Файл: Финансовая модель международной холдинговой компании (Методологические основы функционирования холдингов в российской экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее конкурентоспособность менеджмента и продукции предприятия базируется на доступе к заемным средствам, успешной производственной и торговой деятельности, высокой квалификации персонала.

И наконец, идеальное предприятие должно осуществлять полноценный бухгалтерский учет и внешний аудит своей финансовой деятельности, в соответствии с требованиями стандартов финансовой отчетности.

Что касается конкурентного поведения рыночных субъектов, то существует несколько их типов:

  • креативное - поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
  • приспособленческое - учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
  • обеспечивающее - поведение, направленное на сохранение позиций.

«В условиях рынка недостаточно опираться на интуицию, суждения руководителей и специалистов и прошлый опыт, а необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. На характер принимаемых решений оказывает влияние большое количество факторов.

И главное даже не в количестве, а скорее в непредсказуемости большинства из них. Поведение конкурентов, например, часто выходит за рамки традиционных схем. Ситуация усложняется тем, что система управления маркетингом функционирует в реальном масштабе времени».

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам. Конкуренция может принимать разные формы.

В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т.д. Так появилась внутрифирменная конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа по ценам ниже себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.


Конкуренция сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей.

В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка и включает следующие виды:

  • монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);
  • олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);
  • монополистическая - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Формы конкуренции и типы их рыночных структур показаны в таблице 1.

Таблица 1

Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций

основные

черты

Совершенная

конкуренция

Чистая

монополия

Олигополия

Монополистическая

конкуренция

количество фирм на рынке

множество независимых

одна крупная

несколько крупных

достаточно много

тип

продукта

стандартизированный

уникальный

стандартизированный

дифференцированный

контроль над ценой

отсутствует

полный контроль

влияние ценового лидера

влияние ограничено

вход в отрасль

относительно

легкий

очень трудный

трудный

вход и выход возможны

2.3 Оценка развития холдингов в России в период 2015-2018 года

В условиях рыночной экономики холдинговые oc компании oc в oc России oc возникли oc не oc только oc в oc процессе oc приватизации, oc но oc и oc в oc результате oc интеграции oc нескольких oc организаций oc одной oc отрасли oc (например, oc нефтяные oc компании oc АО oc «Сиданко») oc или oc в oc результате oc межотраслевой oc интеграции oc (например, oc компания oc АО oc «ЛУКойл», oc распространяющая oc свою oc деятельность oc в oc нефтяной oc отрасли, oc сфере oc машиностроения, oc фармацевтики oc и oc прочих). oc

Однако oc реальные oc холдинговые oc структуры oc в oc отечественной oc экономике oc демонстрируют oc разную oc эффективность. oc Крупнейшие oc российские oc холдинги oc дают oc примеры oc как oc успешного oc приспособления oc к oc новым oc экономическим oc условиям oc (ПК oc «ЛУКойл»), oc экспансии oc на oc внешних oc рынках oc (РАО oc «Газпром»), oc так oc и oc кризисного oc состояния oc даже oc при oc широком oc экспорте oc производимой oc продукции oc (РАО oc «Норильский oc никель»). oc


Финансовая oc независимость oc холдинговых oc компаний oc заключается, oc в oc частности: oc в oc повышении oc устойчивости oc бизнеса, oc управлении oc рисками, oc обеспечении oc безопасности oc основных oc имущественных oc активов oc объединения. oc Рискованные oc операции oc могут oc быть oc перенесены oc в oc дочерние oc общества, oc поскольку, oc будучи oc самостоятельными oc юридическими oc лицами, oc они oc несут oc ответственность oc по oc своим oc обязательствам oc только oc принадлежащим oc им oc имуществом. oc Стратегия oc ограничения oc рисков oc предусматривает oc размещение oc основных oc ликвидных oc резервов oc холдинговой oc компании oc в oc специально oc созданных oc для oc этих oc целей oc структурах. oc В oc возможности oc централизации oc целого oc ряда oc функций oc и oc тем oc самым oc экономии oc управленческих oc затрат. oc

Как oc правило, oc функциональное oc распределение oc обязанностей oc между oc основным oc и oc дочерними oc (зависимыми) oc обществами oc происходит oc таким oc образом, oc что oc в oc сфере oc внимания oc основного oc общества oc оказываются oc такие oc полномочия, oc как oc планирование, oc организация oc финансовых oc потоков, oc централизованный oc бухгалтерский oc учет, oc правовое oc обеспечение, oc кадровая oc политика, oc информационное oc обеспечение, oc статистика, oc возможно, oc маркетинг oc и oc организация oc сбыта. oc В oc обеспечении oc единого oc внутри oc холдинговой oc компании oc налогового oc и oc финансового oc планирования. oc Корпоративные oc схемы oc налогового oc планирования, oc направленные oc на oc снижение oc налоговых oc потерь, oc могут oc быть oc основаны, oc в oc частности, oc на oc «трансфертном» oc ценообразовании. oc в oc обеспечении oc конфиденциальности oc контроля. oc В oc холдинговой oc системе oc организации oc предпринимательской oc деятельности oc на oc верхушке oc «холдинговой oc пирамиды» oc может oc быть oc общество, oc созданное oc отдельными oc лицами, oc чей oc реальный oc контроль, oc осуществляемый oc через oc органы oc управления oc основного oc общества, oc практически oc скрыт oc и oc может oc быть oc выявлен oc только oc через oc систему oc аффилированных oc лиц. oc

На oc стыках oc различных oc отраслей oc часто oc возникают oc сложные oc процессы oc в oc денежных oc потоках. oc Для oc их oc эффективного oc развития oc и oc управления oc необходимы oc концентрация oc ресурсов oc и oc объединение oc усилий oc предприятий oc и oc организаций oc различной oc отраслевой oc принадлежности, oc вследствие oc чего oc возникла oc необходимость oc создания oc специальных oc организационных oc форм oc управления oc межотраслевого oc характера.[6]


На oc сегодняшний oc день oc можно oc рассмотреть oc статистику oc деятельности oc холдинговых oc компаний oc по oc отраслям oc в oc процентном oc соотношении oc в oc приложении.

В oc рамках oc темы oc рассматриваются oc примеры oc быстро oc растущих oc компаний, oc достигших oc успеха oc благодаря oc внедрению oc новых oc технологий, oc разработке oc уникальных oc по oc тем oc или oc иным oc характеристикам oc продуктов, oc правильному oc выбору oc целевых oc сегментов oc и oc стратегии oc продвижения oc на oc рынок oc – oc иными oc словами, oc нашедшими oc способы oc более oc эффективно oc использовать oc имеющиеся oc ресурсы.

На 2018 год выделяют 10 самых крупных холдинговых компаний:

    1. ОАО «Газпром»
    2. ОАО НК «Роснефть»
    3. ОАО «ЛУКОЙЛ»
    4. ОАО «НОВАТЭК»
    5. ОАО«Норильский никель»
    6. ОАО «Сбербанк России»
    7. ПАО «Магнит»
    8. ОАО «Банк ВТБ»
    9. ОАО «Сургутнефтегаз»
    10. ОАО «Газпром нефть»

В данной работе мы рассмотрим работу крупнейшего холдинга ОАО «Газпром».

ОАО «Газпром» - крупнейший поставщик на российском рынке СУГ. Доля компании в общем объеме поставок СУГ на коммерческий сектор внутреннего рынка РФ в 2017 году составила 31,43 %, доля на рынке реализации нефтепродуктов в РФ – 5,46%. В 2015 году компания вышла на рынок гелия. С 1 января 2015 года АО «Газпром газэнергосеть» является единым оператором ПАО «Газпром» по реализации гелия на территории Российской Федерации.

В течение 2011-2018 годов холдингом «Газпром» и его структурами было куплено и арендовано около 250 тыс. кв. м офисных площадей в Санкт-Петербурге (включая сделку с бизнес-центром «Фландрия Плаза»). Иногда сделки совершались в отношении всего здания (наиболее знаковые примеры – «Тринити Плейс», «Электро», «Аэропортсити», Eightedges), иногда – путем аренды части здания и дальнейшего постепенного расширения площадей («Арена Холл», Pulkovo Sky). В 2015 году газовый холдинг инвестирует более 1,2 миллиарда рублей в разработку проектно-сметной документации и строительство газовых сетей городов Уссурийск, Врангель, Большой Камень, Дальнереченск, Спасск-Дальний и Владивостока, а также шести газопроводов-отводов к этим ГРС общей протяженностью 128,8 километра и еще семи межпоселковых газопроводов общей протяженностью 43,5 километра. В первом квартале 2016 года газовый холдинг намерен подготовить обоснование инвестиций в проект строительства завода по сжижению природного газа в районе Владивостока, который предполагается реализовать совместно с консорциумом японских компаний.

По данным на 31 января 2018 года, акционерами компании являлись:


— государство в лице Росимущества (56,373 %), ОАО «Роснефтегаз» (16,74 %), ОАО «Росгазификация» (0,889 %);

— Прочие зарегистрированные лица (23,043 %).

E.ON Ruhrgas (дочерняя компания E.ON) контролирует 6,43 % акций «Газпрома», компании, дружественные Алишеру Усманову, — 1,5 %, ГНК «Нафта-Москва» — 4,5 %, «Интеко» — около 1 %, Deutsche UFG — около 3 %. Акционерами «Газпрома» также являются его председатель правления Алексей Миллер (0,0027 %), а также топ-менеджеры Александр Ананенков (0,002 %), Андрей Петров (0,004 %).

Государству принадлежит 73 % акций «Газпрома» (январь 2018, с 2004 по 2015 50+1 акция, до 2004 — лишь 38,37 %). Согласно списку аффилированных лиц «Газпрома», на 31 декабря 2005 аффилированным с ним компаниям принадлежало 7,79 % акций, из них на балансе «Газфонда» — 3,16 %, Газпромбанка — 1,1 %. У «Нафта-Москвы» — 5,3 %, E.ON Ruhrgas контролирует 6,5 %, клиенты Deutsche Bank и ОФГ контролируют более 3 %, фонд Vostok Nafta — 1,3 %.

E.ON продал свой пакет акций

В настоящее время «Газпром» является крупнейшей по капитализации компанией России. Капитализация компании поднялась с $7,5 млрд на 1 сентября 2000 года до $347,6 млрд на 8 мая 2008, при этом «Газпром» стал третьей по этому показателю публичной компанией в мире на тот момент. К 9 сентября 2008 года капитализация компании снизилась до $191,76 млрд. 1 сентября 2009 года капитализация «Газпрома» составила $122,0 млрд. По состоянию на конец 2011 года капитализация компании увеличилась до $128 млрд. По данным журнала The Economist за период 2008—2016 (июль) капитализация корпорации уменьшилась с $367 млрд до $78 млрд. [7]

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ХОЛДИНГОВ КАК ФОРМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Сформировавшиеся в РФ различные виды oc корпоративных oc объединений, oc оказывают oc огромное oc влияние oc на oc развитие oc отечественной oc финансовой oc системы oc и oc на oc состояние oc российской oc экономики oc в oc целом. oc Их oc деятельность, oc наряду oc с oc положительным oc влиянием, oc формирует oc и oc множество oc проблем.

С oc точки oc зрения oc государственных oc интересов oc в oc составе oc комплекса oc проблем oc можно oc выделить oc следующие oc блоки: