Файл: Специальные права заимствований и перспективы мировых валют.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время назрела острая необходимость в реформировании мировой валютной системы. Главная цель такого процесса – обеспечить стабильность и управляемость мировой валютной и финансовой систем. В связи с этим следует учитывать, что предпосылками эффективного регулирования любой системы выступают объективные, устойчивые связи между ее элементами. Поэтому возможность регулировать экономику на национальном и международном уровнях определяется наличием в ней стабильных связей благодаря сохраняющимся величинам, которые позволяют количественно оценивать показатели ее последующей эволюции. В частности, эти сохраняющиеся величины обусловливают прогнозируемость системы, то есть возможность предвидеть направления ее дальнейшего развития.

Человечество давно научилось создавать искусственные сохраняющиеся величины, позволяющие поддерживать относительную стабильность общественной денежной единицы, отражающей масштаб цен, что также фактически означает введение в экономическую систему искусственного показателя. В сфере международных валютно-кредитных отношений примером искусственного показателя выступают специальные права заимствования (Special Drawing Rights – SDR). SDR - международный резервный актив, а также искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое и применяемое внутри МВФ. Специальные права заимствования используют для регулирования сальдо платёжных балансов, пополнения резервов, выплат по кредитам и рассчитывают на основе ключевых валют/

Роль специальных прав заимствований в организации международных валютных отношений остается в современных экономических условиях важной проблемой международной валютной системы. Опыт использования в мировой экономике этого показателя вряд ли можно считать успешным. Исторически, заменив золото в расчетах, данные резервные средства планировались для использования в разных аспектах кредитования и расчетов, но более сильные позиции отдельных валют не позволили это сделать. Все это подтверждает актуальность темы исследования.

Предметом данного исследования являются современные тенденции трансформации международной валютной системы (МВС), обусловленные важными сдвигами в структуре мировой экономики и инспирированные глобальным финансово-экономическим кризисом.

Объектом исследования выступают специальные права заимствований как международный резервный актив и искусственное резервное и платежное средство, применяемое внутри МВФ.


Тема исследования представляет большой интерес в современной науке международных финансов, в тоже время характеризуется недостаточной разработанностью. Комплексных исследований, посвященных вопросам SDR, не существует. Лишь отдельные вопросы данного института международных финансов рассматриваются в учебных пособиях по финансам и кредиту, по международным финансовым отношениям, в статьях в периодических источниках и в сети Интернет, в рамках исследований направлений и путей реформирования международной валютной системы. Таким образом, рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью данной курсовой работы является оценка текущего состояния специальных прав заимствования и возможных перспективы их будущего использования.

Для достижения поставленной цели сформулирован ряд задач:

1. рассмотреть процесс становления и развития SDR как системы универсальных кредитных мировых денег;

2. определить особенности распределения SDR государствам – членам МВФ и механизм использования SDR;

3. провести анализ динамики структуры и курса SDR;

4. исследовать возможные последствия включения китайского юаня в корзину SDR;

5. выявить проблемы и перспективы развития SDR.

Реализация поставленных задач раскрывается в структуре работы, включающей введение, две главы, заключение и список использованных источников.

1. Специальные права заимствований в теории международных финансов

1.1 Становление и развитие SDR как системы универсальных кредитных мировых денег

Специальные права заимствования (Special Drawing Rights – SDR) – это искусственно образованные международные резервные средства, эмитируемые Международным валютным фондом, которые предназначены для управления сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов, расчетов с МВФ. Они существуют только в безналичной форме в виде записей на банковских счетах, соответственно выпуска банкнот не было [10].


SDR возникли в рамках необходимости решения актуальной проблемы, относящейся к корректировкам конфигурации МВС, а именно выбора международно признанного исполнителя (носителя) функций мировых денег (world money, global money). Известно, что в результате международной конференции в Бреттон-Вудсе (США, июль 1944 г.) эта роль (вследствие главенствующего положения США в мировой экономике) закрепилась за американским долларом, который стал доминирующей международной резервной валютой. В 1975 г. на его долю в общем объеме мировых официальных валютных резервов приходилось почти 4/5 [12, с. 22].

Привилегированное положение доллара в мировой валютной системе дает США большие односторонние преимущества. В отличие от остальных государств они обладают уникальной возможностью расплачиваться с зарубежными партнерами, т. е. покрывать дефицит платежного баланса с ними своей национальной валютой, выпуск которой в обращение регулируют по собственному усмотрению сами американские власти [11, с. 47]. Выходит, что страны – партнеры США выступают по отношению к ним как бы «кредиторами поневоле»: США получают от них реальные ценности, а этим странам, получающим в качестве платежа долларовые авуары, приходится самим же и финансировать американские заграничные расходы.

Особо следует отметить то, что роль доллара в качестве ведущей международной валюты позволяет США осуществлять в значительной мере не зависимую от состояния их платежного баланса макроэкономическую политику. Покрывая свои заграничные расходы долларами, США могут позволить себе дольше других стран существовать с дефицитом платежного баланса, не заботясь до поры до времени о его устранении. Демонетизация золота в 1970-е гг. и утвердившийся вследствие этого «долларовый стандарт» существенно расширили для Вашингтона рамки реализации своего рода «стратегии бездействия» во внутренней экономике, т. е. терпимого отношения к дефициту платежного баланса, избавили его от необходимости немедленно предпринимать из-за возникновения этого дефицита обременительные дефляционные меры [7, с. 46].

На первоначальном этапе разработки плана реформирования развалившейся в 1971–1973 гг. Бреттонвудской валютной системы, который был основан на кейнсианской концепции «управляемой валюты» (managed currency), ставилась цель кардинальной перестройки системы международной ликвидности.

Известный экономист, профессор Йельского университета (США) Роберт Триффин (Robert Triffin) выступил еще в конце 1950-х – начале 1960-х гг. с обоснованием тезиса о том, что национальная денежная единица – в данном случае доллар CША – принципиально не способна играть роль мировых денег (так называемая «дилемма Триффина») [23]. Отсюда следовал вывод: в условиях растущей интернационализации экономики необходимо сформировать наднациональную валюту, которая могла бы эффективно выступать в роли мировых денег [2, с. 21].


Распространение указанных взглядов привело к образованию в 1969 г. системы «специальных прав заимствования» – СДР (Special Drawing Rights, SDR).

Согласно внесенному в Статьи соглашения (устав) МВФ дополнению («первая поправка»), Фонд получил полномочия наделять государства-члены пропорционально их квотам в МВФ ликвидными платежными средствами в форме SDR для того, чтобы «удовлетворять долгосрочную глобальную потребность в пополнении существующих резервных активов» (ст. ХVIII, раздел 1(а)) [15, с. 53].

В условиях кризиса Бреттонвудской системы первоначально планировалось сделать SDR основой международного валютного механизма, т. е. осуществить переход к «стандарту SDR». Однако из-за межгосударственных противоречий, в первую очередь позиции США, которые стремились сохранить за долларом роль доминирующей мировой валюты, концепция стандарта SDR получила отражение в ямайском уставе МВФ лишь в самом общем, декларативном виде. Государства-члены принимали на себя обязательство «сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами, имея в виду, что их политика относительно резервных активов будет согласовываться с целями содействия установлению лучшего международного надзора за международной ликвидностью и превращения СДР в главный резервный актив международной валютной системы» (ст. VIII, раздел 7) [24].

До недавнего времени никакого реального продвижения по пути перестройки структуры МВС в направлении унификации международных резервных активов на базе SDR не происходило. В Годовом отчете МВФ за 2011 г. роль SDR в международном валютном механизме была охарактеризована следующим образом: «В настоящее время SDR лишь в ограниченной степени используются как резервный актив. Их основная функция заключается в том, чтобы служить расчетной единицей МВФ и ряда других международных организаций и средством платежа для государств-членов при расчетах по их финансовым обязательствам перед МВФ. SDR не являются ни валютой, ни требованием к МВФ. В действительности они представляют собой потенциальное требование к свободно используемым валютам государств – членов МВФ» [5, с. 33].

Помимо противодействия США и некоторых других государств, отказ от доминирующего использования единой международной валюты в виде SDR объяснялся и рядом важных объективных факторов. Это, во-первых, переход основных валют на режим плавающего обменного курса, который в известной мере способствовал уменьшению не-равновесий платежных балансов, и, во-вторых, бурный рост мировых финансовых рынков, в связи с чем резко увеличились возможности обращения центральных банков и правительственных финансовых органов к ресурсам этих рынков для пополнения при необходимости их валютных резервов [11, с 48]. При таких обстоятельствах потребность в расширении централизованной эмиссии SDR теряла свою актуальность.


В последующем, в связи с глобальным финансовым кризисом, проблема роли SDR стала объектом более интенсивных дискуссий в рамках международных форумов. Подход, инспирированный кейнсианской традицией, исходит из того, что логика глобализации хозяйственной деятельности не только не соответствует функционированию национальных валют в роли мировых денег, как утверждают сторонники либеральных подходов, но, напротив, в конечном счете подрывает основы такого функционирования (если обратиться к «дилемме Триффина»). Согласно этим представлениям, глобализация на микроэкономическом уровне непременно требует адекватных изменений в сфере макроэкономической политики, в том числе в области международных отношений. Поэтому потребность в образовании мировой валютной единицы, которая выполняла бы функцию универсального средства международных расчетов, имеет объективный характер и будет так или иначе давать о себе знать [13, с. 36].

Бывший директор-распорядитель Федеральной резервной системы США Пол Волкер (Paul A. Volcker) в речи, произнесенной в Бангкоке в январе 2000 г., высказал такое суждение: «В сущности, если мы хотим иметь по-настоящему глобализированную экономику, то имела бы смысл единая мировая валюта. Это был бы мир, в котором цели экономического роста, эффективности и стабильности находятся в согласии друг с другом… Глубинные тенденции свидетельствуют о движении именно в этом направлении» [22, с. 37].

Старший советник Петерсоновского института в Вашингтоне Джон Уильямсон (John Williamson) называет три фактора, которые, с его точки зрения, обосновывают необходимость осуществления реформы механизма SDR [24, с. 42–43]. Это: (1) более справедливое (между большим числом стран), чем при нынешней системе, распределение возникающего при эмиссии резервных активов сеньоража (seigniorage); (2) возможность радикального разрешения глубинного противоречия МВС («дилемма Триффина»): в отличие от долларового стандарта, когда главным мировым заемщиком являются США и, соответственно, растущий спрос на резервную валюту чреват подрывом ее платежеспособности, при универсальной системе SDR в роли должника выступают все страны – члены МВФ, вследствие чего возникновение подобной ситуации практически исключается; (3) удовлетворение интересов являющегося главным соперником США Китая, который, испытывая очевидный дискомфорт от пребывания в зависимой от доллара США системе и не желая, чтобы юань рассматривался в качестве придатка доллара, все же не склонен видеть свою валюту и преемницей американской денежной единицы.