Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Сущность и значение конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время современная экономика развилась до таких масштабов, представив, которые лет 10 назад показалось бы фантастикой. Изобретаются новые технологии (сенсорные телефоны), способы расчета за покупку в магазине и т.д. Все это сделано для того, чтоб максимально удовлетворить потребности потребителя и извлечь дополнительную прибыль. Данное развитие экономики было бы невозможно без такого процесса, как конкуренция. Конкуренция существует везде: как среди покупателей (борьба за наиболее выгодные условия приобретения), так и среди продавцов (борьба за покупателя). Основные виды конкуренции известны всем: это неценовая и ценовая конкуренция.

Неценовая конкуренция реализуется через сервис обслуживания (доставка товара), доступность покупки, продвижение товара через рекламу, создание запоминающейся упаковки и т.д. Чем уникальное предложение для потребителя, тем выше спрос на товар. Таким образом, задачей неценовой конкуренции является разработка уникального продукта.

Через ценовую конкуренцию предприниматели влияют на потребителя, посредством изменения в цене. Потребитель всегда стремиться получить товар, за как можно меньшее количество денег, ища наиболее выгодное предложение. Но предприниматели стремятся заполучить как можно больший объем прибыли – это и порождает ценовую конкуренцию среди предпринимателей.

Поэтому, проблема применения ценовой конкуренции является актуальной темой в наше время. Каждый день на практике нам приходится сталкиваться с проявлением ценовой конкуренции. На рынке часто назначают различную цену на один и тот же товар (например: цены на молоко, одежду и т.д). Но является ли ценовая конкуренция эффективным методом в процессе борьбы за потребителя, и если да, то какие способы назначения цены наиболее выгодны.

Объект исследования – ценовая конкуренция.

Предмет исследования – добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.

Целью данной работы является изучение добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции.

Для достижения целей необходимо выполнить следующие задачи:

  • Изучить содержание и развитие конкуренции
  • Рассмотреть классификацию конкуренции
  • Выявить влияние конкуренции на экономику
  • Проанализировать методы ценовой конкуренции
  • Проанализировать формы ценовой конкуренции
  • Изучить опыт зарубежных стран в ценовой конкуренции

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области рыночной и мировой экономики, международного бизнеса.


Информационную базу исследования составили материалы научно-практических конференций и семинаров, публикации в научных и периодических изданиях по теме исследования.

Для решения поставленных задач в работе нашли отражение инструменты системного анализа, методы сравнений и аналогий, метод обобщений, сбор и систематизация информации.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

1.1 Содержание и развитие конкуренции

Понятие слова «конкуренция» происходит от латинского слова «Concurrere», что означает сталкиваться. Конкуренция – это соперничество между отдельными лицами, предприятиями, фирмами и иными хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели[1]. С точки зрения экономки, конкуренция понимается, как процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке конкурирующими единицами (такими как предприятия, фирмы и т.п.) с целью достижения наиболее выгодных условий сбыта своей продукции (получение признания на рынке и большей суммы денег за реализуемый продукт), путем удовлетворения различных потребностей потребителей. Предметом конкуренции принято считать производимые товары или услуги.

Определение конкуренции в существующем ныне виде не всегда было таким. Многие экономисты, придерживающиеся взглядов определенных экономических школ, давали разные характеристики данному понятию, опираясь на теоретические концепции конкуренции, конкурентного рынка и целей конкурентной политики, которые преобладали в тот или иной период времени в той или иной стране[2].

Первые экономисты, которые попытались охарактеризовать «конкуренцию» были представители классической школы - А. Смит, Д. Рикардо, Д.С. Милль, К. Маркс.

Адам Смит первый, кто связал понятие конкуренции с честным соперничеством за наиболее выгодные условия продажи/покупки товара между продавцами или покупателями. Конкуренция по А. Смиту – это «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность всех участников (предпринимателей). Также, Смит разработал теорию конкурентной цены, выявил обратную зависимость между ценой и предложением и на этой основе сформулировал понятие конкуренции как соперничества.


Развитие идей, которые предлагал Адам Смит относительно явления конкуренции в дальнейшем развил Д. Рикардо. Он построил теоретическую модель совершенной конкуренции и описал принципы ее функционирования в долгосрочной перспективе. В данной модели конкуренции цены складывались под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы, причем предприниматели стремились минимизировать затраты на производство и реализацию продукции[3].

Дж. Милль охарактеризовал «конкуренцию», как «самопроизвольное распределение». Он объяснял это тем, что основные факторы производства (земля, труд, капитал) распределяются среди определенных групп владельцев, а так как производство нуждается во всех этих факторах, возникает конкуренция.

Карл Маркс разделил конкуренцию на два вида: внутриотраслевую и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между производителями одной отрасли за наиболее выгодные условия производства и продажи товара. По Марксу, внутриотраслевую конкуренцию дополняет межотраслевая конкуренция. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между производителями разных отраслей за наиболее выгодные условия приложения капитала, а основным средством такой конкуренции выступал перелив капитала между отраслями[4].

Далее, вслед за «классиками» свой вклад в определение «конкуренции» взялись представители неоклассической школы: А. Маршалл, У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето и др.

Маршалл трактует конкуренцию, как способ организации, ведущий к оптимальному разделению труда и обеспечивающий эффективность экономики.

У. Джевонс был одним из первых, кто ввел такое новое понятие, как «совершенная конкуренция». Данное понятие отражает идеальную модель рынка, возможно только в теории и не отражает реально существующие рынки. Признаками модели «совершенной конкуренции», по мнению Джевонса считались: множество продавцов и покупателей в отрасли, отсутствие барьеров вхождения в отрасль, однородность отраслевого товара, невозможность сговоров и влияния отдельных субъектов на рынок и др.

Л.Вальрас, В.Парето и другие ученые, пришли к выводу о том, что конкуренция возникает только в случае переизбытка предложения, когда предприниматели начинают уменьшать цену, с целью привлечения большего потока покупателей[5].

Все выше описанные определения «конкуренции», так или иначе, относятся к понятию «совершенная конкуренция». В XX веке ряд экономистов, в лице А. Пигу, П. Сраффа, Э.Чемберлина и Д.Робинсон пришли к выводу о том, что конкуренция возможна не только при наличие на рынке большого количество предпринимателей, а также при отсутствие их вовсе (монополия рынка), так зародилось понятие «несовершенной конкуренции». Несовершенная конкуренция – это конкуренция между производителями дифференцированного продукта и ценовая дискриминация[6].


Также, определение конкуренции пытались дать представители неоавстрийской школы – Л. Мизес и Ф. Хайк. Л. Мизес вывел новое понятие – «каталлактичсекая конкуренция», что означает соревнование между людьми, которые хотят превзойти друг друга, но проигравшие не уничтожаются, а вытесняются на более низкие позиции, «более соответствующие их достижениям»[7]. Основная функция такого типа конкуренции в рыночной экономике – обеспечить наивысшее удовлетворение потребителей. Ф. Хайк считал, что конкуренция сама устанавливает порядок и создает необходимое равновесие, а побеждает в конкурентной борьбе тот, кто узнал, изобрел, создал нечто новое. По убеждению Хайека, именно конкуренция должна выявить результаты рыночного процесса, определить, какая информация является наиболее полезной.

В процессе глобализации мировой экономики, различные экономисты-теоретики выводят новое понятие конкуренции – «альянсовая конкуренция». Альянсовая конкуренция – это процесс объединения конкурирующих фирм (чаще ТНК) для сотрудничества[8].

Данный вид конкуренции не означает, что фирмы перестают конкурировать между собой, но образование партнерских отношений приводит к ослаблению конкуренции. Примером альянсовой конкуренции может послужить американский рынок компьютерных технологий в 1990х годах. Две известных фирмы Microsoft и Intel образовали блок Wintel, который в последствие соперничал с блоком NOIS, куда входили Netscape, Oracle, IBM и Sun Microsystems. Стремясь завладеть лидирующие позиции на рынке, Microsoft и Intel образовывали альянсовые объединения с различными фирмами, направленных на продвижение персональных компьютеров на базе процессоров Intel, оптимизированных для работы с Windows и Internet Explorer, в то время как компании из блока NOIS занимались разработкой альтернативных аппаратных решений, операционной системы и Интернет-браузера, что для последних не увенчалось успехом.

Также, структуру понятия «конкуренция» входят – «конкурентная борьба» и «конкурентный рынок». Конкурентная борьба – это способы поведения отдельных фирм на рынке, а конкурентный рынок – определяет рыночные структуры и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).

Конкурентность рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способны влиять на рынок (условия реализации своей продукции, а именно, цены). Чем меньше определенные фирмы влияют на рынок, где они сбывают свои товары, тем более конкурентным признается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем[9]. Такое возможно только в том случае, когда на рынке действует такое огромное число фирм, что любая из них отдельно не в состояние повлиять на уровень цен. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы.


В случае, если отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается[10].

Одним из законов рынка является - борьба за экономическое выживание и процветание производителей. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Различные типы конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются[11]:

  • число предприятий (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), которые занимаются поставками на рынок;
  • свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
  • дифференциация товаров (создание предприятиями одного и того же товара с учетом различных индивидуальных особенностей, например: качество, цвет, размер, торговая марка и т.д.);
  • контроль предприятиями рыночной цены[12].

Рыночная конкуренция – важная составляющая современной экономической теории. Без данного понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Теория рыночной конкуренции, в отличие от других разделов экономической теории, в последнее время находит более широкое практическое применение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок, обеспечивая в нем определенную конкурентную среду.

В России основным источником, определяющим задачи государства, относительно конкуренции является Конституция Российской Федерации. В ст.8 Конституции РФ сформулирована роль государства, которая заключается в государственной поддержке конкуренции, посредством осуществления различных мер (правовых способов), предусмотренных в различных нормах законодательства о конкуренции и монополии.

Посредством законодательных актов государство РФ запрещает:

  • не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;
  • использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции;
  • злоупотребление доминирующим положением на рынке;
  • совершать конкретные ценовые (установление монопольно высоких или низких цен, демпинговых цен) и неценовые (продажа товара с незаконным использованием товарного знака, дискредитация конкурентов в рекламе) действия[13].