Файл: Опрос граждан и наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие (Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При розыскных мероприятиях могут допускаться многочисленные нарушения, в зависимости от самого мероприятия. Например, если мероприятие производилось без каких-либо оснований. То есть, например, у человека стали прослушивать телефон без разрешения соответственного органа и без поводов для этого осуществления. К примеру, обычный гражданин стал прослушиваться без каких-либо причин на это. Проблема в том, что некоторые оперативно-розыскные мероприятия необходимо производить тайно, то есть гражданин не должен знать о них, так как пользы от них тогда не будет.

Таким образом, если такое мероприятие производится тайно, то человек может о нём и не знать, а значит и не знать о том, что его права и законные свободы нарушаются. Вообще розыскные мероприятия могут не влечь каких-то последствий, это означает, что нарушений у них может быть немного, а если они есть, то впоследствии это просто не станет потом доказательством.   

Если говорить формально, то, естественно, за такое нарушение закона должен нести ответственность сам сотрудник, он допустил ошибку, или он провёл неправильно оперативно-розыскное мероприятие и нарушил тем самым закон. Кроме того, данная ошибка может стоить чей-то судьбы, это означает, что такая ответственность может доходить вплоть до уголовной, но стоит понимать, что у оперативно-розыскных мероприятий статус существенно ниже, а значит до этого вряд ли дойдет. С другой стороны, ошибка оперативника может привлечь к ответственности самого гражданина.

Получается, что если есть такая ошибка и она не опровергнута, то гражданин подозревается в совершении преступления, а значит на него может быть заведено дело, по которому он фактически считается не виновным. Тут, естественно, все-таки стоит опровергнуть данное оперативно-розыскное мероприятия и вернуться к тому, что в своей деятельности оперативник ошибся.     Сотрудника, допустившего ошибку последствия, могут коснуться различным образом. Например, в одном случае не может быть никакой ответственности, так как в принципе эти материалы никуда не прикреплялись. Например, был проведен опрос, в ходе которого он не так понял свидетеля, причём стоит упомянуть, что здесь ошибка могла быть как оперативника, так и самого свидетеля, такие случае вполне допускаются.     С другой стороны, когда дали ход оперативно-розыскному мероприятию и его начали формально удостоверять.

Тут если были ошибки в ходе оперативно-розыскной деятельности, то понятно, что если это формально оформлено и получило силу, то не просто проводились такие мероприятия, но и проверялись, таким образом, это, естественно, должно налагать определенную ответственность на субъект. В зависимости от ситуации она может быть дисциплинарной, если все не успело выйти за рамки внутреннего распорядка. Так если сотрудник ошибся, ему просто сделают выговор, и таким образом, все разрешится, само собой. Если ошибки были сделаны умышленно, то это последствия могут коснуться вовсе уголовного дела на сотрудника за превышение должностных полномочий, так как он в своих интересах сделал оперативно-розыскное мероприятия под себя. Таким образом, он использовал свое положения для того, чтобы удовлетворить какие-то свои интересы, либо интересы других лиц. Кроме того, тут уже могут и появиться статьи по даче и получении взятки, что тоже стоит отдельных статей в Уголовном Кодексе Российской Федерации.     Основным законом, регулирующим данную деятельность, является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Тут как раз показывается, какие действия могут совершаться, каков их статус, какие основания есть для их проведения и т. д. Таким образом, этот закон является первоначальным законом, на который стоит обратить внимание. Естественно, оперативно-розыскные мероприятия тесно связаны с производством по уголовному делу. А данную процедуру уже регулирует УПК. Таким образом, даже при применении ОРМ в доказательствах мы можем увидеть, как применяется УПК. Поэтому во вторую очередь стоит обращать внимание именно на этот законодательный акт. Приказы в этой деятельности имеют второстепенное значение, так как все же по данному поводу есть вполне раскрытые законы. Тем не менее, некоторые аспекты данной деятельности они все же затрагивают. 


Глава 2. Опрос и наведение справок в системе оперативно-розыскных мероприятий

2.1 Особенности проведения опроса

Широкое распространение в практике правоохранительной деятельности получил опрос. Он используется в предупреждении и раскрытии преступлений, а также в розыске скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести. Сведения, фиксируемые в ходе его проведения, составляют значительную часть информации, получаемой непосредственно сотрудниками правоохранительных органов [1]. Опрос граждан – это сбор информации в процессе беседы, непосредственного общения сотрудника полиции с гражданами, осведомленными о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих интерес для правоохранительных органов, с целью получения (добывания) сведений, которые могут быть использованы в дальнейшем в интересах борьбы с преступностью [2, с. 49]. Наиболее целесообразно проводить опрос в отношении тех граждан, о которых есть достаточные основания полагать, что они располагают или могут располагать сведениями, представляющими интерес для правоохранительных органов. Таких лиц (источников информации) условно можно разделить на две группы:

  1. лица, связанные с преступной средой или склонные к совершению преступлений:

• ранее судимые;

• осужденные условно, осужденные с отсрочкой исполнения приговора; • лица БОМЖ;

• доверенные лица.

  1. лица (граждане), которые не связанны с преступной средой (свидетели, очевидцы преступления, граждане, находившиеся вблизи места совершения преступления и т.п.)[3, с. 345].

Необходимо отграничивать опрос от допроса. Между ними имеется принципиальное различие, которое заключается в том, что первый является оперативно-розыскным методом, а второй уголовно-процессуальным. Допрашиваемое лицо предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний, а также за дачу ложных показаний, что не делается при проведении опроса. Допрос проводится только по возбужденному уголовному делу. В ходе допроса выясняются и устанавливаются судебные доказательства. Результаты опроса ими не являются, а полученные в результате его данные имеют в основном ориентировочное значение для доказывания. Они играют большую роль в расследовании, помогая при выборе тех или иных тактических приемов, являются основаниями для проведения следственных действий, способствуют правильной оценке доказательств.


Опрос, имея ряд тактических приемов, общих с допросом, является самостоятельным методом правоохранительной деятельности и занимает важное место в реализации ее целей. Он не дублирует следственных действий, а, наоборот, дополняет и способствует их осуществлению. В практике правоохранительной деятельности применяются гласный и негласный (зашифрованный) виды опроса. При гласном опросе цель опроса и приглашение лица для беседы не скрывается ни от собеседника, ни от посторонних граждан. Гласные опросы могут проводиться как с зашифровкой истинных целей, так и без таковой. Такая зашифровка используется в тех случаях, когда возникает сомнение в искренности опрашиваемого, а также когда необходимо, чтобы собеседник не догадался, кем действительно интересуется сотрудник.

Гласные опросы на месте происшествия, как правило, проводятся без зашифровки целей. Характер опроса задержанных, арестованных, свидетелей и т.п. зависит от конкретной ситуации. Если лицо правдиво сообщает о совершенном преступлении (правонарушении), то проведение с ним незашифрованного опроса вполне обоснованно. Если же лицо занимает позицию выжидания, сообщает ложные сведения, то целесообразен зашифрованный опрос. Таким образом, можно собрать важные сведения и реализовать их до разглашения. Например, при получении данных о месте нахождения скрывающегося преступника, сразу же организуется его задержание. В ходе опроса сотрудник правоохранительных органов получает большое количество фактических данных. Для его проведения необходима тщательная подготовительная работа, от которой во многом зависят достоверность получаемых сведений и обоснованность сделанных на их основе выводов [2, с. 50] Подготовительная работа по проведению опроса граждан складывается из следующих аспектов:

• формулировки конкретных задач, которые сотрудник собирается решать с помощью опроса;

• определение основного перечня сведений, необходимого для выяснения и установления;

• определение круга лиц, подлежащих опросу;

• выбора места проведения, времени и целесообразной обстановки опроса;

• разработки тактических приемов проведения опроса и определения перечня задаваемых вопросов.

Разумеется, указанную подготовку не всегда можно провести в полном объеме. Во многих случаях сотрудник не имеет для этого необходимого времени. В связи с этим, целесообразно выделить две группы подготовительных мероприятий – обязательные и дополнительные. Во всех случаях необходимо продумать задачи и предмет опроса, круг опрашиваемых лиц, обстановку беседы. Такие подготовительные действия являются обязательными для любого вида опроса, даже неотложного. Предварительная проработка и выбор тактических приемов общения, примерного перечня вопросов относится к дополнительным подготовительным действиям. Они целесообразны, когда опросы проводятся не в экстренном порядке. Прежде всего, следует определить, для решения каких задач нужен опрос. Когда этого не делается, он оказывается проведенным стихийно, информация собирается неполная, эффективность применения метода значительно снижается.


Важный этап подготовки – определение предмета опроса, то есть круга тех сведений, которые требуется выяснить для решения поставленных задач. Для получения полной и достоверной информации, представляющей интерес для правоохранительных органов, рекомендуется придерживаться следующих правил проведения опроса [4, с. 16]: 1. держать себя уверенно, с достоинством, быть вежливым и тактичным; 2. правильно преподнести себя в начале беседы; 3. поддерживать определенный темп и тональность беседы; 4. излагая причину обращения, определить тему беседы, ее содержание, круг обсуждаемых вопросов; 5. проводить беседу только с одним лицом; 6. подчеркивать престижность, значимость и весомость опрашиваемого лица; 7. направлять беседу, используя ассоциации, полученную ранее информацию, целенаправленно искажать информацию; 8. по мере беседы интерес опрашиваемого лица к общению должен расти; 9. уметь слушать опрашиваемого лица; 10. постоянно наблюдать за собеседником; 11. перепроверять получаемую информацию; 12. при получении данных, компрометирующих проверяемое лицо, дополнительно выяснить следующие обстоятельства:

• каким образом опрашиваемый узнал о сообщаемом факте;

• насколько точно помнит опрашиваемый человек об этом факте, событии, времени, когда оно произошло;

• какие мотивы побуждают его об этом говорить (правдивость или принципиальность, злоба или зависть и т.д.).

13. беседу вести не более 30 – 40 минут; 14. не проходить в жилое помещение без разрешения; 15. не смотреть на часы во время беседы. Качество информации напрямую зависит от того, как поставлен вопрос. Рекомендуются следующие правила постановки вопросов: 1. вопросы задавать по теме, изложенной в легенде, а также фактам и событиям, обусловленных ею; 2. соблюдать последовательность постановки вопросов; 3. вопросы должны быть краткими и логически оконченными; 4. более сложные для выяснения вопросы ставить после простых; 5. учитывать уровень образования собеседника, интеллект, его профессиональные особенности; 6. выдерживать спокойную (нейтральную) интонацию. В общении сотрудника с опрашиваемым важным аспектом является установление психологического контакта, от которого во многом зависит достоверность получаемой информации. В теории и практике правоохранительной деятельности термин «психологический контакт» получил широкое распространение, однако, зачастую он понимается по разному. Наиболее распространено его понимание как доверительных отношений между людьми, характеризующихся взаимной симпатией и бесконфликтностью. Разумеется, их установление является наилучшим условием получения достоверных сведений, и сотруднику правоохранительных органов необходимо всячески стремится к созданию подобной психологической атмосферы. Безусловно, специфика общения в каждом конкретном случае зависит от той или иной оперативно-тактической ситуации, которую решает сотрудник, от психологии собеседника, профессии, возраста, состояния здоровья и т.п. Следовательно, невозможно дать готовые рецепты, как вести себя и как строить общение в каждом конкретном случае, однако, перечисленные организационные и тактические приемы проведения опроса создают предпосылки достижения положительного результата от каждого акта профессионального общения сотрудника правоохранительных органов с гражданами.


2.2 Наведение справок, как оперативно-розыскное мероприятие

Оперативный опрос, выступая базовым инструментом деятельности оперативного сотрудника, в структуре оперативно-розыскных мероприятий формирует основной поток оперативно-значимой информации. В более ранних публикациях предпринята попытка анализа отдельных правовых норм, содержащихся в тексте нового Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» в части определения их эффективности для регулирования фактических оперативнорозыскных отношений, возникающих в ходе проведения указанного оперативно-розыскного мероприятия. Сделан вывод, что законодательное определение оперативного опроса (ст. 21 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности») не в полной мере отражает его сущность. Сравнительный анализ подхода законодателей Беларуси, стран Содружества Независимых Государств к определению «оперативного опроса», а также изучение представленных в юридической литературе точек зрения различных авторов позволили нам прийти к мнению относительно понятия и содержания рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия. Вместе с тем за рамками данной полемики остался терминологический аспект.

Так, законодатель определяет оперативный опрос как «общение с гражданином». Отмечу, что термин «гражданин» встречается в нормах Закона повсеместно (статьи 2, 3, 7 и др.). При этом ст. 2 «Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения» определения понятия «гражданин» в понимании целей оперативно-розыскной деятельности не дает. Общеизвестно, что гражданство – правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится. Дословное толкование употребления термина гражданин исходя из Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» позволяет подчеркнуть его принадлежность к юрисдикции Республики Беларусь. Таким образом, по своему правовому статусу граждане Республики Беларусь отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства. Соответственно они находятся за рамками правового поля в части оперативно-розыскной деятельности.

Относительно оперативно-розыскного мероприятия «оперативный опрос» терминологическую неясность могла бы решить замена термина «гражданин» на термин «лицо». Вместе с тем данный подход не позволит упорядочить категориальный аппарат в целом. Наиболее рациональным выходом из данной ситуации представляется дополнение ст. 2 «Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения» Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» категорией «гражданин», под которой понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.