Файл: Анализ стратегии ценовой дискриминации в отрасли (Понятие ценовой дискриминации, ее особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка дискриминации . В ряде стран ее виды запрещены . Например, в США закон не фирмам товары крупным по ценам, уровень ниже цен, установившихся в торговле ( не допустить разорения магазинов). В Канаде ценовая дискриминация в тех , когда одного качества и продаются по разным .

3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИЕЙ

дискриминация является из главных тем дискуссий, и исследований в маркетинге, в и теории рынков. Она представляет явление, при котором продажа одного и же товара по ценам при неизменности . Основной вклад в данной теории английский А.А Пигу, описавший в «Экономическая теория » абсолютною, количественную и дискриминацию. Так, при дискриминации первой , корпорация имеет достоверную информацию о . При второй - не может различать между собой, вынуждена найти , чтобы покупателей в такие , чтобы они «сортировали» сами. При третьей - знает покупательной способности между группами, но не распределение внутри при выявлении , к которой будет, потребитель, поставщик на его поведении. Поэтому, уделяется изучению психологических , которыми обусловлены покупателя в условиях дискриминации. же, производители основываются на приобретенном опыте и логике.

   Оценить ценовой для общества крайне . Неоднозначность, с которой большинство экономистов при проблем , связана с тем, что это понятие одновременно к экономической , и к этике и чаще одно не другому. Не смотря на это, место в теориях занимают концепции распределения между различными группами и индивидами, же цели преследует и политика , поэтому будет , как ценовая дискриминация на доступность к благам слоев . Анализ действия вида ценовой на благосостояние того или субъекта, сделать вывод влияния на общество.

   Модель совершенной ценовой дискриминации применяется при определении продавцом субъективной цены каждого конкретного покупателя. В жизни чаще встречается в индивидуальной предпринимательской деятельности (врачи, юристы, психологи) или в форме ценообразования на получение клубных благ, т.е благ, которые включают в себя две части – уплату потребителем взноса за право доступа к использованию блага, и цены непосредственного потребления товара. Примером могут служить различные парки отдыхов, в которых помимо всего прочего установлены аттракционы. Так, необходимо сначала оплатить символическую сумму за вход в парк, а далее за каждый аттракцион отдельно. Таким образом, то, что выигрывает потребитель в качестве низкой платы за доступ к источнику продажи блага, он теряет в качестве цены покупки товара или пользованием этим благом. Так или иначе, вход в парк доступен для подавляющей части населения, что удовлетворяет спрос людей с разным уровнем дохода, а как будет происходить сам отдых, зависит уже от предпочтений человека. Абсолютная ценовая дискриминация помогает разным слоям населения получить доступ к равным услугам, а производитель получает максимально возможную прибыль.


Ценовая дискриминация стала нормальным (привычным) явлением, но многие люди считают её несправедливостью. Существуют законы, которые регулируют или запрещают некоторые виды ценовой дискриминации. Но ответить с уверенностью о том, что ценовая дискриминация отрицательна во всех смыслах будет не правильно. Люди должны свыкнуться с данной реальностью, так как полностью искоренить ценовую дискриминацию невозможно.

Современные оценки эффекта регулирования ценовой дискриминации с позиции реализации промышленной политики и создания институциональных условий экономического роста являются противоречивыми. Так, с одной стороны установление различных цен на схожие товары или услуги существенным образом может ограничивать конкуренцию как непосредственно на рынке реализации товара, так и на смежных рынках. С другой стороны, возможность реализации одного товара по различным ценам может расширять предложение и, как следствие, увеличивать выпуск продукции.

Также, на эффективность регулирования ценовой дискриминации оказывает влияние множество факторов - например, существенные различия в видах ценовой дискриминации, развитие во входных барьерах на рынок. Так, с позиции антимонопольного права достаточно сложно оценить поведение участников рынка как создание дискриминационных условий, ограничивающих конкуренцию на рынке обращения товара или услуги или смежных рынках.

С позиции реализации промышленной политики, в России два регулятора реализуют полномочия в области предотвращения ценовой дискриминации - Федеральная служба по тарифам России и Федеральная антимонопольная служба России. Первые, устанавливая ставку тарифа для всех потребителей, ограничивают рыночное поведение субъектов естественных монополий. Антимонопольное законодательство прямо запрещает действия фирм, находящийся в доминирующем положении по дискриминации потребителей, в том числе и путем необоснованного установления различных цен на один товар. При этом, данные действия регулируются антимонопольными органами.

Однако в целом методология оценки регулирующего воздействия на состояние реального сектора экономики ограничена. Так, согласно статьи 10 Закона № 135 «О защите конкуренции» запрещается создание дискриминационных условий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, при этом отдельные виды дискриминации не раскрываются. С целью регулирования всех видов дискриминации используются иные положения статьи 10 Закона № 135 «О защите конкуренции», например, установление монопольно высоких цен.


Согласно самому общему определению, осуществление ценовой дискриминации возможно в условиях разделения покупателей по группам в зависимости от эластичности спроса. Согласно порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, к отдельным рынкам можно отнесли реализацию товара и услуги покупателям, отличающимся по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые приобретатели и розничные приобретатели), - по месту приобретения товара, - по предъявляемым к товару требованиям, по особенностям поведения на товарном рынке и иным признакам. То есть группу покупателей можно рассматривать как потребителей, действующих на отдельном рынке и, соответственно, расследовать на данном рынке возможные нарушения антимонопольного законодательства. Например, установление монопольно высокой цены на продукцию или услуги, по сути, являющиеся ценовой дискриминацией отдельной группы потребителей. Однако возможности регулирования весьма ограничены.

С целью поиска инструментов совершенствования проанализируем систему регулирования ценовой дискриминации в Европейском союзе (ЕС). Так, при указании запрета на ценовую дискриминацию в практике её регулирования определяется несколько типов практик ценовой дискриминации. К ним относятся скидки определенным группам потребителей, «связные» продажи, а также установление различных цен внутри и вне группы лиц продавца. Значимое место в практике регулирования ценовой дискриминации занимает вопрос влияния указанных действий на конкуренцию.

Нормативно, вопросы ценовой дискриминации регулируются статьей 82 (с) Договора о Евросоюзе. При этом указывается, что запрещаются действия одной или нескольких фирм, занимающих доминирующее положение, заключающееся «в применении различных условий к эквивалентным операциям обмена к различным контрагентами, которые могут привести к потере ими конкурентного преимущества». При этом различные методы оценки и регулирования ценовой дискриминации основываются на базовом принципе применения ценовой дискриминации - максимального снижения излишка потребителя. Следует отметить, что в практике применения статьи 82 (с) Договора о Евросоюзе применяется положение «a priori», то есть действия по ущемлению интересов потребителей запрещены в принципе, вне зависимости от факта нанесения ущерба, что лежит в основе решений Комиссии Евросоюза по рас- смотрению фактов нарушения антимонопольного законодательства.

Со времени принятия Договора о Евросоюзе Еврокомиссией был рассмотрен ряд дел о нарушении антимонопольного законодательства, связанного с ценовой дискриминацией. Так, по факту установления различных цен на один товар (услугу) были рассмотрены дела в отношении авиакомпании British Airways, а также Irish Sugar. В частности, было доказано, что британская авиакомпания устанавливала различные цены на авиабилеты для агентов в течение нескольких лет. Оптовая компания по реализации сахара Irish Sugar предоставляла скидки крупным оптовикам.


По факту необоснованного установления различных цен покупателям различных регионов (иначе определяется как «пространственная дискриминация») - в отношении компании Tetra Pak, по факту установления цен вертикально-интегрированными компаниями для контрагентов внутри и вне группы лиц - по отношению к аэропортам Португалии и Испании, которые являлись базовыми для авиакомпаний.

Однако практика ЕС регулирования ценовой дискриминации имеет также существенные ограничения. Например, при рассмотрении дел Еврокомиссией не учитывается положительное влияние ценовой дискриминации на экономический рост за счет включения экономических ресурсов. Практика ЕС указывает на то, что применение принципа «a priopri» имеет свои ограничения. Так, отсутствие определенных регуляторами правил, дающих возможность предоставлять скидки на услуги наземного обслуживания в аэропортах, не позволяет в Российской Федерации осуществлять развитие деятельности низкобюджетных авиакомпаний, основной статьей расхода которых является сокращение затрат на обслуживание в аэропорту за счет уменьшения количества услуг и снижения их стоимости.

Таким образом, практика ЕС может быть учтена при совершенствовании системы антимонопольного регулирования ценовой дискриминации в России при учете дополнительных экономических эффектов её реализации. Так, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства следует рассматривать не только все виды ущерба, но и возможные выгоды, а также системно рассмотреть случаи исключения некоторых видов ценовой дискриминации в рамках осуществления программ развития отдельных регионов или отраслей.

Заключение

В заключение работы хотелось бы подвести итоги, сделать некоторые общие выводы и дать рекомендации к развитию и совершенствованию ценовой политики в российских экономических условиях.

В ходе работы было определено понятие ценовой дискриминации как установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. Но необходимо отметить, что не всякое различие цен является дискриминационным, а единая цена не всегда свидетельствует об отсутствии ценовой дискриминации.

Из изученных видов (степеней) ценовой дискриминации можно выделить основные:

совершенную дискриминацию – трудноосуществимую идеальную для монополиста ситуацию, когда цена каждой единицы продукции устанавливается на уровне цены рыночного спроса именно этой единицы;


ценовую дискриминацию в зависимости от объемов покупок, характеризующуюся самоотбором, что в практике зачастую принимает форму ценового дисконта, скидок;

и ценовую дискриминацию в зависимости от групп потребителей.

Как показало исследование, ценовая дискриминация может возникнуть при нарушении конкурентных отношений, но для этого фирме необходимо обладать определенной силой власти на рынке, уметь выделять группы потребителей и первоначальные покупатели не должны иметь возможность перепродажи продукции.

В рыночной экономике ценовая дискриминация нередко используется фирмами. В ряде случаев она носит систематический характер, когда фирма-монополист классифицирует потребителей по вкусам, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и реализует свои товары согласно этой градации. Однако чаще всего к ценовой дискриминации фирмы прибегают по мере необходимости в ходе конкурентной борьбы с целью привлечения дополнительных покупателей: устанавливают скидки на крупные оптовые партии, дают предпочтение первым покупателям товара и т.п.

В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Здесь нет места для административного, принудительного установления цен, часто допускающего волевые решения, искажающие реальное положение дел в экономике. Но государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен, проводя соответствующую налоговую политику. Государственные органы могут устанавливать предельный уровень цен. Органы управления – принимать меры, направленные на развитие конкуренции и др. Большую роль в этом должна отводиться местным органам управления. Все мероприятия в данной области должны быть закреплены законодательными актами.

Список ЛИТЕРАТУРЫ

Словарь по экономике и финансам: http://slovari.yandex.ru/dict/glossary/.

Гальперин В.М. Микроэкономика – СПб.: «Экономическая школа», 2006.

Колтынюк Б.А. Инвестиции. Учебник. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2003.

Котлер Ф. Маркетинг менеджмент-курс. – М.:2005.

Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебник. – М.: "МаркетДС", 2005.

Пигу А. Экономическая теория благосостояния. – М.: "Прогресс", 1985.

Сафрончук Микроэкономика. Курс лекций. - М.: "Теис", 2007.

Ценовая дискриминация // Русская школа управления маркетинга. - http://www.rshm.ru/glossary/glossary.php?article=132