Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Исследование управление организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют, что «управление» и «менеджмент» имеют различное смысловое содержание и, преимущественно, разную сферу применения.

Управление состоит в воздействии на экономическую систему любого масштаба с целью достижения целей любого иерархического уровня, а менеджмент, как правило, это управление на микроуровне, на уровне предприятия, непосредственно связанное с практическим его функционированием и развитием.

1.2. Подходы в управлении организацией

Говорить о реальном значении и применении теории управления возможно только исповедуя тот или иной подход. Научные школы управления создали основу для систематизации управления организацией. По мере развития этой области знаний теоретики и практики расширяли свое представление о факторах, определяющих результаты деятельности организации.

К настоящему времени известны несколько подходов, внесших существенный вклад в развитие теории и практики управления[29].

При ситуационном подходе пригодность методов управления определяется конкретной ситуацией, часто критической, требующей решительных действий. Сторонники ситуационного подхода выдвинули утверждение, что каждому типу управленческих ситуаций внешней среды и решаемой задачи соответствуют свои оптимальные требования к состоянию структуры, средства и стратегии, то есть у каждой организации имеется свой лучший метод управления, а вся сложность – в правильности его выбора. Этот подход применяется под конкретную организацию и использует уникальную модель управления, что является значительным недостатком, так как предполагает исключительно высокую квалификацию и профессиональный опыт управленцев, принимающих решения. Следует признать, что в сфере стратегического управления промышленными организациями (предприятиями) таких специалистов явно недостаточно, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. В рамках данного подхода отрицается возможность выдвижения любых универсальных принципов управления деятельностью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии[30].

Комплексный подход рассматривает проблемы управления в их взаимозависимости с использованием методов исследований наук, которые рассматривают такие же проблемы. Если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность – это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности[31]. В западной научной литературе, комплексному подходу в управлении уделили внимание Т. Питтерс и Ф. Уотермен. По их мнению, объектом управления должны стать человеческие аспекты организации, которые выявляются в кадровом составе, стиле и привычках, ценностях организации. Более того, именно эти аспекты и общественные ценности, человеческий потенциал организации выдвигается сейчас на передний план и группирует вокруг себя все другие характеристики организации. Комплексность управления существенно возрастает, если акцент делается не только на внутренние характеристики организации, но и воздействующие на нее внешние факторы (конкуренты, действия правительства, принятые законы).


В системном подходе, организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды. Системный подход рассматривает организацию как сбалансированную систему блоков управления (подсистем) и систему процессов (основных вспомогательных и обеспечивающих) и управленческих (инфраструктурных) неразрывно связанную с внешней средой функционирования и развития организации[32].

Наиболее перспективными подходами исследования и управления экономическими системами, по нашему мнению, являются именно системный и комплексный. В ряде литературных и учебных источников эти подходы отождествляются, что, на наш взгляд вызывает возражение.

Комплексный подход заключается в учете многосторонности изучаемой проблемы и предполагает одновременный охват всех сторон и уровней изучаемого явления и исследование их взаимодействия в рассматриваемый момент времени. Системный подход предполагает исследование промышленности как экономической системы, состоящей из взаимосвязанных подсистем, имеющий вход (ресурсы) и выход (результат, цель), учитывающий влияние внешних факторов и осуществляющую прямую и обратную связь с элементами. При этом понятие «подсистема» применимо для анализа сложноорганизованных, саморазвивающихся систем, когда между элементами (например, предприятиями) и системой имеются «промежуточные» комплексы (например, отрасли), более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система промышленности.

Принцип комплексности требует применять для выявления и изучения конкретной экономической системы знания комплекса наук, предметами которых являются разные стороны материальных явлений изучаемой системы. При этом формируется обширная система знаний, законов и принципов развития явлений как в самой системе (в нашем случае – в промышленности), так и в экономике в целом.

Принцип системности мышления и исследования требует выделить в некотором многообразии и множестве подсистем и элементов некоторое их единство, конкретную материальную систему, то есть изучать не только элементы и подсистемы, но и материальные явления и процессы[33].

Синергетический подход вобрал в себя идеи и подходы различных направлений и рассматривается как дальнейшее развитие системного подхода применительно к сложноорганизованным системам. Учет синергетических закономерностей позволяет заменить традиционные представления об управлении, согласно которым эффект от управляющего воздействия однозначно и линейно зависит от величины приложенных усилий (чем больше усилий, тем больше эффект).


Практика показала, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать путь их развития, следует выявить их собственные возможности и использовать для достижения целей управления. Этот подход актуален в условиях экономических коллизий[34].

В момент неустойчивости незначительные управленческие воздействия могут существенно влиять на развитие всей системы. Выделяют три типа воздействия самоорганизующих процесс: саморазложение организации; поддержание оптимального уровня; совершенствование и воспроизводство организации.

1.3. Функции управления

Функции управления – это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления. Для того, чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление[35]. При этом, под содержанием подразумеваются действия, которые в рамках конкретной функции осуществляются в процессе управления организацией определенного типа и уровня управленческой иерархии воздействия внутренних и внешних факторов.

Функции управления характеризуют разделение, специализацию труда в сфере управления и определяют основные стадии реализации воздействий на отношения людей в процессе производства. Основными (общими) функциями управления производством являются: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль и регулирование.

Параллельно с современным, вышеназванным подходом, до сих пор в учебной литературе и практической деятельности представляется процессный подход А. Мескона. В соответствии с ним, управленческий цикл включает функции: планирование; организация, мотивация; контроль[36].

Последовательность выполнения данных функций управления обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием). Если процесс управления рассматривают как сумму всех, по варианту Мескона, взаимосвязанных между собой функций управления, то весь управленческий цикл можно изобразить на рисунке 1. Функции управления в любом варианте дополняют и сочетаются друг с другом в совокупности и взаимосвязи они образуют цикл управления и отражают содержание повседневного управления организацией.


Рисунок 1 - Управленческий цикл

Планирование – функция управления, связанная с определением целей будущей работы организации, задач и ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Таким образом «Планирование» предполагает три взаимосвязанных управленческих действий: определение целей, оценка существующего состояния управляемой системы и описание действий, направленных на достижение целей.

Еще одна функция управления – «организация», связанная с постановкой и группированием задач для структурных уровней и подразделений и выделением ресурсов для реализации этих задач.

«Мотивирование» – это руководящая функция, связанная с использованием управленческого воздействия для побуждения (мотивации) работников к достижению целей деятельности управляющей системы. Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала объекта управления.

«Контроль» – функция управления, связанная с наблюдением за деятельностью работников, обеспечением сохранения направления движения субъекта управления к поставленной цели и, если необходимо, внесением необходимых корректив. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи.

Выводы

Менеджмент в широком смысле слова – это область знаний и профессиональной деятельности, которые способствуют формированию и достижению целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Менеджмент означает управление людьми, организуя и контролируя их действия. В отличие от управления, менеджмент – это успешное управление, это деятельность, которая удается, получается. Менеджмент всегда направлен на человека и его дела и не может, в отличие от управления быть нацелен на вещественные факторы производства.

Менеджмент – значительно более узкое понятие, чем управление, одна из его разновидностей, связанная с управлением хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и предпринимательской свободы.

Функции управления – это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления. Функции управления характеризуют разделение, специализацию труда в сфере управления и определяют основные стадии реализации воздействий на отношения людей в процессе производства. Основными функциями управления производством являются: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль и регулирование.


Глава 2. Исследование управление организацией на примере ООО «Универмаг «Центральный»

2.1. Оценка внутренней среды организации

Основная функция торговой организации заключается в продаже товаров потребителям, которая сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную. Правильная организация деятельности предполагает выявление задач по управлению торгово-оперативными процессами, трудовыми ресурсами, определение на основе этих задач функций и составляющих их операции, структуры управления.

Анализ внутренней среды начнем с обзора сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей. В этих целях сотрудникам ООО «Универмаг «Центральный» было предложено выбрать из перечня характеристик преимущества, недостатки организации, возможности и угрозы внешней среды. Использовалась форма анкетного опроса, в котором приняли участие 30 сотрудников данной торговой организации. Их задача состояла в оценке состояния организации методом SWOT-анализа. Оценивалась важность факторов по 5-балльной системе (5 – наиболее важный фактор, 1 – наименее важный). Результатом являлось отклонение количественных оценок сильных и слабых сторон. Далее рассматривалось процентное соотношение результата и количественной оценки преимуществ. Результаты балльной оценки сотрудников были суммированы по соответствующим показателям (табл. 2 и 3).

Таблица 2

Характеристика организации

Фактор

Сильная сторона
(преимущества)

Слабая сторона
(недостатки)

Результат

Процентное
соотношение

1

2

3

4

5

Компетентность менеджеров

18

33

-15

-3,34

Урегулирование конфликтных ситуаций с клиентами

37

10

27

6,01

Быстрота обслуживания

23

34

-11

-2,45