Файл: Финансовая модель международной холдинговой компании (Методологические основы функционирования холдингов в российской экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в России появилось огромное количество предприятий, использующих в своих названиях термины «холдинг» или «холдинговая компания». Но, зачастую, не многие могут дать определение этим понятиям.

В отличие от западной модели возникновения холдинговых компаний, подобные компании в России создавались как форма разгосударствления крупных объединений и предприятий и способ реорганизации несовместимых с рынком отживших государственных управленческих структур.

Холдинг-компании — это акционерные общества, которые путем приобретения пакета акций, как правило, контрольных, других компаний и фирм осуществляют по отношению к ним контрольные, управленческие, финансово-кредитные и иные функции, гарантируя при этом их юридическую и оперативно-тактическую самостоятельность.

Холдинговая форма управления акционерным капиталом позволяет без прямого слияния различных по сферам приложения капиталов предприятий и фирм осуществлять их функциональное взаимодействие «под одной крышей».

Целью данной работы является:

  • рассмотрение методологических основ функционирования холдингов в российской экономике, исследование финансовой деятельности холдинговых компаний;
  • дать анализ формирования и распределения доходов и прибыли в холдингах;
  • рассмотреть перспективы функционирования холдингов как формы корпоративного объединения компаний в современных российских условиях.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ХОЛДИНГОВ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Понятие корпоративных объединений, их характеристика

В качестве основных целей объединения предприятий в корпорации можно выделить следующие:

− увеличение рыночной доли;

− повышение качества товаров;

− снижение издержек по сравнению с конкурентами;

−расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности;

− укрепление репутации перед потребителями;

− повышение качества обслуживания;


− расширение применения инноваций;

− укрепление конкурентных позиций на международном уровне;

− рост доходов;

− рост дивидендов;

− увеличение доходов на инвестируемый капитал;

− повышение кредитного и облигационного рейтингов;

− рост потоков наличности;

− повышение курсов акций;

− улучшение и оптимизация структуры источников доходов.

Картель – одна из основных oc форм oc соглашений oc о oc монополизации oc рынка, oc в oc отличие oc от oc концернов oc и oc трестов oc непосредственно oc не oc затрагивающих oc производственную oc и oc коммерческую oc самостоятельность oc вступивших oc в oc союз oc предпринимателей, oc договаривающихся oc между oc собой oc о oc монополизации oc и oc разделе oc рынка, oc об oc объемах oc (квотах) oc производства oc и oc реализации oc продукции, oc условиях oc сбыта oc товаров oc и oc найма oc рабочей oc силы, oc ценах oc и oc сроках oc платежа, oc рационализации oc производства oc и oc управления, oc обмене oc партнерами. oc

Бывают oc внутренние, oc экспортные, oc импортные oc и oc международные. oc Создаются oc с oc целью oc ограничения oc конкуренции, oc монополизации oc производства oc и oc сбыта oc того oc или oc иного oc товара, oc установления oc на oc него oc единой, oc обязательной oc для oc всех oc участников oc соглашения oc монопольной oc цены oc и oc получения oc более oc высокой, oc чем oc средняя, oc прибыли. oc холдинговый oc рынок oc финансовый oc корпоративный

Корнер oc – oc форма oc корпоративных oc объединений oc с oc целью oc переброски, oc аккумулирования, oc использования oc капитала oc для oc овладения oc рынками oc какого-либо oc товара.

Соединенный oc капитал oc используется oc для oc скупки oc акций oc отдельных oc интересующих oc корнер oc корпораций oc с oc тем, oc чтобы oc впоследствии oc перепродать oc их oc либо oc завладеть oc контрольным oc пакетом oc акций.

Синдикат oc – oc объединение oc предприятий, oc выпускающих oc однородную oc продукцию, oc в oc целях oc организации oc ее oc коллективного oc сбыта oc через oc единую oc торговую oc сеть. oc Объединившиеся oc корпорации oc теряют oc свою oc коммерческую oc самостоятельность. oc Главная oc цель oc создания oc синдиката oc — oc решение oc вопросов oc сбыта.

Трест oc – oc объединение oc предприятий, oc фирм, oc в oc рамках oc которого oc участники, oc вошедшие oc в oc его oc состав, oc теряют oc свою oc производственно-техническую oc самостоятельность, oc руководствуются oc в oc своей oc деятельности oc решениями oc управляющего oc центра.

Концерн oc – oc добровольное oc объединение oc предприятий, oc осуществляющее oc совместную oc деятельность oc на oc основе oc централизации oc функций oc научно oc - oc технического oc и oc производственного oc развития, oc а oc также oc инвестиционной, oc финансовой oc и oc внешнеэкономической oc деятельности, oc организации oc хозрасчетного oc обслуживания oc предприятий. oc Имеет oc общие oc финансовые oc ресурсы oc для oc развития, oc единый oc научно-технический oc потенциал oc и oc устойчивые oc кооперативные oc связи oc между oc входящими oc в oc его oc состав oc организациями. oc


Могут oc быть oc отраслевыми oc и oc межотраслевыми, oc объединяют oc предприятия oc разной oc специализации, oc находящиеся oc в oc устойчивых oc кооперативных oc связях. oc Образуется oc вокруг oc крупной oc материнской oc компании oc или oc холдинга, oc контролирующего oc несколько oc юридически oc самостоятельных oc компаний.

Консорциум – временное объединение oc корпораций, oc банков oc и oc других oc самостоятельных oc хозяйствующих oc субъектов. oc Создается oc для oc решения oc конкретных oc задач, oc таких oc как, oc например, oc совместное oc проведение oc крупных oc финансовых oc операций oc по oc размещению oc займов, oc акций; oc осуществление oc наукоемких oc или oc капиталоемких oc проектов, oc в oc т.ч. oc международных.

ФПГ oc (финансово-промышленная oc группа) oc – oc зарегистрированная oc в oc установленном oc порядке oc в oc соответствующих oc ведомствах oc группа oc юридически oc независимых oc предприятий, oc финансовых oc и oc инвестиционных oc институтов, oc объединивших oc свои oc материальные oc ресурсы oc и oc капиталы oc для oc достижения oc общей oc экономической oc цели.

Конгломератное oc объединение oc – oc группа oc предприятий, oc принадлежащих oc одной oc фирме oc и oc осуществляющих oc одну oc или oc более oc стадий oc производства oc разнородных oc продуктов oc (не oc конкурирующих oc друг oc с oc другом).

Конгломератное oc слияние oc – oc слияние oc фирмы oc одной oc отрасли oc с oc фирмой oc другой oc отрасли oc (не oc являющейся oc ни oc поставщиком, oc ни oc клиентом, oc ни oc конкурентом).

Холдинг oc – oc акционерная oc компания, oc владеющая oc контрольными oc пакетами oc акций oc одной oc или oc нескольких oc корпораций, oc управляющая oc или oc контролирующая oc их oc деятельность oc и oc определяющая oc общую oc стратегию oc развития.

В oc холдинговых oc компаниях oc основные oc общества oc в oc результате oc владения oc контрольными oc пакетами oc акций oc (превалирующими oc долями oc участия) oc или oc вследствие oc иных oc обстоятельств oc участвуют oc в oc деятельности oc органов oc управления oc дочерних oc обществ oc и oc осуществляют oc над oc ними oc контроль[1].

Экономической oc предпосылкой oc контроля oc может oc быть, oc прежде oc всего, oc наличие oc контрольного oc пакета oc акций oc (долей oc участия). oc Механизм oc контрольного oc пакета oc акций oc (долей oc участия) oc или oc иного oc способа oc подавляющего oc влияния oc дает oc основному oc обществу oc (товариществу) oc возможность oc проводить oc единую oc политику oc и oc осуществлять oc контроль oc за oc соблюдением oc общих oc интересов oc крупных oc образований, oc при oc этом oc размеры oc самой oc контролирующей oc компании oc могут oc быть oc намного oc меньше oc размеров oc подконтрольных oc организаций.


Экономический oc контроль oc в oc холдинговой oc компании oc можно oc определить oc как oc возможность oc основного oc общества oc обеспечивать oc определяющее oc влияние oc на oc принятие oc решений oc дочерним oc обществом.

Основанием oc для oc установления oc экономической oc зависимости oc может oc стать oc не oc только oc преобладающее oc участие oc основного oc общества oc в oc уставном oc капитале oc дочернего, oc но oc и oc наличие oc договора oc или oc иных oc обстоятельств, oc позволяющих oc основному oc обществу oc определять oc решения oc дочернего oc или oc влиять oc на oc решения oc зависимого oc общества. oc При oc этом oc преимущественным oc основанием oc и oc способом oc осуществления oc экономической oc власти oc является, oc конечно, oc обладание oc значительной oc долей oc уставного oc капитала. oc

Это oc основание oc отличается oc своим oc постоянством oc и oc распространяется oc на oc все oc сферы oc руководства oc деятельностью oc дочернего oc общества, oc а oc не oc только, oc например, oc на oc коммерческую oc деятельность, oc как oc это oc имеет oc место oc при oc системной oc зависимости oc общества oc от oc давальческих oc контрактов.

Союз oc — oc это oc объединение oc по oc отраслевому, oc территориальному oc и oc иному oc признаку oc в oc целях oc обеспечения oc общих oc интересов oc участников oc в oc государственных, oc международных oc и oc иных oc организациях.

Ассоциация – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.

Франчайза (франц. franchise – льгота, привилегия) – объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы.

Организационная структура холдинга и специфика формирования финансовых взаимоотношений между его участниками

Существует несколько вариантов организации oc холдинга, oc в oc зависимости oc от oc того, oc что oc позволяет oc достичь oc максимальной oc прибыли:

- oc Горизонтальная oc интеграция.


Холдинг oc представляет oc собой oc материнскую oc компанию oc и oc сеть oc "одинаковых oc дочек" oc (филиалов/магазинов). oc

Дочки oc действительно oc построены oc и oc работают oc одинаково oc как oc близнецы, oc ключевым oc их oc различием oc и oc способом oc получения oc максимальной oc прибыли oc является oc территориальный oc охват oc (региональный/районный). oc

Соответственно oc чем oc больше oc территориальный oc охват, oc тем oc больше oc успех oc компании.

- oc Вертикальная oc интеграция.

Холдинг oc представляет oc собой oc головную oc компанию oc и oc цепь oc дочерних oc предприятий oc выстроенных oc по oc принципу oc полного oc цикла oc - oc выращивание, oc обработка, oc продажа, oc объединены oc в oc единый oc комплекс. oc Например: oc Агрохолдинг.

Среди oc предприятий oc пищевой oc промышленности oc этот oc вариант oc построения oc холдинга oc хорошо oc виден oc на oc примере oc имеющихся oc и oc зарождающихся oc агрохолдингов.

- oc Конгломеративная oc диверсификация.

Дочерние oc компании oc подбираются oc по oc принципу oc смежности. oc Как oc правило, oc история oc возникновения oc такого oc холдинга oc связана oc с oc тем, oc что oc смежный oc продукт oc необходимый oc для oc основного oc продукта oc не oc устраивает oc головную oc компанию oc по oc цене, oc качеству, oc соответственно oc принимается oc решение oc о oc создании oc и oc развитии oc нового oc бизнеса oc удовлетворяющего oc требованиям oc компании.

Можно oc выделить oc три oc основания oc построения oc холдинговых oc компаний:

  1. В oc основе oc построения oc лежит oc вид oc товара oc или oc услуги, oc то oc есть oc предприятия oc различаются oc видом oc производимого oc товара oc или oc оказываемой oc услуги, oc а oc координация oc их oc деятельности oc из oc центра oc ориентирована oc на oc помощь oc участникам oc в oc реализации oc продукции oc на oc рынках.
  2. В oc основе oc построения oc лежит oc группа oc потребителей, oc на oc которую oc ориентировано oc то oc или oc иное oc предприятие oc (филиал) oc группы. oc Такая oc модификация oc используется, oc как oc правило, oc инвестиционными, oc страховыми, oc пенсионными oc и oc другими oc финансово-кредитными oc структурами, oc в oc том oc числе oc банками.
  3. В oc основе oc построения oc лежит oc географический oc фактор, oc то oc есть oc крупная oc компания oc открывает oc свои oc филиалы oc на oc различных oc территориях.

Примером oc может oc служить oc Сбербанк oc России, oc имеющий oc свои oc подразделения oc во oc всех oc единицах oc территориального oc деления oc экономического oc пространства oc государства.

Согласно oc "Временному oc положению oc о oc холдинговых oc компаниях, oc создаваемых oc при oc преобразовании oc государственных oc предприятий oc в oc акционерные oc общества" oc от oc 16.10.1992 oc г., oc существует oc ограничение: oc "Дочернее oc предприятие, oc независимо oc от oc пакета oc его oc акций, oc принадлежащих oc холдинговой oc компании, oc не oc может oc владеть oc акциями oc холдинговой oc компании oc в oc какой oc бы oc то oc ни oc было oc форме, oc включая oc траст oc и oc залог".