Файл: Общение как взаимодействие (Психология общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Общение – это технологический процесс передачи информации от человека к человеку. Но он не может существовать без инструментов, ресурсов, с помощью которых он воспроизводится. Этими инструментами являются видимые и не видимые факторы, находящиеся в нас самих и в окружающем нас мире. Физически – это речь, эмоции, реакции, жестикуляция, мимика, действие и другое. На более расширенном плане, в этом процессе участвуют мозг, мысль, память, желание, электрические импульсы, внутренние состояние и настрой, мотивация, стимул и другое.

Все эти факторы формируют нас как личность, нас как общество, нас как «человека разумного». И они являются тем, без чего мы не смогли бы сказать друг другу ни слова, не построить общество и стать теми, кем являемся.

Эта система взаимосвязей существует, не завися от того, мы осознаём это или не осознаём (бессознательно осуществляем). Как кровь, которая циркулирует в нашем организме, но мы вспоминаем о её существовании только в редких случаях, т. к. мы её не чувствуем.

Общение – это неотъемлемая часть нас, которую мы используем очень часто в нашей жизни. Где бы мы не находились, мы всегда общаемся, всегда контактируем и передаём какую-то информацию оппоненту, а он нам.

Но вот нюанс – общение на каждого из нас оказывает влияние и положительное, и отрицательное; оно воспитывает и перевоспитывает нас. Мы приобретаем опыт – что является правильным и полезным знанием, а какое может навредить и нам, и тем, кому мы его передадим. В этом состоит развитие нашего мышления и мировоззрения, этим мы создаём наше будущее и будущее наших родных и близких. Ведь то, чему сегодня мы научились сами – является нашим лицом, нашей правдой, тем, чем мы являемся на самом деле здесь и сейчас как для самих себя, даже если, порой, нам это не приятно видеть, так и для тех, кто находится рядом.

Информационный блок наших мыслей, слов и дел помогает нам выявить свои ошибки и недочеты, вовремя одуматься и исправиться, но насколько готовы мы эту помощь принять, настолько мы и видим наличие причинно-следственных связей в разрезе судьбы («судьба у меня такая»)? Ответ на этот вопрос кроется в свободе выбора человека. Момент принятия решения осуществляется самостоятельно, по собственной воле, даже, если кем-то было оказано прямое или косвенное влияние. Поэтому, хотим мы этого или нет, отвечать за свои физические, психологические и др. действия всё равно придется.

Как это происходит и как влияет на нашу жизнь? Это будет рассмотрено в данной курсовой работе.


Глава 1. Психология общения

Фундамент формирование мировоззрения человека

Мы принимаем решения, которые, в будущем, отразятся на всю нашу жизнь и жизнь будущего поколения.

Поэтому когда сами стараемся решать вопросы (хотя инициатива и приветствуется в некоторых случаях), на которые не знаем ответа, которые не понимаем, необходимо хорошо подумать, взвесить все «за» и «против», чтобы не заводить себя в глухой угол, из которого потом не сможем найти выход.

Сразу не понятно для чего нужно принять момент отличия людей друг от друга не только по физическим параметрам, а и внутренне – в мировоззрении. Человек, выстраивая средние параметры, вешая «бирки» и «ярлыки», часто сталкивается с несовпадением тех или иных качеств, вследствие чего возникает замешательство, обида, претензии к человеку: почему он не такой… Люди та­кие, какие они есть. Каждый имеет свои недостатки и достоин­ства и их необходимо учитывать всегда.

Тогда и страшно не будет увидеть людей не такими, как они представляются. Тогда с легкостью можно обнаружить и понять уникальность каждого человека.

Изменения украшают нашу жизнь, надо только это разглядеть. У нас есть возможность научиться этому и стать истинно счастливым человеком. Общественная жизнь – жизнь людей в контакте друг с дру­гом во время приобретения жизненного опыта и исполнения своих жизненных задач.

Все общаются, работают, ходят по улице, живут вместе, имеют знакомых, учатся в учебных заведениях и выбирают себе руководителей на государственном, городском или про­фессиональном уровне. Физический, материальный и психоло­гический контакт происходит постоянно.

Каждый из нас имеет нужду в еде, воде, одежде, жилье, уюте в этом жилье, обучении для соответствия нормам, принятым в обществе. Для удовлетворения этих потребностей необходимо учиться, приобретать опыт, уметь общаться и создавать дого­воренности… Каждый вносит в общую жизнь толику своей, непосредственной, личной жизни. В процессе развития обще­ства, как в сторону прогресса, так и регресса (деградация) фор­мируются стандарты жизни общества. На фоне этого складыва­ется мировоззрение людей, являющееся системой планирова­ния и построения своего дома - создания своей дальнейшей судьбы и жизни (как пример, сказка «Три поросенка». Каково мировоззрение – такой дом ты себе и построишь, какой постро­ишь – в таком и будешь жить).


На данный момент наглядно видно, что люди разделились на две категории: те, которые живут одним днем (сегодня я получу от жизни все, а завтра – хоть потоп…) и те, которые смотрят в сторону своего будущего.

Существовать, как первая категория, довольно легко – не надо противостоять общепринятым нормам и нравам. Одним - очень просто идти за «толпой», другим это навязывают и они со временем это принимают, как данность - действуй так, как все и не отличайся. Такая позиция затягивает и становится при­вычкой, а в будущем воспринимается, как реальность - види­мость общественного мнения как собственного, то есть, чело­веку кажется, что он сам принимает решения. В дальнейшем, в этом человек находит свои плюсы - не надо включать мысли­тельный процесс, не надо думать, что будет с тобой завтра, пусть об этом позаботиться кто-то другой (все должны).

Такой подход стоит на фундаменте страха совершить само­стоятельные действия. И из-за этого, эта категория людей забы­вает о своей индивидуальности, своей личности.

Во вторую категорию входят те люди, у которых в основе жизни стоит момент понимания того, зачем они живут на Земле - реализации себя в обществе. Следовательно, они задумываются о том, как проявятся их сегодняшние дейст­вия в дальнейшей жизни, а значит, чувствуют за собой ответ­ственность.

А на фоне различности воспитания и миропонимания, некоторым людям трудно понять - какие действия правильные. Ведь от недостатка знаний они пробуют разные варианты, не могут увидеть правильное решение или не соглашаются с ним, считая, что оно, как раз, и не даст им возможность достичь цели.

На таких людях может держаться будущее всего человече­ства, но для этого им нужны знания, им нужны ответы на их вопросы.

Все мы составляем часть общественного круга, разных общественных слоёв, но каждый имеет своё мировоззрение, исходя из чего, выбраны свои приоритетные и комфортные места, где люди адаптировались и стали вращаться.

Началом нашего выбора был пример людей, находящихся с нами рядом – это и родители, и учителя, и друзья или знакомые, которых мы любили, ценили, уважали. Что-то в их видении жизни нам было не понятным, слишком настойчивым, порой агрессивным, либо наоборот – простым и комфортным. Но мы признавали и признаём их авторитет, прислушиваемся к советам и наставлениям, зная, что их слова являются одним из первых вкладов в нашем сегодняшнем становлении и развитии.

Конечно, не всю, приходящую к нам информацию мы понимаем, а значит, и слышим. Каждый находит или не находит подтверждение передаваемых знаний и, в течение жизни, формирует свой личный опыт. Поэтому кто-то может понять совет или помощь и как элемент унижения (меня увидят беспомощным), нахождения за чьей-то спиной (уменьшение возможности раскрыть себя, выполнить желаемое), кто-то понимает как желание других «завладеть не своей территорией» - подчинить и управлять человеком. Есть и такие случаи, но раньше или позже понимание смысла, важности сказанных когда-то слов, приходит. И люди понимают, что всякая информация является полезной и нужной, поэтому знают, что слушать то, что вам или кому-то доносят очень важно. Т.к. каждый может узнать то, что не знал раньше или то, что, через некоторое время, может пригодиться в жизни. Ведь каждый знаком со своей сферой деятельности и, бывает, нуждается в помощи специалистов, знающих в других областях.


К примеру, строитель пойдет в музей на экскурсию. Он обязательно спросит у экскурсовода о том, кто автор произведений, как они называются. Хотя по одному взгляду может сказать насколько прочно здание музея, что в нем нужно заменить или починить.

Люди прислушиваются друг к другу, чтобы познать что-то новое, пополнить запас знаний, благодарят друг друга за помощь в данном пополнении, за совет…

В послушании можно отметить, что никакой ребенок не будет не послушным, без сознательного или бессознательного поощрения, одобрения родителями этих проявлений, что происходит в часы, когда родители, по большей части, уделяют время делам, которые считают, на тот момент, более важными, чем будущее их потомства. Дети слушают то, о чем говорят, чем делятся между собой родители, окружающие люди и «мотают на ус» получаемую информацию. Слушали, да только понимали по своему, а потом применяют понятое на практике. Без того, кто объяснит как должно быть правильно понято проявление окружающего мира, без раскладывания всего по нужным полочкам у детей, а позже – у подростков, формируется мировоззрение, что накладывая отпечаток на всю жизнь как детей, так и родителей.

Возможно, людям, через «N-ое» количество лет захочется узнать о том, чему научились, что умеют их дети, как живут, но не найдут уже в них тех знаний, которые имеют, будут жалеть о том, что их дети хотели спросить совета, а у них не нашлось на объяснение времени.

Кто-то вспомнит об этом раньше сам или после того, как произойдет что-то (переломный момент). Тяжело, правда, будет принимать, воспринимать, факт того, что нужно изменять что-то в своей жизни, страшно. Но хочу сказать, что всякое знание полезно и нужно научиться понимать, его актуальность для конкретного времени: почему, во имя чего и зачем оно даётся в какой-то момент жизни. Это поможет оказаться в нужное время, в нужном месте и в нужном качестве.

А для этого, опять же необходимо обратиться к знающим в этой сфере, людям за помощью, за новыми знаниями. Возможно, вы откроете для себя новые решения возникающих в жизни вопросов и ситуаций и захотите поменять прошлые знания на усовершенствованные.

Послушание, в эти моменты, помогает познавать и использовать новые знания на практике, и на опыте узнавать их конструктивность, принимать решения - какими будут ваши дальнейшие действия.

Таким путём формируется и преобразуется круг постоянных оппонентов, друзей, коллег; стабилизируется и упрочняется


1.2. Воспитание

Что оно формирует в сознании человека?

Все зависит от мировоззрения тех, кто воспитывает, ведь в каждого ребенка родители вкладывают (формируют) навыки и привычки, согласно своего понимания и своих желаний.

I. Так, к примеру, родители стараются реализовать с помощью своих детей не сбывшиеся мечты. В детстве родитель желал учиться игре на гитаре, но его отдали в спортивную секцию. Чемпионом он не стал, зато укрепил здоровье, а мечта - стать профессиональным гитаристом - не осуществилась. Но сейчас уже есть свои дети и появилась возможность навязать своё мнение и желание ребёнку. То, как поступали с ним, не спрашивая желаний и увлечений, то он и передаёт своим детям, а те - своим. Это очень часто встречается в дальнейшем при выборе профессии и соответствующего учебного заведения.

Или другой пример. Родитель, мечтавший быть женатым (или замужем) на состоятельном человеке, настойчиво вкладывает в сознание своего ребёнка представление о том, каков должен быть партнер для создания семейных отношений, во главу угла ставя материальный доход. Часто встречается мнение: «Мне не удалось «пожить красиво», так пусть хотя бы ребёнок этим насладиться». При этом, у детей складывается представление, что только богатый партнер может создать это «счастье» - материальный достаток. Изначально, многие дети протестуют, но потом, в силу разных причин и обстоятельств, соглашаются, а после – это становится их собственным мнением.

А бывает и так, что родители, выбирая «выгодную» пару своему чаду самостоятельно и без его ведома, рождают конфликт, т.к. дети упорно стараются донести свою точку зрения, свое представление и понимание. Из-за несогласия с родителями, часто молодые люди покидают родительский дом.

Таким образом, в понимании молодого человека формируется искажённое видение Мира. Будущая самостоятельная личность уже сейчас начинает не понимать, а значит и не принимать то, что не соответствует её представлениям о жизни. Вследствие этого, возникает агрессия по отношению к людям, что чаще всего приводит к одиночеству, развитию комплекса неполноценности, а в дальнейшем – к депрессиям.

II. Следующий пример воспитания, когда родители у ребенка формируют оценочное мнение и отношение к окружающему Миру, разделяя, к примеру, население страны или города на плохих и хороших людей, на богатых и бедных, достойных и недостойных и т.д.

Родители или близкие, общаясь между собой, озвучивают свое отношение к конкретным людям. В этом случае, никто не давит и не навязывает, а у ребенка формируется мнение, исходя из того, что он видит, слышит и принимает за истину.