Файл: Использование результатов ОРД как информации в процессе доказывания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитие Российской правовой системы на современном этапе характеризуется зарождением новых институтов уголовно-процессуального права, что обусловило закономерность соотношения их с положениями оперативно-розыскной деятельности, внесения обусловленных новелл в уголовную политику и законодательство относительно использования данных в уголовном процессе.

Теоретико-прикладные исследования тактических и правовых аспектов использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, несмотря на достаточно широкий круг изучаемых аспектов, в частности: природы правоотношений, которые складываются в оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, проблем соблюдения прав человека и гражданина при производстве оперативно-розыскных мероприятий и использования оперативных данных на разных стадиях осуществления правосудия, и т.д. – не утрачивают своей актуальности и в настоящее время.

Сегодня идея активного применения в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности, вплоть до признания им значения судебных доказательств, не только находится на стадии активного развития, однако, и находит свое выражение в практической деятельности, где наиболее полная реализация данной идеи представляется возможной только на основании создания правового механизма использования данных оперативно-розыскных мероприятий в уголовном судопроизводстве.

Такая принципиальная необходимость обуславливается тем, что оперативно-розыскная деятельность призвана играть достаточно заметную роль в выявлении и раскрытии категории наиболее тяжких преступлений. Более того, в ряде случаев без таковой практически невозможно разрешить задачи, которые стоят перед уголовным судопроизводством. Прежде всего, речь ведется о неочевидных и латентных преступлениях, преступлениях организованных преступных групп, доля которых в общей структуре отечественной преступности в настоящее время достаточно велика.

Понятие использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве достаточно широко применяется, как в юридической науке, так и в правоприменительной практике, что обусловливается распространенностью данного вида правоохранительной деятельности.

Цель и задачи исследования следуют из актуальности темы и степени научной ее разработанности. Так, цель представленной курсовой работы заключается в разработке рекомендаций, использование которых способствовало бы разрешению ряда теоретических и правовых вопросов, направленных на восполнение пробелов и противоречий в теории уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности.


Достижению поставленной цели способствует разрешение определенных задач, в числе которых:

- сформулировать понятие результатов оперативно-розыскной деятельности;

- порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности и их пределы;

- использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств по уголовному делу.

Объектом исследования представленной работы выступает теоретическая категория использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, как правовое явление современной действительности.

В качестве предмета исследования следует определить теоретические и правовые основы исследования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе расследования преступлений.

Методологической основой курсового исследования является диалектический метод. В процессе исследования также были использованы частнонаучные и специальные методы познания.

1 Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и основные направления использования их в уголовном процессе

В соответствии с положениями п. 36 ст. 5 УПК Российской Федерации, результатами оперативно-розыскной деятельности признаются сведения, которые получены в соответствии с Федеральным законом «Об оперативной деятельности» о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление лицах и скрывшихся от органов дознания, следствия либо суда.[1]

Оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс представляют собой единство процессуального и непроцессуального. Данное единство заключается не только в производстве следственных действий либо оперативно-розыскных мероприятий, т.е. содержит не только процессуальные вопросы, однако и предлагает, наряду с добыванием информации, ее использование, принятие решений, как процессуального, так и оперативно-розыскного характера.

При производстве даже единичного оперативно-розыскного мероприятия в оперативно-розыскной деятельности может достигаться решение конкретной оперативно-розыскной задачи, к примеру, выявление признаков преступления. Результатом при этом выступает наличие конкретной и достоверной информации о преступлении, которой может быть достаточно для возбуждения уголовного дела, производства отдельных следственных действий либо совокупности таковых, хотя такая информация не обязательно должна использоваться в уголовно-процессуальном порядке, или же используется не сразу.


Так, принятие процессуальных решений, которые основываются на результатах оперативно-розыскной деятельности, либо производство следственных действий может быть осуществлено по факту проведения ряда оперативно-розыскных действий, например, оперативного внедрения, наблюдения, проверочной закупки, контролируемой поставки, даже если результаты любого из них сами по себе уже могли выступать в качестве основания для процессуальных действий и решений. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут рассматриваться в качестве системы проверенных и оцененных действий данных оперативного характера, либо сведений о фактах. Именно в этой целью оперативными сотрудниками заводятся дела оперативного учета.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, в то же время, имеют не только процессуальное, но и самостоятельное оперативно-розыскное значение, на что законодателем прямо указано в ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, в ч. 1 названной статьи закреплено положение о том, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, которые их подготавливают, совершают или уже совершили[2]. Процессуальное значение результатов оперативно-розыскной деятельности имеет место только в перспективе.

Необходимо помнить, что в силу специфики результаты оперативно-розыскной деятельности не всегда могут обладать процессуальным значением и использоваться официально в уголовном процессе. Чаще, наоборот, они выступают только в качестве информации, которая может быть легализована в официальных следственных действиях и представлена в качестве их результата. Это может вызываться причинами, связанными с реализацией оперативно-розыскного принципа конспирации, преимущественно негласных начал данной деятельности.

Межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознанию, следователю, прокурору или в суд результаты оперативно-розыскной деятельности определяются несколько иначе, нежели УПК Российской Федерации, а именно: как фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном законом порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической либо экологической безопасности Российской Федерации.[3]


В приведенное определение включен основной видовой признак результатов оперативно-розыскной деятельности как фактических данных о признаках конкретного свойства, а также указание на субъектов и порядок их получения.

В связи с этим необходимо отметить, что если речь ведется о фактических данных, то они должны соответствовать объективной действительности и с точки зрения их достоверности не могут вызывать сомнений. В то же время результаты оперативно-розыскной деятельности не всегда можно признавать достоверными, так как их необходимо подвергать проверке с использованием иных данных и только по совокупности таковых возможно с достаточной долей вероятности утверждать. Что таковые данные являются достоверными и объективными.

Результаты оперативно-розыскной деятельности в оперативно-розыскном смысле также не всегда признаются фактическими данными. Хотя они и могут использоваться для производства оперативно-розыскных мероприятий в качестве оснований для проведения конкретного оперативно-розыскного мероприятия, определения тактики его проведения, подобные действия могут быть основаны и на предположениях, первичных данных, которые предстоит лишь проверить, после чего сведения при их подтверждении могут быть рассмотрены как сведения о фактах.

Результаты проведения одного оперативно-розыскного мероприятия, в частности, могут выступать основанием для проведения другого. Проведению такого оперативно-розыскного мероприятия, к примеру, как оперативное внедрение, предшествует проведение ряда оперативно-розыскных мероприятий, направленных на подготовку и обеспечение внедрения. На основании таковых определяется тактика реализации этого мероприятия.

Термин «результаты оперативно-розыскной деятельности подразумевает информационную завершенность, суть которой может выражаться как осмысление сведения, основанные на собранных, оцененных, истолкованных фактах, изложенных таким образом, что явно видно их значение для решения какой-либо конкретной задачи.[4] Вместе с тем, такого рода понимание результатов оперативно-розыскной деятельности, применительно к данной деятельности, представляется ограниченным, и с точки зрения Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», приемлемым лишь по отношению к уголовному процессу, да и то не в полном объеме, так как информационная завершенность представляется весьма относительной.

Наряду с термином «результаты ОРД», в специальной литературе используются и иные термины, в частности: оперативные данные, оперативная информация и др. Представляется, что названные термины несут одну и ту же смысловую нагрузку. По объему эти понятия являются более широки, нежели понятие результатов оперативно-розыскной деятельности, которые должны быть получены исключительно оперативно-розыскным путем. Оперативная же информация может быть признана таковой и в том случае, если она получена не из оперативно-розыскных, а других источников и без использования оперативно-розыскных методов и средств, к примеру, информация, которая поступила из дежурных частей, от участковых уполномоченных, инспекторов ГИБДД и пр.


Результаты оперативно-розыскной деятельности могут выступать поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю либо в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а равно использоваться в доказывании по уголовным делам, в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующими сбор, проверку и оценку доказательств.[5]

Исходя из содержания данных Федерального закона «Об оперативной деятельности», можно выделить основные направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, в частности:

- в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела

- для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

- в доказывании по уголовному делу;

- для иного обеспечения уголовного судопроизводства.

2 Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности

Как гласит ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности происходит на основании постановления руководителя оперативно-розыскного отдела в предусмотренном ведомственными нормативными актами порядке. Таким образом, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» определяется перечень органов, которым представляются результаты оперативно-розыскной деятельности, общее основание и порядок их представления, который носит отсылочный характер. В целом, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» только в общей форме декларируется порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности, так как порядок передачи материалов должен быть определен в ведомственных нормативных правовых актах.[6]

Сегодня такой порядок регламентирован названной выше Межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд:

- вынесение руководителем оперативно-розыскного отдела постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору либо в суд;