Файл: Финансовая модель международной холдинговой компании (Методологические основы функционирования холдингов в российской экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В oc холдинге oc может oc сложиться oc ситуация, oc когда oc основная oc (материнская) oc компания oc будет oc полностью oc владеть oc другими oc участниками oc данной oc корпоративной oc структуры, oc однако oc и oc в oc этом oc случае oc объединение oc не oc будет oc представлять oc собой oc единую oc компанию.

Холдинги oc не oc проходят oc государственную oc регистрацию oc в oc качестве oc официальной oc корпоративной oc структуры. oc Однако, oc понятие oc "холдинг" oc существует oc в oc современном oc российском oc законодательстве. oc Например, oc есть oc "Временное oc положение oc о oc холдинговых oc компаниях", oc в oc котором oc регулируются oc некоторые oc особенности oc их oc деятельности oc как oc специфической oc формы oc ассоциированного oc предпринимательства oc в oc российской oc экономике.

Согласно oc проекту oc ФЗ oc "О oc холдингах" oc холдинговые oc отношения oc могут oc возникать oc при oc наличии oc хотя oc бы oc одного oc из oc ниже oc перечисленных oc обстоятельств:

- oc преобладающего oc участия oc головной oc компании, oc являющейся oc хозяйственным oc обществом oc или oc хозяйственным oc товариществом, oc в oc капитале oc других oc юридических oc лиц, oc также oc являющихся oc хозяйственными oc обществами oc или oc хозяйственными oc товариществами, oc с oc оформлением oc путем oc внесения oc записей oc в oc реестр oc акционеров oc (записи oc по oc счету oc депо) oc или oc в oc устав oc участника oc холдинга oc о oc владении oc акциями oc (долями), oc обеспечивающими oc преобладающее oc участие oc в oc капитале oc участника oc холдинга, oc либо oc внесения oc записи oc в oc устав oc хозяйственного oc общества oc – oc участника oc холдинга oc о oc праве oc головной oc компании oc давать oc ему oc обязательные oc указания, oc либо oc вступления oc в oc силу oc договора oc о oc таком oc праве oc между oc участником oc холдинга oc и oc головной oc компанией. Под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (головной компании, участника холдинга) понимается владение собственником, головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общества предопределять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом;

- договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами, товарищами) других юридических лиц – участников холдинга;

- решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными унитарными предприятиями, а также акционерными обществами с контрольным пакетом акций, закрепленным в государственной собственности, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.


Процесс создания корпоративных структур предусматривает несколько последовательных стадий, включающих[2]:

- инициацию проекта создания (реструктуризации) корпоративной структуры, определение целей, задач и принципов корпоративной интеграции;

- анализ существующих возможностей и условий реализации проекта;

- подготовку концептуальных предложений по созданию корпоративной структуры;

- сравнительную оценку предложений и выбор наилучшего варианта;

- разработку организационного проекта, пояснительной записки и бизнес-плана;

- подготовку необходимой учредительной документации;

- проведение экспертизы и регистрации корпоративной структуры;

- практическую реализацию проекта создания корпоративной структуры.

В зависимости от намечаемой стратегии развития, ожидаемых конечных результатов и поведения на рынке основные цели создания корпораций могут предусматривать:

- усиление конкурентных преимуществ на отраслевых рынках и увеличение доли продаж в рамках сложившихся номенклатурных групп продукции;

- расширение рынков сбыта за счет диверсификации деятельности и ассортимента выпускаемой продукции;

- освоение принципиально новой конкурентоспособной продукции и выход на новые рынки сбыта, включая зарубежные;

- снижение себестоимости продукции и увеличение финансовых возможностей за счет оптимизации производства, кооперации и управления.

Рисунок 1 - Процесс проектирования корпоративных структур

Основными задачами создания (реструктуризации) корпоративных структур с точки зрения обеспечения устойчивости функционирования корпорации и реализацию поставленных целей являются:[3]

- оптимизация производственно-технологических цепочек и кооперационных связей, позволяющих замкнуть в рамках одной структуры весь технологический цикл производства и реализации продукции;

- обеспечение конкурентоспособности, технологического уровня и качества выпускаемой продукции;

- сокращение объема оборотных средств за счет введения консолидированного учета и ускорения их оборачиваемости, использование возможностей введения внутренних цен в рамках корпораций и осуществление контроля за финансовыми потоками;

- повышение эффективности управления предприятиями-участниками интегрированных структур;

- повышение инвестиционной привлекательности корпорации;


- увеличение объемов прибыли, реинвестируемой в производство.

В процессе проектирования должны рассматриваться несколько вариантов формирования корпораций, модифицирующих состав участников и механизм интеграции, с целью выбора наилучшего.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

2.1 Анализ формирования и распределения доходов и прибыли в холдингах

Формирование общего фонда холдинга oc происходит oc за oc счет oc таких oc источников:

- oc центральных oc средств oc корпорации, oc которые oc складываются oc из oc отчислений oc предприятий-участников oc холдинга;

- oc средств oc кредитно-финансовых oc учреждений, oc привлекаемых oc холдингом;

- oc средств oc инвесторов, oc выделенных oc в oc рамках oc инвестиционных oc проектов.

Контроль oc поступлений oc финансовых oc ресурсов oc в oc общий oc фонд oc корпорации oc и oc дальнейшее oc их oc распределение oc между oc отдельными oc предприятиями oc холдинга oc осуществляется oc материнской oc компанией.

Исторические oc данные oc свидетельствуют oc о oc том, oc что oc до oc второй oc половины oc XX oc века oc существовало oc представление, oc что oc основой oc оптимального oc решения oc в oc бизнесе oc является oc профессиональный oc опыт oc и oc интуиция oc менеджеров. oc Однако oc практически oc интуитивный oc выбор oc решения oc в oc большинстве oc случаев oc не oc обеспечивает oc получение oc наилучшего oc результата. oc

К oc сожалению, oc деятельность oc многих oc российских oc холдинговых oc компаний oc и oc финансовые oc результаты oc их oc работы oc свидетельствуют oc об oc отсутствии oc четкой oc финансовой oc стратегии, oc благодаря oc чему oc отрицательные oc последствия oc недостаточно oc обоснованных oc решений oc постоянно oc растут.

Прибыль oc выполняет oc следующие oc основные oc функции: oc является oc показателем oc эффективности oc деятельности oc предприятия; oc обладает oc стимулирующей oc функцией, oc т.к. oc выступает oc основным oc элементом oc финансовых oc ресурсов oc предприятия. oc Прибыль oc представляет oc собой oc конечный oc финансовый oc результат oc деятельности oc предприятия oc и oc является oc его oc основной oc целью. oc Вместе oc с oc тем oc прибыль oc представляет oc собой oc весьма oc сложную oc экономическую oc категорию.[4]


Прибыль oc предприятия oc выполняет oc ряд oc важнейших oc функций:

– oc инвестиционная oc – oc поскольку oc ожидаемая oc прибыль oc является oc основой oc принятия oc инвестиционных oc решений;

– oc результативная oc – oc фактически oc полученная oc прибыль oc оценивает oc эффективность oc деятельности oc предприятия;

– oc финансирующая oc – oc часть oc полученной oc или oc ожидаемой oc прибыли oc определяется oc в oc качестве oc источника oc самофинансирования oc предприятия;

– oc стимулирующая oc – oc часть oc ожидаемой oc или oc полученной oc прибыли oc может oc быть oc использована oc в oc качестве oc источника oc материального oc вознаграждения oc работников oc предприятия oc и oc выплат oc дивидендов oc владельцам oc капитала.

В oc деятельности oc предприятия oc как oc первичной oc ячейки oc любой oc экономической oc системы, oc производящей oc некоторый oc вид oc продукции oc и oc услуг, oc т.е. oc вносящий oc свой oc вклад oc в oc генерирование oc общих oc доходов oc страны, oc заинтересованы oc различный oc группы oc лиц. oc Наиболее oc общей oc градацией oc является oc обособление oc четырех oc групп:

1) oc собственники oc предприятия;

2) oc его oc работники, oc представленные oc управленческим oc персоналом;

3) oc государство, oc представленное oc налоговыми oc органами;

4) oc прочие oc лица oc (действующие oc и oc потенциальные oc контрагенты: oc поставщики oc материальных oc и oc финансовых oc ресурсов, oc покупатели, oc банки).

Управление oc прибылью oc подразумевает oc такие oc воздействия oc на oc факторы oc финансово-хозяйственной oc деятельностью, oc которые oc способствовали oc бы, oc повышению oc прибыли oc и oc снижению oc расходов.

С oc экономической oc точки oc зрения oc прибыль oc – oc это oc разность oc между oc денежными oc поступлениями oc и oc выплатами, oc а oc с oc хозяйственной oc – oc это oc разность oc между oc имущественным oc состоянием oc предприятия oc на oc конец oc и oc начало oc периода.

2.2 Исследование факторов конкурентоспособности холдинговых компаний в российской экономике

Главная цель любого субъекта рыночных отношений (производителя, продавца, торгового посредника) – продать товар, удовлетворить спрос покупателя и в результате получить прибыль. Главная цель потребителя – купить товар и в конечном результате удовлетворить собственные потребности. Поэтому товар выступает важнейшей категорией коммерческой деятельности любого предприятия.


Конкурентоспособность - это все, что обеспечивает товару сравнительные преимущества относительно подобных товаров других производителей. Наличие таких преимуществ определяет возможные объемы продаж, поскольку любой человек, становясь участником рыночного обмена, стремиться получить большее за меньшее.

«В современной экономике, для того, чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов».[5]

Прежде всего, нужно заняться профессиональной подготовкой своего персонала. Особое внимание здесь следует уделить изучению дисциплин по стандартам, регламентам, сертификатам и пр. Далее необходимо выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы менеджмента качества должны охватывать не только производственную, но и финансовую деятельность предприятия. Наконец, нужно сделать прозрачную систему финансовой отчетности. Для этого необходимо подготовить поколение бухгалтеров, способных заниматься тем, чем занимаются в настоящее время финансовые директора, то есть управлять активами и их справедливой рыночной стоимостью.

В современном экономическом мире конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

  • качество продукции и услуг;
  • наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
  • уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • технологический уровень производства;
  • налоговая среда, в которой действует предприятие;
  • доступность источников финансирования.

Чтобы определить первоочередные меры по реформированию предприятия, следует определить причины потери его конкурентоспособности.

Существуют и другие важные требования, выполнение которых повышает конкурентоспособность, а именно - рост качества и снижение цены продукции независимо от того, где эта продукция продается - на отечественном или внешнем рынках. Во многом на цену товара или услуги сейчас влияет стоимость обязательной или добровольной международной сертификации.