалтер отражает сумму в расходах в июле, но не в мае.

При использовании кассового метода доходы признаются в момент принятия денежных средств в кассу либо на расчетный счет, а расходы – когда организация выплачивает обязательства перед поставщиком. Так, к примеру, организация должна по договору аренды оплатить аренду за май не поздней 17 мая, однако оплата аренды перечисляется лишь в июле. При использовании кассового метода бухгалтер обязан отразить сумму в расходах в июле, но не в мае.

Организация наделена правом самостоятельного избрания подходящего для нее метода выплаты налогов. При этом имеют место и определенные ограничения, а именно: метод начисления налога на прибыль может использоваться любым предприятием, тогда, как банки кассовый метод использовать не могут.


Прибыль организации равна налоговой базе по налогу на прибыль. Однако, прибыль, которая облагается по различным ставкам, рассчитывается отдельно.[7]

Налоговая база может признаваться равной нулю при том условии, что в отчетном периоде коммерческой кредитной организацией были понесены убытки. Статья 283 НК Российской Федерации предоставляет плательщику возможность переносить убыток на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором он был получен. Кроме того, Налоговым кодексом Российской Федерации закрепляются особенности формирования налоговой базы при осуществлении определенных операций.

Далее следует сказать, что к федеральным налогам относится налог на прибыль, который признается главным прямым для юридических лиц. Облагаемый налогом объект – это валовая прибыль организации, уменьшенная либо увеличенная в соответствии с положениями.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли либо убытка от реализации продукции, работ либо предоставленных услуг, основных фондов, другого имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму утраченных средств по данным операциям. Прибыль, либо убыток рассчитывается как разница от выручки за минусом реализации продукции, кроме НДС и акцизы, а также и затратами на производство и реализацию, включенные в себестоимость продукции, работ или услуг.

Налоговым периодом по налогу на прибыль выступает полный календарный год. Отчетными периодами будут выступать первый квартал года, шесть месяцев и девять месяцев календарного года. Для налогоплательщиков, которые отчисляют авансовые платежи каждый месяц, отчетными периодами будут выступать месяц, два, три и т.д.

Налогоплательщик по итогам отчетного периода обозначает сумму налога, которая будет соответствовать налоговой ставке, и процентную ставку налоговой базы. Плательщиками вычисляются суммы авансового платежа по окончании налогового или отчетного периода, исходя из ставки и налогооблагаемой прибыли, которая рассчитывается нарастающим итогом с начала периода до окончания.[8]

В настоящее время в Российской Федерации налог на прибыль обеспечивает высокую прибыль в федеральный бюджет и бюджет субъектов Российской Федерации, будучи одним из самых значимых налогов. Так же он предоставляет возможность регулировать микроэкономику и осуществлять перераспределение доходов, что делает его достаточно эффективным инструментом. В налоге на прибыль имеет место огромный потенциал, при помощи которого возможно осуществление влияния на распределении е ресурсов между регионами. Вытекающие из него вопросы вследствие того, что он представляется одной из самых крупных выплат, обладают значительным весом для предприятий и государства.