Файл: Бухгалтерский баланс организации и порядок его составления (Строение бухгалтерского баланса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной мною темы курсовой работы заключается в том, что бухгалтерский баланс является основой для проведения анализа финансово - хозяйственной деятельности, расчета основных экономических показателей.

Правильно составленная годовая отчетность дает понимание рентабельности компании, указывает на недостатки использования резервов. Дает возможность вовремя понять, что необходимо поменять чтобы избежать банкротства организации, а наоборот набирать обороты и развиваться.

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов составления бухгалтерского баланса, а также изучении порядка ее составления на примере организации.

Зада курсовой работы:

- разобраться в теории бухгалтерского баланса: определиться с понятием бухгалтерского баланса; рассмотреть требования, предоставляемые к бухгалтерскому балансу; узнать о строении бухгалтерского баланса; изучить классификации бухгалтерского баланса.

- рассмотреть порядок составления годовой отчетности на примере организации: рассмотреть экономическую характеристику предприятия; изучить организацию бухгалтерского учета, проанализировать показатели бухгалтерской отчетности.

Объектом исследования является АО «Ноябрьскавтосервис». Составления годовой отчетности АО «Ноябрьскавтосервис» проводилось на основании данных, предоставленных в бухгалтерии организации.

Источниками написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты, материалы периодической печати, документы организации, а также труды: С.М. Бычковой, С.И. Полякова, П.Г. Пономаренко, О.А. Забаровой и мн. др.

Глава 1 Сущность бухгалтерского баланса.

1.1 Значение и функции баланса

Баланс (франц. balance – буквально весы) означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности.

Баланс – это модель, с помощью которой на отчетную дату в интересах пользователей представляется отчет о финансовом состоянии предприятия.[1]

В условия рыночной экономики бухгалтерский баланс служит основным источником информации для разных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. Из баланса можно узнать, обо всех активах и пассивах предприятия, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие может распоряжаться, а также насколько предприятие платежеспособно.[2]


На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью.[3]

Строение баланса основывается на принципе двойственности – основополагающей концепции бухгалтерского учёта.

Уравнение двойственности можно записать в виде формулы:

Активы = Собственный капитал + Кредиторская задолженность[4]

В переводных изданиях англо-американской литературы по бухгалтерскому учёту уравнение двойственности выглядит следующим образом:

Активы = Капитал + Обязательства

Где, под капиталом понимается не весь капитал предприятия, а только часть его, принадлежащая владельцу, т.е. собственный капитал.

При составлении бухгалтерской отчетности необходимо основываться на такие нормативные документы как:

- Федеральный закон от № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н;

- приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - приказ № 67н).[5]

1.2 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

Правила составления бухгалтерской отчетности определены законодательством РФ.

При составлении годовой бухгалтерской отчетности отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданного предприятия отчетным годом является промежуток времени с даты государственной, а для предприятий созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года. [6]

В соответствии с законодательством в первую очередь бухгалтерская отчетность должна основываться на честности и независимости, содержащаяся в ней информация должна давать полное и достоверное представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В целом к бухгалтерской отчетности предоставляются следующие требования:[7]

1 Достоверность. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Как правило информация о финансовом положении формируется в виде Бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - в виде Отчета о прибылях и убытках, информация об изменениях в финансовом положении организации - в виде Отчета о движении денежных средств. Обязательным условием при проведении подготовительных работ к составлению бухгалтерской отчетности является инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.[8]


2 Полезность. Информация, представляемая в бухгалтерской отчетности, считается полезной, если она уместна, надежна, сравнима и своевременна. Уместной информация считается, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) пользователей отчетности, помогает им оценить прошлые, настоящие или будущие периоды, подтверждая или изменяя выводы, сделанные ранее. Информация надежна, при отсутствии существенных ошибок. Информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, непосредственно к которым она относится.

3 Сравнимость. Необходима для сравнительного анализа показателей деятельности предприятия, для определить тенденции в финансовом положении и финансовых результатах ее деятельности.[9]

4 Полнота. Бухгалтерская отчетность должна отражать полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом состоянии. Полнота обеспечивается единством указанных выше отчетов, а также соответствующими дополнительными данными.[10]

5 Существенность. В бухгалтерскую отчетность должны включаться существенные показатели. Существенным считаются показатель, если его отсутствие в отчетности может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. То есть существенность показателя при формировании бухгалтерской отчетности определяется совокупностью качественных и количественных факторов.[11]

6 Нейтральность. При формировании бухгалтерской отчетности предприятия должна быть обеспечена нейтральностью информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

7 Последовательность. При составлении отчетности предприятие должно придерживаться принятых форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержаний и формы Бухгалтерского баланса, Отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, прописанных в законодательстве.[12]


1.3 Строение бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам формирования на отчетную дату. В бухгалтерском балансе имущество предприятия рассматривается с двух позиций:

- по составу и размещению (актив баланса);

- по источникам образования (пассив баланса).[13]

Внешний вид бухгалтерского баланса представляет собой таблицу, ее левой частью является актив, а правой соответственно пассив. В бухгалтерском балансе всегда соблюдается равенство сумм левой и правой сторон.

Основным элементом баланса является балансовая статья. Под статьёй понимается показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия.

Различают баланс- брутто и баланс-нетто. Форма баланса-брутто используется лишь для различных научных исследований, изучения исторических аспектов, совершенствования балансовых обобщений и др. В настоящее время в организациях используется форма баланса, которая определена в соответствии с требованиями Международных бухгалтерских стандартов, что соответствует балансу-нетто.

Форма бухгалтерского баланса, предусмотренная законодательством, включает в себя два раздела актива и три раздела пассива, таких как:

Актив:

1. Внеоборотные активы;

2. Оборотные активы;

Пассив:

3. Капиталы и резервы;

4. Долгосрочные обязательства;

5. Краткосрочные обязательства.[14]

1.4 Классификация балансов

Существует множество видов балансов, которые разделяются по таким признакам, как:

- время составления;

- источник составления;

- объём информации;

- характер деятельности;

- объект отражения.[15]

По времени составления баланс делится на вступительный, текущий, санируемый, ликвидационный, разделительный и объединительный, по способам очистки.

Вступительный (организационный) баланс составляется только один раз, с данного баланса начинается ведение бухгалтерского учёта на предприятии. Вступительный баланс отражает в себе сумму ценностей, с которыми предприятие начинает свою деятельность. Так же может составляться после принятия устава предприятия или после внесения активов в уставной капитал.[16]


Текущий баланс – это баланс который составляется периодически в течение всего времени деятельности предприятия. Такой баланс делится на начальный (входящий), промежуточный и заключительный (исходящий).

Начальный баланс – баланс, формируемый на начало отчётного года, а заключительный в свою очередь на конец отчётного года. Промежуточный же баланс составляется в течение отчетного года.[17]

Промежуточный баланс отличаются от заключительного как тем, что:

- к заключительному балансу прилагается большее число отчётных форм, раскрывающих статьи баланса.[18]

- промежуточный баланс составляются на основании данных текущего учета, а при составлении заключительного баланса проводится полная инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны.

Санируемый баланс составляются в том случаи, если предприятие приближается к банкротству. В данной ситуации предприятие может договориться с кредиторами об отсрочке платежа, либо объявить предприятие банкротом и провести процедуру ликвидации. Естественно кредитору необходимо знать насколько велик убыток и есть ли надежда на востановление предприятия в будущем. В связи с этим санируемый баланс при помощи аудитора до окончания отчетного периода, что позволит оценить реальное положение дел данного предприятия.[19]

Ликвидационные – балансы которые формируются при ликвидации организации. Главное их отличие от других - оценка статей, производимая не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации. Статьи «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих периодов» в ликвидационном балансе могут отсутствовать. Но, в свою очередь могут появиться такие статьи, как стоимость фирмы. С началом ликвидационного периода все собственные средства перечисляются на специально открываемые счёт «Ликвидация», на котором в дальнейшем показывается разница в отношении имущественных статей и расходы по ликвидации предприятия.[20]

Разделительные балансы составляются при разделении крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной, или нескольких структурных единиц другому предприятию, в этом случае баланс называют передаточным.[21]

Объединительный баланс составляется в момент объединения нескольких более мелких предприятий в одно более крупное.