Файл: Анализ стратегии ценовой дискриминации в отрасли (Понятие ценовой дискриминации, ее особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обсуждение условий дискриминации обычно в теории монополии, это – не единственная рыночная , в которой встречается явление. фирма, способная цену на свою , если она в состоянии потенциальных в зависимости от эластичности ими спроса, а эти последние в лишены возможности свою , рано или поздно с искушением воспользоваться ценовой дискриминации.

, что выгоды дискриминации иногда и для продавцов конкурентных . Так, продавец на базаре назначить на товар разную , торгуясь и оценивая покупателя на глаз.

дискриминация на одном из следующих :

- особенности потребителей (, статус и т.д.);

- время (сезонные, цены и т.п.);

- специфика (цены без упаковки, с и подарочной упаковкой);

- покупки ( для различных географических и их сегментов при условии, что масса потребителей не в перемещаться из сегмента в другой).

2. Виды (степени) ценовой дискриминации

2.1. Осуществление ценовой дискриминации

Пигу в 1920 г. разделить известные ценовой дискриминации на три . Ценовая дискриминация быть , второй и третьей .

Ценовая дискриминация степени (first-degree discrimination) , что монополист продает единицы выпуска по ценам и эти цены быть для разных индивидов. случай иногда случаем совершенной  дискриминации. ценовая дискриминация , что монополист знает каждого потребителя и может персональный товарный или комплекс услуг. потребительский излишек при присваивается . Этот вид ценовой является идеализированной и, как правило, на практике не может. Ее препятствуют наличие арбитража и несовер информации.

Ценовая второй (second-degree price ) означает, что монополист различные единицы по разным , но при этом каждый , покупающий одинаковое единиц товара, одну и ту же . Таким образом, различаются для разных товара, но не для людей. распространенный этого — оптовые . Этот вид ценовой похож на совершенную дискриминацию, но . Практикующему ценовую второй степени удается присвоить не потребительский , а только какую-то его .

Ценовая дискриминация степени (third-degree discrimination) место тогда, монополист продает различным людям по ценам, каждая единица , продаваемая данному , продается по одной и той же . Это наиболее форма ценовой ; ее примеры включают пожилым гражданам, и т.д. монополист может разделить на группы, а цена товара будет для потребителей, к разным категориям, но не изменяться для каждого из при покупке им разного товара или . Такая ценовая также приводит к частичному захвату ьского производителем.


Цены же на могут различаться в от:

— качества товара или ;

— объема (скидки оптовым );

— дохода покупателя, он известен продавцу;

— покупки ( или ночное время, или

выходные, разгар или сезона и т. д.).[4, .260]

Рассмотрим каждый вид ценовой , его механизм.

Как уже было , возможностей для существования ценовой в реальной жизни нет. Чтобы рассмотреть вид ценовой дискриминации подробно, предположить, что отсутствует , и производитель обладает информацией о каждом из своей , ему известны кривые каждого потребителя (т. е. он их готовность платить). Так как в это вряд ли , то ценовая дискриминация степени является по части теорет ситуацией.

монополист имеет проводить ценовую , то он увеличивает свою еще больше за потребителей, захватывая излишек целиком или . При ценовой дискриминации степени он получать весь тот , который существовал бы на конкурентном рынке.Данный вид дискриминации персональное и межличностное цен спроса. Исходя из ее нередко называют ценовой .

Ценовая дискриминация степени представлена на .1

Рис.1 Совершенная дискриминация

выпуск монополии в точке L при пересечении предельной выручки и затрат (МС и MR) и Q'2 при цене Р2. Излишек равен площади Р2* AL, продавца равен CP2*LE2. присваивает себе потребительский излишек , который при совершенной , при объеме Q2 был бы присвоен покупателем.

монополист не может полной информации о спроса возможных покупателей блага, этот вид дискриминации в чистом невозможен. приближение к чистой дискриминации возможно при количестве покупателей, каждая блага выпускается по конкретных .

Мы истолковали ценовую первой как продажу каждой товара по максимальной из возможных. Однако также ее и как продажу постоянного товара по цене " — плати, хочешь — ". Совершенная дискриминация — это идеализированная , о чем говорит слово "", но она представляет теоретический , поскольку пример иного, конкурентный рынок, размещения ресурсов, достижение по Парето. В жизни совершенной ценовой встречается очень . Наиболее мог бы быть, скажем, : врач, практикующий в городке и назначающий пациентам цены в зависимости от их платить.

Следовательно, между общей монополиста ( покупателей) принимают характер, а цены нелинейным, или многоставочным . При этом ценовой дискриминации группируются в определенные , на каждую из которой различные . На практике этот вид дискриминации проводится в скидок и надбавок на благ. При виде ценовой блага группируются в партии, на каждую из устанавливаются цены. Чтобы верные цены, должен знать спроса ; иными словами, должна быть точная готовность каждого . Даже если и знает что-то о распределении готовности , например, , что студенты колледжа заплатить за билеты в меньше, чем хиппи, - хиппи от колледжа в очереди за может быть . Один из способов эту проблему в том, чтобы предложить на два разных сочетания и количества. Одно должно ориентировано на индивида с спросом, а другое – на с низким спросом. монополист способен составить сочетания цены и , которые побуждают выбрать , придуманное именно для них; жаргоном экономистов, составляет такие цены и , которые побуждают к самоотбору. На практике часто стимулирует самоотбор не количества товара, а его . Хорошим примером рода является с установлением цен на перевозки. Авиалиниями США предлагаются два вида . Один вид билетов – без : этот без ограничений привлекателен для лиц, в деловые поездки, их планы относительно могут измениться. Другой предусматривает несколько : пассажир должен в пути на ночь, должен билет заранее, за 14 , и т.д. Наличие этих делает билет менее для лиц, отправляющихся в деловые , т.е. для пассажиров с высокой платить, для туристов эти ограничения все же . В конце концов тип пассажира выбирает тот тарифа, предназначался именно для , и авиалиния получает больше прибыли, чем при каждого по одинаковой цене.


дискриминацию второй проиллюстрируем на рис. 2

Рис. 2. Ценовая второй

На рис. 2 весь выпуск монополист разделил на три и каждую реализует по ценам. , что первые Q1 единиц будут продаваться по Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по Р2, следующие Q3 - Q2 - по цене Р3.

Таким , общая выручка от реализации Q1 единиц равна прямоугольника OP1AQ1, от Q2 единиц - площади OP1AKBQ2, от реализации О3 - площади заштрихованной фигуры. Из рис. 29.2 , что выручка от реализации О3 по единой цене Р3 площади OP3CQ3, a площадь Р3Р1AKBL (потребительский ) присвоен монополистом из ценовой второй степени. незаштрихованных треугольников под спроса - это та доля потребителя, не присвоил монополист.

проведения ценовой второй степени Г. Штакельберг: « выручка от продажи , кромепоследней, партии равняться цене партии, а выручка от продажи партии — предельным ».

Дискриминация второй нередко в форме ценового , или скидок (на объем ; кумулятивные скидки - билет на дороге; дискриминация во - различные цены на , дневные, вечерние в кино; абонементной платы в с пропорциональной оплатой купленного блага).

дискриминация степени предполагает, что лицам благо по разным ценам, но единица , приобретаемая конкретным , оплачивается им по одинаковой . Если при ценовой первых степеней предполагалось благ на группы, то в ценовой дискриминации степени разделение самих на группы или рынки, где ются свои продажи[. дискриминация третьей также предполагает, что, монополисту и известны каждой потребителей, информации о том, предпочтения конкретных , и как предпочтения распределяются групп, у нет. Это означает, что производитель не осуществлять дополнительно покупателей на каком-либо сегменте дискриминацию ни первой, ни степени. Поэтому на отдельно взятом он будет единую для всех из данной группы . При этом на рынках с эластичностью будет установлена низкая цена, и, , на рынках с меньшей цена выше.

На рис. 4 показана дискриминация третьей на двух рынках. Оба имеют вертикальную ось. Предельные (МС) постоянны. На рынке фирма-монополист, прибыль при MR = МС, устанавливает более цену (P1), по спрос на ее блага эластичен.

Рис. 4. дискриминация третьей

Ценовая дискриминация применяется западными . Во многих она осуществляется регулярно, систематизируют потребителей по , доходам, возрасту, жительства, работы и продают блага в соответствии с градацией.


Место ценовой дискриминации в современной экономике

дискриминация встречается во сферах , в том числе и . некоторые примеры.

В года расследование ценообразования на в крупнейших европейских у стоимость на одни и те же весьма в разных странах.

дискриминации степени соотношение цен на экспортируемую на рынке и на России. что после торговли в 1992 г. цены товаров, служат экспорта из , быстро расти и к гг. по товаров среднемировой . что сырьевые товары крупными значительной властью. на рынок, такие с гораздо числом , на внутреннем . Это что с точки зрения спроса на рынке , чем на В этом случае требует, на внутреннем назначал цену.

Железнодорожные снижают билетов на для и пожилых, тем остальную часть так как, , что студентов или стариков ничуть не чем транспортировка .

магазины распродажи своих по ценам, это может как тех лиц, которые не узнать о , и покупать те же по обычной цене.

услуг не только для людей внутри но и по . При чем в одних дискриминация а в других – нет. тип ценовой с эластичностью по Под эластичностью спроса по отношение в процентах к изменению E(x,y) = dln(x)/dln(y)). И как раз из-за того, что при ценах спрос в России , то есть не сильно при изменении цены, им, для прибыли Третьяковской , Калининградского или Эрмитажа предлагают в несколько раз большие, чем . В то время как для обычного посетителя даже при цене в 100 очень эластичен по , поэтому подняв , например, до 150 , Третьяковка может проиграть в прибыли, очевидно зависит как от , так и от цены.

Тем не , если ущерб при видах ценовой незначителен и редко замечен дискриминируемыми, то в случае с ценовой дискриминации в продажи и транспортировки , масштабы и прибылей могут астрономических размеров.

Филипс\Louis Phlips, книги " ценовой дискриминации"\The of Price Discrimination, , что для того, чтобы или компания в состоянии эффективно ценовую дискриминацию, она удовлетворять трем критериям. , она должна иметь возможность влиять на цен. Во-вторых, необходимо разграничить рынки с различными ценовой эластичности. , необходимо создать , при которых от одного покупателя товара, которому он дешевле, другому, практически . Хорошим примером служить ценовая Саудовской Аравией стран, от импорта саудовской .

Многочисленные исследования , что Саудовская Аравия использует надбавки при поставках азиатским странам (, Тайвань, Китай, , Южная ). Результаты многих были сведены в масштабном докладе, японским Энергетической Экономики\Institute of Economics of Japan. Как , в 1991-2002 годы страны в переплачивали $0.94 за баррель нефти по с европейскими и американскими . После года разрыв цен еще увеличился и достиг


Государственная нефтяная Saudi (полное название Arabian Oil Company, крупнейшими в мире запасами и является крупнейшим в поставщиком нефти) при цены на нефть для трех - Европы, Америки и - назначает более цену для азиатских . При этом выражены в условиях FOB ("Свободно На Борту"\Free on , в русском языке используется "Франко Борт"), что , что продавец обязан поставить продукт на судна в собственном порту, а за судна, также как и за всю дальнейшую , платит покупатель. для всех нефти, которым доставляется танкерами, Aramco должна одинаковые .

Институт Публичной имени Бейкера при Райса\James A. Baker for Public of Rice University, исследование "Будущее Ценовой Дискриминации"\The of Saudi Disrcimination, отмечает, что конечная цена нефти, доставленной в , должна ниже цены же нефти, доставленной в . Однако нефть в продается , чем в Нидерланды. Подобная стала возможной, азиатские страны заложниками географического положения. Азии, практически своих месторождений , вынуждены самые близкие к источники энергии, минимизировать транспортные . Одним из для них источников нефти страны Ближнего . Поставки нефти из регионов обойдутся значительно : танкеру для того пройти расстояние от до Японии или понадобится соответственно 36 и 27 , тогда как из Саудовской он добирается до порта , соответственно, за 22 и 12 . Кроме того, нефть является чистой и содержит примесей, чем , поэтому она дороже. Так как азиатских нефтеперерабатывающих способны очищать , покупка чистой, но дорогой у западноафриканских стран не выгодной. Нефтеперерабатывающие США и Европы, , заинтересованы в получении чистой нефти, так как в своем они не способны глубокую сырой нефти, что и их менее зависимыми от Аравии (но более от Нигерии). В , ближневосточные страны больше нефти, чем в состоянии импортировать. Все переправляются на и американские рынки.

В "Будущее Саудовской Дискриминации", отмечается, что Аравия от времени успешно на мировые цены нефти, особенно в , когда спрос на нефть превышал предложение. Тем не , даже когда рыночная складывалась не в пользу Аравии, она зачастую все могла контролировать цен в некоторых , что и создавало условия для дискриминации. Так как Азия зависит от поставок нефти, чем и США (15% нефти, в Азии, добывается в Аравии, на американском и рынках саудовской нефти не 8%), то влиять на цены, , легче именно в . Ныне Саудовская Аравия и в состоянии быстро объемы нефтяного в Азию и, , имеют  возможность на цены. Саудовская была в состоянии за тем, чтобы ее нефти не перепродавали ее . Так, саудиты отказываются нефть компаниям, не будут ее сами. Единственным лишить Саудовскую отказаться от дискриминационной , является - вход на азиатский рынок других . Однако и в этом Саудовская сможет применять дискриминацию достаточно время.[8]