Файл: Обращение ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем обстоятельством, что многие теоретические и прикладные вопросы ценных бумаг рассматривались в трудах отечественных авторов еще дореволюционного и советского периода и в наши дни находится в фокусе внимания научного сообщества, что находит свое отражение в трудах авторов, чьи работы представлены в библиографическом списке. Несомненно, работы этих авторов представляют значительный научный интерес, в силу того, что в них дается научная оценка имеющих место проблем в процессе обращения ценных бумаг.

Но, несмотря на достаточное количество работ, посвященных разработке проблем в анализируемой сфере, данная тема до сих пор относится к числу актуальных и имеется ряд вопросов, не нашедших своего разрешения.

Объектом исследования выступают отношения, возникающие в результате обращения ценных бумаг.

В качестве предмета исследования выступает совокупность норм гражданского законодательства России (как действующего, так и утратившего силу), регламентирующие указанные правоотношения, примеры из судебной практики, положения российской доктрины.

Целью исследования является анализ теоретических положений о ценных бумагах.

Для достижения этой цели необходимо разрешение следующих задач:

- Охарактеризовать возникновение ценных бумаг и формирования рынка ценных бумаг в России.

- Определить виды ценных бумаг.

- Показать, какие существуют сделки с ценными бумагами .

Способы решения основных задач. В качестве методологической основы исследования выступает целый ряд общенаучных и частно-научных методов познания общественных процессов.

Так в работе были применены такие общенаучные методы, как диалектический метод познания объективной действительности, анализ, обобщение, логический метод. 

1.Общая характеристика ценных бумаг как объекта гражданских прав

1.1.Понятие и признаки ценных бумаг

Надо отметить, что в действующей редакции ГК РФ отсутствует единое понятие ценной бумаги. Тем не менее, на основании имеющегося материала по данной проблеме, можно констатировать, что ценная бумага является документом, удостоверяющим какое-то субъективное гражданское право, она может иметь разное значение.


Одни документы могут доказать право в судебном порядке, другие не только доказывают право, но и его возникновение такого права, без предъявления третьих документов невозможно осуществление прав по этим документам.

Таким образом, ценная бумага - это документ, без предъявления которого невозможна реализация воплощенного в нем субъективного гражданского права.

А вот вопрос признаках ценной бумаги является дискуссионным. Учеными предлагается различный набор признаков ,которыми должна обладать ценная бумага. Ни один из них, на сегодняшний день, не является универсальным. Мне ближе всего точка зрения ученого В.А Белова[1] В частности он отмечал, что ценная бумага должна обладать следующими:

а) является документом, т. е. составлена с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов;

б) удостоверяет субъективное гражданское право кредитора и корреспондирует ему правовую обязанность должника;

в) приспособлена к передаче как вещь, для обеспечения возможности передачи и воплощенного в этом документе права;

г) обеспечивает совпадение субъекта вещного права на документ с субъектом права, которое выражено в документе;

д) имеет свойство публичной достоверности;

е) должна быть причислена к категории ценных бумаг законами о ценных бумагах или в установленном им порядке.

Хотя есть признаки, которые присущи всем ценным бумагам. В частности, к такому признаку относится удостоверение ценными бумагами субъективных гражданских прав. Н.О. Нерсесов отмечал: «Бумага сама по себе не имеет ценности (не считая, понятно, материала); делается же ценной лишь благодаря тому праву, выражением которого она является»[2].

По мнению Е.Г. Хоменко, непосредственно сам рынок ценных бумаг – это сфера обращения товара особого рода – ценных бумаг – по установлен- ным правилам на соответствующей территории между заинтересованными субъектами т.е. участниками[3]. Регулирование этих отношений между субъектами в области финансового рынка осуществляется различными методами и установками, в соответствии с которыми они действуют.

Зенькович Е.В. в своей работе по исследованию данной проблематики, упоминает следующее: «Качество регулирования рынка ценных бумаг оказывает определяющее влияние на состояние самого рынка и уровень доверия инвесторов к его институтам»[4].

Следует согласиться с данными доводами в виду того, что государство, обладая в лице своих органов, властными полномочиями, должно применять их с учетом специфики финансового рынка, который регулируется не только императивными установками, но и частно-правовыми методами. Соответственно, ценные бумаги и финансовый рынок ценных бумаг, основу которого они составляют, не являются только гражданско-правовыми, а представляют собой взаимосвязь как гражданско-правовых, так и финансово-правовых и административно-правовых отношений, основы которых заложены в конституционном праве.


Исходя из вышесказанного, конституционные основы регулирования рынка заключаются в установлении общих правил и нормативов, обязательных для соблюдения участниками в сфере рынка, контроля за исполнением установленных правовых норм, порядка защиты прав и интересов участников правоотношений на рынке ценных бумаг, координации и определении деятельности субъектов на рынке ценных бумаг, определении самой структуры органов государственной власти, осуществляющих государственно- властные полномочия в сфере регулирования рынка ценных бумаг.

Направляющая роль государства в поддержании рыночного хозяйства, обслуживания интересов частного капитала требует активной деятельности уполномоченных органов государственной власти в рамках реализации нормотворческих полномочий.

Как верно замечает А.Б. Балкаров, динамичность и устойчивость рынка ценных бумаг обеспечиваются государством путем принятия административных нормативных правовых актов, откуда вытекают административные правоотношения[5].

Функционирование механизма регулирования рынка ценных бумаг обеспечивается системой органов государственной власти и структура которых построена на основе принципа вертикали власти. Так, ст. 71 Конституции РФ относит к предмету ведения Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, а также финансовое регулирование.

При этом понятие «единый рынок» включает в себя различные виды рынков, включая рынок ценных бумаг. В свою очередь, финансовое регулирование подразумевает непосредственно одну из сторон деятельности государства по созданию финансовой инфраструктуры, развитию которой способствуют конкретные инструменты в виде ценных бумаг[6].

Особенности нормотворчества в установленной сфере определяются конституционным разграничением предметов ведения органов публичного управления. Опираясь на конституционное разделение публично-властных полномочий между уровнями государственной власти, мы относим все же вопросы правового регулирования на фондовом рынке к федеральному ведению.

Такой вывод представляется обоснованным в виду анализа ст. 71 Конституции РФ, согласно которой установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки относятся к ведению Российской Федерации.


Основную роль в решении вопросов финансового регулирования играет Правительство РФ, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации осуществляет регулирование экономических процессов; а также обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает, осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации[7]

Данная деятельность сосредоточена только на федеральном уровне, что исключает возможность урегулирования соответствующих отношений на уровне субъектов Федерации. Непосредственная норма, регулирующая институт государственных и муниципальных ценных бумаг, содержится в ч. 4 ст. 75 Конституции РФ. Указанная статья закрепляет, во-первых, исключительную компетенцию Российской Федерации по определению порядка выпуска государственных займов, во-вторых, устанавливает принцип добровольности их размещения[8].

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты вправе осуществлять собственное законодательное регулирование. Однако законы субъектов РФ, принимаемые для регулирования вопросов, отнесенных к совместному ведению, не должны противоречить федеральным законам. Складывающаяся в стране практика организации рынка ценных бумаг отражает его национальную модель, которая обусловливается различными экономическими факторами. Основным фактором, влияющим на модель рынка, является степень вмешательства государства в экономическую деятельность.

Так, Конституция РФ устанавливает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Гарантии иметь имущество в собственности (включая ценные бумаги), владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами

Данный конституционный принцип лежит в основе правового регулирования такого сегмента единого рынка, каким является финансовый рынок, включающий и рынок эмиссионных ценных бумаг. Гарантируемая государством поддержка конкуренции представляет собой конституционно-правовой инструмент создания благоприятной экономической среды.


В этих целях оправданна интервенция государства в сферу экономических отношений. Исходя из положения ч. 2 ст. 34 Конституции о недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, государство посредством принятия законов о конкуренции обеспечивает поддержку именно добросовестной конкуренции между субъектами предпринимательства, установив необходимые ограничения (пределы) свободы экономической деятельности.

Тем самым конституционный принцип поддержки конкуренции выполняет роль регулятора отношений на финансовом рынке между субъектами. Таким образом, перспективы развития рынка ценных бумаг напрямую зависят от степени его государственного регулирования, посредством установления конституционно-правовых методов регулирования данных отношений. Что касается рынка ценных бумаг, как составной части хозяйственного рынка вообще, то правовое регулирование осуществляется непосредственно на федеральном уровне, предоставляя некоторую самостоятельность субъектам устанавливать свои акты и положения, не противоречащие законам Российской Федерации

1.2.Правовая природа виды ценных бумаг

Инструмент «ценные бумаги» известен еще со средневековья и выражает, сложившиеся в те времена ,экономические отношения причем в удобной для субъектов правовой форме. Там ценная бумага была представлена в качестве вещи, а не обязательства.

Природу ценности документа составляет право, воплощаемое документом. Благодаря тому, что документ предоставляет его владельцу право на имущество, дивиденды и прочее. Документ начинает обслуживать человеческие потребности и приобретает потребительскую и меновую стоимость, т. е. становится ценным.

Наиболее полную характеристику прав по ценным бумагам в их классическом смысле, то есть как бумажных документов дали классики ХIХ- начала ХХ вв. В то время ценные бумаги использовались для удобства оформления гражданских обязательств и, несколько позднее, для участия в торговых и промышленных предприятиях.

Дальнейшие исследования немецких, швейцарских, итальянских авторов, а также труды российских юристов (Г.Ф. Шершеневич, Н.О. Нерсесов, М.М Агарков, А.И. Каминка, П.П. Цитович, В.М. Гордон и ряд других) по вопросу права по ценным бумагам служили основой для построения нескольких особых теорий ценных бумаг, а также для выработки основных принципов регулирования отношений по поводу гражданского оборота ценных бумаг. В законодательстве понятие «права по ценным бумагам» приобрело терминологическое значение и стало применяться как единое, служащее характеристикой или определяющим признаком при определении правого режима той или иной бумаги, а также для юридической классификации.