Файл: Корпоративная культура в организации (Механизмы формирования и развития корпоративной культуры ООО «РИК»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Корпоративная культура: основные подходы и понятия
1.1 Общие понятия, сущность корпоративной культуры
1.2 Содержание и структура корпоративной культуры
1.3 Типология корпоративной культуры
Глава 2. Механизмы формирования и развития корпоративной культуры ООО «РИК»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Механизм формирования корпоративной культуры в ООО «РИК»
Управление корпоративной культурой в ООО «РИК» процесс не односторонний и осуществляется через:
- руководителей, заявляющих свои цели и идеалы, которые вызывают энтузиазм в коллективе, тем самым сплачивая его («единение коллектива») путем публичных выступлений, личного примера и т. д.;
- сотрудников путем манипуляций символами и вещами материального мира, в результате отслеживания и анализа реальной жизни коллектива.
В целом, процесс формирования корпоративной культуры в ООО «РИК» отражен на рисунке 4.
Рисунок 4. Процесс создания корпоративной культуры ООО «РИК»
Из рисунка 4видно, что основа корпоративной культуры ООО «РИК» - это история организации и ее сотрудников, а также сами сотрудники (их взаимоотношения в коллективе, трудовая деятельность), потому что каждый сотрудник является отражателем информации об организации во внешнюю среду.
Таким образом, непременным условием для формирования корпоративной культуры – является создание мощных внутренних коммуникаций. Сотрудники ООО «РИК», разделяя веру в ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют понимаемые внешне чувства и эмоции.
Далее, как видно из рисунка 4, под влиянием изменений в экономике, а также через осознание значимости организации в обществе, наиболее важных ценностей и установок, действующих в организации, формируется корпоративная культура, в результате чего определяются основные параметры культуры организации, влияющие на ее жизнедеятельность и на достижение поставленных целей и задач (миссия, цели, основные ценности, нормы поведения сотрудников, социально-психологический климат, а также имидж организации).
Все вышеуказанное помогает сотрудникам ООО «РИК» понять и интерпретировать культуру организации, придать свое значение происходящим событиям и действиям. Кроме того, поведение людей и групп внутри организации сильно связано нормами, вытекающими из этих разделений, верований, ожиданий и действий.
Корпоративная культура ООО «РИК» включает собой миссию, философию предприятия, девиз, кодекс поведения, обязательства по отношению к персоналу. С этими условиями знакомятся и работники, которые приходят устраиваться на предприятие.
Руководителям ООО «РИК» миссия нужна для того, чтобы четко видеть предназначение предприятия; отсеивать «ненужную» деятельность, а также действовать в соответствии со своими целями. Работникам миссия нужна для того, чтобы мотивировать, синхронизировать свои и общеорганизационные цели, видеть свое место и свой вклад в компанию.
Миссия ООО «РИК» - Благодаря уникальному стилю работы с клиентами и репутации надежного партнера компании удается поддерживать долгосрочное сотрудничество с организациями-поставщиками сырья и потребителями продукции и заводить новые знакомства и деловые отношения.
Ценности ООО «РИК» включают:
- Внимание к потребителю – это уважение мнения и желаний покупателей продукции, открытая к диалогу позиция компании;
- Создание экономических и эмоциональных ценностей – реализация продукции, которая сделает вашу жизнь приятнее, а доступная цена - это результат долгой и усердной работы;
- Эффективность – это достижение максимальных результатов при условии оптимального использования человеческих, природных и финансовых ресурсов;
- Новаторство - это поиск, разработка и внедрение наиболее эффективных решений.
Основной принцип работы ООО «РИК»: каждый сотрудник - ценное звено команды и только, действуя сообща, мы сможем добиться выдающихся результатов.
Философия ООО «РИК»: «Запрет на фразу «Это не моя обязанность». ООО «РИК» относится к индустрии обслуживания, поэтому мы работаем ежедневно. Все сотрудники испытывают большую гордость за репутациюпредприятия, которая передается нашим клиентам. Каждый работник относится к этому со всей ответственностью, с гордостью и уважением. Каждый из нас будет стараться сохранять эти высокие стандарты сегодня и в будущем».
Кодекс поведения ООО «РИК» включает следующие составляющие:
Имидж предприятия - это наша честь и гордость.
Уважительное отношение к коллегам - залог успешной работы.
Трудовой коллектив - наша общая семья.
Соблюдение всех норм и правил на предприятии является основой блестящей деловой репутации.
Полному доверию – высочайшую ответственность.
Все вопросы решаются открыто.
В здоровом теле – здоровый дух.
К обязательствам работников по отношению к предприятию (ООО «РИК») относятся:
- безупречное соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
- честность;
- дисциплинированность;
- трудолюбие;
- взаимовыручка;
- уважительное отношение к работе и коллективу;
В основе формирования корпоративной культуры в отношении обязательств перед сотрудниками в ООО «РИК»лежат следующие механизмы:
1. Принципы отбора персонала.
Для решения этой задачи в ООО «РИК» сформированы четкие действия со стороны кадрового работника, который включает: тестирование, собеседование, период адаптации новых сотрудников, закрепление к ним наставников, знакомство с организацией, вручение буклета об организации.
2. Обучение персонала (повышение квалификации, карьерный рост, организация конкурсов мастерства).
С целью повышения качества корпоративной культуры в ООО «РИК» было принято решение о разработке системы обучения продавцов.
Система включает следующие элементы, представленные на рисунке 5.
Рисунок 5. Система обучения продавцов в ООО «РИК»
Как видно из рисунка 5 в систему вошли:
1) нормативные акты, которые строго регламентируют обучение в компании: специальное «положение о стажировке сотрудников», в котором прописаны все условия обучения нового сотрудника - 2 месяца стажировки под руководством наставника - сотрудника, прошедшего полное обучение;
2) порядок получения, условия и размер оплаты обучения, положенной наставнику;
3) список нормативных документов и производителей, знание которых пригодится в работе и т. д.
Так же, в рамках разработки программы «стажировка», ООО «РИК» приобретен тренинг «Технология продажи средств противопожарной безопасности». Данный тренинг рассчитан на 1 день, при его проведении тренер передает умения, необходимые для эффективного использования знаний о товаре для продажи. В данном случае технология продажи средств пожаротушения позиционируется, как способ оптимизации работы продавца с целью удовлетворить запрос покупателя и увеличить благосостояние как самого продавца, так и организации в целом.
Так же при прохождении тренинга, как и при прохождении испытательного срока, стажер должен усвоить основную ценность компании, которым является клиент.
В случае если сотрудники компании показывают несоответствие данному требованию (проявляют невнимательность, нелояльность, равнодушие и т. д.), с ними проводятся разъяснительные беседы, поскольку следующей ценностью для ООО «РИК» являются её сотрудники, и в планы руководителей организации не входит постоянный подбор нового персонала, в то время, когда можно переобучать уже проверенных людей.
3. Обустройство рабочих мест и мест отдыха, организация питания работников.
Каждый работник обеспечивается полноценным рабочим местом со всеми необходимыми в работе атрибутами и техникой.
Все работники обязаны придерживаться своего рабочего графика, который составляется менеджером. Любые изменения в графике (переход в другую смену, подмена друг-друга) производятся только с согласия менеджера.
В случае возникновения каких-либо личных проблем и невозможности выйти на работу, предупредить заранее, чтобы у менеджера была возможность найти замену. В случае заболевания, целесообразно предупредить менеджера, и с выходом на работу предъявить больничный лист. Если сотрудник находится на больничном, то он должен поддерживать связь с менеджером. Если заболевание носит разовый характер, необходимо как можно раньше поставить менеджера в курс дела.
4. Мотивация персонала (установка и сильная мотивация на достижение общих целей, а также видение личной перспективы каждым сотрудником организации).
Несмотря на то, что ООО «РИК» относительно молодое, в нем уже стараются развивать корпоративную культуру, внедрять программы для персонала, чтобы работникам было интересно и легко работать. Вполне естественно, что людям лучше работается в благоприятной физически и морально обстановке. На предприятии стремятся создать благоприятную обстановку в коллективе. Практикуется индивидуальный подход к каждому человеку, а также различные мероприятия по мотивации и стимулированию персонала:
- каждый месяц выбирается лучший сотрудник, который награждается премией
- периодически проводятся розыгрыши ценных призов от предприятия.
Одним из проявлений корпоративной культуры является проведение корпоративных мероприятий, праздников, когда весь коллектив собирается вместе (Новый год, День работников торговли), также в ООО «РИК» проводятся тренинги, тим-билдинги для сплочения коллектива, для поддержания корпоративного духа.
5. Высокая психологическая культура персонала и руководства, которая способствует чувству единения (корпоративному мышлению).
Таким образом, руководство ООО «РИК» учитывает, что сильнаякорпоративная культура позволяет добиться впечатляющих результатов.
Заключение
Роль корпоративной культуры в системе управления весьма значительна, и недооценка ее может привести к снижению эффективности деятельности компании в целом. Регламентация и оптимизация основных элементов системы управления является важным, но отнюдь не последним звеном в цепочке создания конкурентных преимуществ.
Корпоративная культура проявляется в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. Она формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой, создает систему социальной стабильности в организации.
Корпоративная культура является неотъемлемой частью жизнедеятельности компании и существенно влияет на ее эффективность. Она придает сотрудникам организационную идентичность, определяет их представления о компании, стимулирует высокую ответственность работников, рождает сплоченность сотрудников, верность и преданность организации.
Объектом исследования курсовой работы выступило предприятие ООО «РИК», предметом – корпоративная культура. ООО «РИК» имеет лицензии на осуществление оптовой торговли пожарными товарами;на международные и внутренние грузовые автомобильные перевозки.
Экономические показатели свидетельствуют об относительно устойчивом финансовом состоянии ООО «РИК». Выручка от продажи товаров, продукции, услуг возросла в 2015 году по сравнению с 2014 годом, но снизилась в 2016г. по сравнению с 2015г. на 3,3%. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг возросла за период 2014-2016 гг. на 48,6%.
Что касается прибыли от реализации, то она снизилась в 2016г. по сравнению с 2015г. на 36,8 млн. руб. или на 16,1%. Чистая прибыль в 2016 году составила 92,7 млн. руб., что на 24,9% меньше, чем в 2015 году. В целом финансовое состояние характеризовалось как устойчивое.
Формирование корпоративной культуры в ООО «РИК» основано на такой организации производственного и коммерческого процесса деятельности предприятия, чтобы эффективность его работы сочеталась с созданием таких условий, при которых работники максимально раскрыли бы свой творческий потенциал и были удовлетворены трудом.
Управление корпоративной культурой в ООО «РИК» процесс не односторонний и осуществляется через руководителей и сотрудников.
Корпоративная культура ООО «РИК» включает собой миссию, философию предприятия, девиз, кодекс поведения, обязательства по отношению к персоналу. С этими условиями знакомятся и работники, которые приходят устраиваться на предприятие.
Список использованной литературы
- Авдеева Е. С. Стратегическая культура управления как инструмент развития предприятия // Проблемы теории и практики управления. — 2016. — № 2. — С. 76-81.
- Артюхина Л. В. Корпоративный кодекс — инструмент развития организационной культуры // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — №2. — С. 290-296.
- Афонин И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, корпорация. — М: «Дашков и К», 2012. — 380 с.
- Балакин Г. И. Менеджмент организации. — М.: ГроссМедиа, 2015. — 140 с.
- Большов А.В., Кулик Е. Н., Мухаметшина Г. Р. Базовые функции менеджмента. — Казань, ЗАО «Новое знание», 2014. — 87 с.
- Бородина С. Несколько идей по развитию корпоративной культуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/neskolko-idey-po-razvitiyu-korporativnoy-kultury. — Дата доступа: 17.12.2017.
- Веселова Н. Г. Социальное управление и элементы его культуры. — М.: ИТК «Дашков и К», 2016. — 312 с.
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. — М.: Гардарики, 2015. — 485 с.
- Гайдученко Е. Компании — как люди // Отдел кадров. — 2015. — № 2. — С. 106-109.
- Грошев И. В., Емельянов П. В., Юрьев В. М. Организационная культура. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 320 с.
- Гусева В. Корпоративный кодекс: как создать работающий HR-инструмент // Отдел кадров. — 2016. — № 9. — С. 123-125.
- Дафт Р. Л. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2012. — 618 с.
- Дейнека А. В. Управление человеческими ресурсами. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 315 с.
- Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. — М.: БИНОМ, 2007. — 420 с.
- Дил Т., Кеннеди А. Корпоративная культура: права и ритуалы корпоративной жизни. — М.: Экзамен, 2013. — 457 с.
- Друкер П. Ф. Практика менеджмента. — М.: Вильямс, 2013. — 312 с.
- Занковский А. Н. Корпоративная культура в управлении // Директор по персоналу. — 2016. — № 5. — С.31-37.
- Иванова Т. Б., Журавлёва Е. А. Корпоративная культура и эффективность предприятия. — М.: РУДН, 2012. — 152 с.
- Истигечева Л. А. Корпоративная культура проектного типа как фактор повышения эффективности организации в рамках реализации целей проектного управления // Менеджмент и инновации. — 2016. — № 6. — С.57-59.
- Шейн Э. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2016. — 336 с.