Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Исследование невербального проявления агрессивности работников СООО «ОликаПак» отдела маркетинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные. К натуральным жестам (естественные и потенциально естественные) употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения. Конвенционные жесты (условные, символические) относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К таким жестам относят-ся, например, тайный язык жестов кочевых народов, язык жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижеров, водолазов, строителей, военных и т.д.). Дактилологические жесты — своеобразная форма речевого общения, воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии.

Выбор жеста (из принятых в определенной национальной культуре) обусловливается не только конкретной коммуникативной ситуацией, отношениями между коммуникантами (случайные, официальные, интимные, дружеские и др.), но и личностью исполнителя. Жесты могут многое рассказать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику. Жесты показываю внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к логическому или художественному типу и т.д. Таким образом, каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она характеризуется формально-динамическими особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполнения, количество жестов) и содержанием (индивидуальный жестовый тезаурус личности, включающий типичные жесты человека). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут меняться при изменении эмоционального состояния человека.

При сильных эмоциональных переживаниях количество жестов увеличивается, возникает ощущение жестовой чрезмерности (по сравнению с речью) и общей суетливости. Жесты как бы убыстряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикуляции. При переходе от официального общения к неофициальному также меняются интенсивность и амплитуда жестов (они увеличиваются). При неформальном общении в большей степени проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном — жестовый язык приближается к национально-культурному нормативу[11]


В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом коммуникации. Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, человек выбирает одни жесты, если отчитать кого-то — другие. В одном случае важна мимика, в другом — жест. Например, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе — обнимают за плечи. Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи. Жесты могут:

1) выражать то же, что и речь; 2) выражать нечто, что противоречит со- держанию речи; 3) предвосхищать значения, переданные речью; 4) акцентировать ту или иную часть речевого сообщения; 5) быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание; 6) сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи; 7) заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение адресанта продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова); 8) заменять отдельное слово или фразу; 9) с опозданием дублировать содержание вербального сообщения. Таким образом, при определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться всестороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах[12].

Общение включает вербальные и невербальные каналы передачи информации. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, потому он и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верят невербальным средствам общения, так как они обусловлены подсознанием[13].

Роль невербальной коммуникации в системе общения значительна. Практически 60, 80 процентов информации о нашем собеседнике мы получаем благодаря невербальным средствам общения. Невербальная коммуникация сопутствует и во многом дополняет вербальную или звуковую речь. Так, она способна усиливать или уменьшать значимость семантики слова. Невербальная коммуникация может совершенно нивелировать семантическое значение слова или полностью его отрицать.

Невербальная коммуникация и ее роль в общении заключается, во-первых, в том, что невербальная коммуникация позволяет нам полноценно определить психологический портрет личности на основе правильной интерпретации таких элементов невербального общения как жесты, мимика, интонация, тембр голоса, поза, походка, то есть понимания языка тела нашего собеседника. Эта особенность представляется нам существенной не только в практиках повседневного взаимодействия людей, но и в отношении построения взаимодействия в рабочих условиях. Данная возможность обеспечивает быстрое реагирование в случае нарастания неопределенности, конфликтной ситуации и в дальнейшем позволяет вести успешное взаимодействие с людьми. Появляется возможность межкультурного взаимодействия.


Во-вторых, невербальная коммуникация помогает нам распознавать несогласованные с семантикой слова невербальные формы выражения. На основании этого мы можем сделать вывод о неискренности высказывания собеседника. Для политического лидера важно контролировать невербальную сторону своей речи. Неискренность высказывания выступает прямым индикатором обмана, подлога, лжи. Важность поддержания гармонии вербального смысла и невербального выражения влияет на имидж политического лидера. Дисгармония вербальных и невербальных смыслов сигнализирует о его негативном образе по общению, демонстрирует скрытые намерения политического лидера. Важно замечать дисгармонию смыслов. Это позволит выбрать достойного лидера и сформировать качественное взаимодействие[14].

. Что такое агрессия – это любое действие по отношению к другому человеку предпринимаемое для удовлетворения своих желаний. Фактически говоря психологическим языком, это вторжение в психологические (а может и физические) границы другого человека. Обычно под агрессии в быту понимаются, какие-то невербальные или вербальные угрожающие действия, махание кулаками, крик, оскорбление, угрозы и тд. То есть все то, что обычно вызывает страх, ужас, стыд и другие неприятные эмоции. Однако как показывает терапевтическая практика, вышеперечисленные эмоции могут вызывать очень разные агрессивные действия одного человека к другому. Фактически агрессивными по определению являются следующие высказывания – я тебя люблю, у меня к тебе столько нежности, ты такой классный, я злюсь на тебя, ненавижу тебя и т.д. Все это агрессия.

У каждого человека разные психологические границы, вот и предъявляя другому свои агрессивные чувства исследуем границы другого человека и свои собственные рядом с ним. В общем, процесс увлекательный, интересный и зачастую непростой. Поскольку почти наверняка вы столкнетесь с разными эмоциями по поводу ваших и вашего партнера предъявлений[15].

Худшее, что можно делать в отношениях, это фантазировать по поводу партнера, что это ему понравится, а вот это нет. Так и живешь тогда в своих собственных фантазиях. Да, так возможно безопаснее, но тогда нету жизни, нету обмена эмоциями, нету живого человеческого контакта, который во многом питает человеческую психику и весь организм. Получается что единственный выход, это предъявлять другому свою агрессию и смотреть на его реакцию. Точно также поступает и партнер, агрессирует по отношению к вам, а вы как-то на это реагируете. Так, на мой взгляд, и происходит нормальный контакт между людьми, только в таком контакте мы с вами можем жить, а не существовать, живя в плену своих иллюзий[16].


Агрессивный характер вербальной и невербальной коммуникации определяется мотивами и целями, которые ставят перед собой говорящие, а также их психологическими и социальными ролями, что находит отражение в действиях агрессивно настроенных коммуникантов. Учет каждого из обозначенных компонентов агрессивной вербальной и невербальной коммуникации, а также результата, достигаемого говорящими в процессе агрессивной коммуникации, имеет существенное значение при описании агрессивных коммуникативных ситуаций[17].

1.2 Азбука эмоциональных проявлений

К эмоциональным проявлениям относятся некоторые физиологические и даже психические изменения и проявления. Например, выделение пота в физиологическом понимании регулирует водно-солевой баланс и температуру тела. Но в минуты сильных стрессовых переживаний мы также можем заметить обильное потоотделение, которое вовсе не обусловлено физиологическими причинами.

В принципе имитировать эмоциональные состояния возможно. Подтверждением тому может служить исключительно талантливая и достоверная игра знаменитых актеров, владеющих талантом перевоплощений. Их игра тем достоверней, чем реалистичней эмоциональные проявления представляемые ими от лица «героя» спектакля или кинофильма. Но в любом случае контроль «синтезированных» эмоций создает дисбаланс с истинным личным эмоциональным состоянием актера. Не возможно продолжительное время контролировать такие состояния, наступает момент, когда физиологически организм не в состоянии справляться с такой имитацией искусственных эмоций. Актеры называют такие состояния «творческой усталостью»! Для наиболее точной передачи эмоциональных состояний актеры моделируют в своем сознании похожие ситуации и переживают их как реальность от собственного лица.

На таком «дисбалансе» построен специальный прибор, известный под названием «полиграф» или детектор лжи! Он сопоставляет физиологические проявления организма, а наблюдающий фиксирует эмоциональное состояние человека, когда очевидно не совпадение эмоции и физиологических реакций, можно говорить о лживости ответов на такие вопросы. Многолетний опыт и пассивные наблюдения вооружили нас пониманием некоторых закономерностей, по которым определенные жесты, мимика и др. проявления соответствуют соответственным внутренним состояниям человека. Мы на бытовом уровне способны ориентироваться и с успехом прочитывать эмоциональные проявления окружающих. Раскрытые к верху ладони ассоциируются с честностью, но когда обманщик раскрывает Вам свои объятия одновременно говоря не правду, другие «сигналы» невербального характера выдадут истинность его намерений. Это могут быть суженные зрачки глаз, попытка отвести взгляд в сторону, приподнятая бровь, искривленные уголки рта, испарина на лбу или над верхней губой вопреки погодной прохладе[18]. На любом конкурсе красоты участниц обучают специальным движениям тела, позам, жестам и мимике, которые способны имитировать теплоту, искренность, сексуальность. И наши впечатления как зрителей, неизбежно оценивающих участниц, учитывают и преподнесенные нам навыки некоторой «мимикрии» и мы подсознательно отдаем некоторые предпочтения той, которая более талантлива в такой имитации[19].


Причем, даже актёры и самые талантливые, могут имитировать нужные движения и мимику ограниченное время, так как вскоре физиологические непроизвольные «сигналы», не соответствующие истинным переживаниям человека, выдадут его не искренность. Мимика чаще используется для сокрытия истины, так как она более управляема и контролируема человеком. Собеседник в силу своей эмоциональной компетенции более и менее точно улавливает такие невербальные проявления, ка кулыбка и мимика, улавливая не соответствие слов и намерений. Изучение выражения лица и его некоторых черт само по себе является наукой и достойно изучения.

Существуют способы тренировать контроль и управление невербальными проявлениями. К ним относится отработка тех жестов, мимики, которые придают правдоподобность сказанному, но это возможно лишь в том случае, если целенаправленно практиковаться во лжи в течение длительного времени.

2. Научиться максимально избегать, устранять жестикуляцию, мимику и интонации в голосе.

Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он думает на самом деле. Чтобы понять его внутреннее состояние, быстро оценить реакцию на Ваши слова, нужно владеть невербальным языком: уметь читать жесты, позы, мимику. Владение невербальной культурой общения также помогает производить нужное впечатление на собеседника и в полной мере владеть ситуацией.

В большинстве случаев в процессе общения люди концентрируют внимание на лице партнера, собеседника. И это оправдано, мимика ярко отражает состояние человека, но она и тщательнее всего контролируется. Более открытые сигналы посылают глаза[20].

Характерными проявлениями отношения к собеседнику можно считать и поворот тела, и положение стопы говорящего. Замечено, что мы склонны поворачиваться лицом к тому индивиду, к которому испытываем интерес и симпатию. Если кто-либо из участников беседы теряет к ней интерес и готов уйти, он часто разворачивается в направлении ближайшего выхода или посматривает на часы. Таких наблюдений достаточно много и они присущи подавляющему большинству людей, что делает их эффективным «инструментом» в понимании собеседника.