Файл: Специальные права заимствований и перспективы мировых валют.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В январе 2011 г. МВФ обсудил подготовленный им аналитический доклад, посвященный оценке «потенциального вклада», который механизм SDR способен внести в улучшение функционирования МВС. При этом было заявлено, что наряду с другими необходимыми мерами «повышение роли СДР могло бы способствовать долгосрочной стабильности МВС при условии создания соответствующих защитных механизмов, а также обеспечения политической приверженности и интереса со стороны частного сектора» [5, с. 34]. Были названы конкретные направления возможного воздействия SDR на повышение уровня устойчивости и эффективности МВС, а именно: сокращение потребности в заблаговременном накоплении резервов в национальных валютах; дополнительное увеличение объема надежных глобальных активов и содействие их диверсификации; уменьшение волатильности валютных курсов ведущих стран [18].

Реальное утверждение «стандарта SDR» предполагало бы выполнение этой валютной единицей трех главных функций: универсального, общепризнанного стоимостного эталона, предназначенного для определения валютных паритетов национальных денежных единиц; главного средства формирования официальных международных ликвидных резервов и ведущего интернационального платежного инструмента [3, с. 40].

В институциональном плане закрепление за SDR роли главного (в идеале единственного) резервного актива потребует образования, взамен существующего ныне евродолларового рынка, гибкого частного международного рынка, который создавал бы условия для осуществления компаниями операций по купле-продаже SDR и регулярного проведения монетарными властями на этом рынке валютных интервенций в СДР. Однако, как отмечают исследователи, на практике ни одну из названных функций в сколько-нибудь значительных объемах SDR пока не выполняют [3, с. 41].

Таким образом, SDR не имеют реального обеспечения, при этом непосредственно не выполняют функции средства платежа, не используются в чистом виде для работы по государственным обязательствам. SDR не могут быть отнесены ни к группе валют, ни к группе долговых обязательств.

Основным признаком предложенных МВФ международных валютно-счетных единиц – SDR является гарантия того, что страна-держатель может использовать их, когда у нее появится потребность в расходовании резервов. Ни МВФ, ни назначенный получатель не может чинить препятствия стране, переводящей свои SDR, ставя перед ней вопросы относительно ее политики или подвергая сомнению ее потребность в использовании SDR.


На сегодняшний день SDR, помимо расчетов между МВФ и его членами, используются 14 официальными организациями, так называемыми сторонними держателями SDR.

1.2 Распределение SDR государствам – членам МВФ и механизм использования SDR

За все время существования системы SDR было четыре волны выпуска. По статьям соглашения (разд. 1 ст. XV и ст. XVIII) МВФ имеет право распределять SDR государствам-членам в соответствии с их квотами в МВФ. Такой метод распределения дает каждому государству-члену международный резервный актив, который при этом не требует затрат и не обременен условиями. Одной из особенностей механизма SDR является то, что он самофинансируется и предусматривает взимание сборов за распределение, которые затем используют для выплат процентов по авуарам SDR [4, с. 75].

В случае если государство-член не использует никаких распределенных авуаров в SDR, сборы равняются полученным процентам. Однако если авуары государства-члена в SDR превышают распределенные ему SDR, то такое государство фактически получает проценты по избыточным авуарам. Напротив, если авуары в SDR меньше распределенной суммы, государство платит проценты с недостающей суммы. Статьи соглашения также предусматривают возможность аннулирования SDR, но данное положение никогда не использовалось [8, с. 59]. Также, согласно статьям договора, МВФ не имеет права распределять SDR самому себе или назначенным держателям [7, с. 64].

Главным критерием распределения является то, что эта операция должна быть продиктована долгосрочной глобальной потребностью в пополнении уже существующих резервных активов. Решением об общем распределении общая сумма первого распределения составила 9,3 млрд SDR, и это распределение было произведено в 1970–1972 годах, второе распределение (на сумму 12,1 млрд SDR) – в 1979–1981 годах, а третье распределение (на сумму в 161,2 млрд SDR) – 28 августа 2009 года [11, с. 51]. Кроме того, 10 августа 2009 года вступила в силу четвертая поправка к Статьям соглашения, которая предусматривала специальное одноразовое распределение в размере 21,5 млрд SDR. Причина очередной поправки заключается в том, что в то время не все государства – члены МВФ участвовали в данной системе, а именно эта поправка возмещает такое упущение, с тем чтобы всегда соблюдался принцип справедливости. При этом учитывалось и то обстоятельство, что все новые участники (начиная с 1981 года), составляющие более 20 % от общего числа участников, ни разу не получали распределения SDR до 2009 года [11, с. 52].


В итоге вместе взятые общие распределения составляют 204,1 млрд SDR (эквивалентно приблизительно 285 млрд. долларов США) [21]. SDR могут обмениваться на свободно используемые валюты.

Далее рассмотрим механизм использования SDR. Каждая страна, которая включает SDR в состав своих официальных резервов, имеет три пути их использования:

1. Получение конвертируемой валюты для разрешения всех вопросов по обязательствам пассива платежного баланса. Данный путь использования заключается в том, что страна-участница, которой требуется конвертируемая валюта, по указанию МВФ совершает перевод определенной суммы SDR со своего счета в МВФ на аналогичный счет второй страны в обмен на нужную первой стране валюту. Фондом определен список стран-доноров, которые обязаны принять SDR, соответственно такими странами являются те, у которых есть активный платежный баланс. Существует и другой способ, он применяется, когда МВФ не назначает кредитора. В этом случае валюту можно получить по договоренности между странами – членами МВФ. Но этот способ имеет свои ограничения:

а) страна-донор имеет право отказать в обмене, если переводимые средства SDR превышают двукратный объем своей квоты SDR;

б) в свою очередь страна, которая расходует SDR, должна следить за остатком средств по этому счету, так как он не может быть менее 15 % [19].

2. Операции с МВФ: выплата комиссионных, погашение в SDR полученных ранее в иностранных валютах кредитов в Фонд, при выкупе у них собственной валюты.

3. Заключение двусторонних соглашений с другими странами – участницами МВФ [19].

Использование и накопление SDR имеют свою стоимость, т. е. операции по SDR носят платный характер. Страны-кредиторы, накапливающие SDR, получают проценты с суммы, превышающей квоту SDR. Страны-должники, обменивающие SDR на валюту, уплачивают проценты с использованной суммы SDR. На сегодня это самый низкий уровень оплаты привлекаемых ресурсов, доступный лишь наиболее платежеспособным странам [4, с 76].

Таким образом, в настоящей главе работы рассмотрены сущность, история формирования и развития специальных прав заимствования, а также особенности распределения SDR странами – участниками Международного валютного фонда, механизм их использования. По результатам данного исследования мы пришли к выводу, что SDR представляют собой международный резервный актив, они дополняют официальные резервы его государств-членов. SDR играет роль дополнительной ликвидности, необходимой для регулирования сальдо платёжных балансов стран-членов фонда, для покрытия дефицита их платежных балансов, а также в качестве международных резервов и выполнения расчётов по кредитам МВФ. Все эти операции производятся только на межгосударственном уровне или между правительством стран и МВФ.


Использование данных резервных средств безусловно ограничено получением конвертируемой валюты, для разрешения всех вопросов по обязательствам пассива платежного баланса, операциями с МВФ, а также возможностью применять SDR в двусторонних соглашениях с другими странами – участницами МВФ. В то же время несомненно, что SDR являются очень выгодным, практически бессрочным кредитом, который имеет очень низкую ставку, что дает возможность заимствовать требуемую валюту для упрощения расчетов, для урегулирования собственных обязательств. Также отсутствие в наличном обороте упрощает все взаимодействия с МВФ и другими странами – участницами данного фонда.

2. Тенденции и перспективы развития и использования cпециальных прав заимствований

2.1 Динамика структуры и курса SDR

Важным аспектом проблемы реформирования механизма SDR является определение методологии фиксации стоимости единицы SDR. После распада Бреттонвудской системы в 1973 г. эта стоимость стала определяться на базе корзины валют. Она рассчитывается как совокупная средневзвешенная стоимость выраженных в долларах США определенных сумм каждой из валют корзины и устанавливается на основе обменных курсов, которые ежедневно котируются в полдень на Лондонской бирже.

Согласно методу оценки стоимости SDR, который действовал с 1978 г., структура валютной корзины пересматривается Исполнительным советом каждые пять лет или ранее, если МВФ приходит к выводу о том, что изменившиеся условия требуют более раннего пересмотра, с тем чтобы обеспечить отражение ею произошедших изменений относительного значения включенных в корзину SDR валют в мировой торговой и финансовой системе [6].

До появления евро в 1981 году курс был привязан к корзине из пяти валют в другом составе: доллара США, немецкой марки, французского франка, иены и фунта стерлингов. Изначально выпущенные SDR представляли собой условные единицы с золотым содержанием в 0,888671 г, что соответствовало золотому содержанию доллара США в момент введения SDR в 1970 году [4, с. 31]. Поэтому соотношение между SDR и долларом США было равно 1:1, менялось оно в результате двух девальваций американской валюты в 1971 году (1 XDR = 1,0857 USD) и в 1973 году (1 XDR = 1,20635 USD). С 1 июля 1974 года курс SDR стал определяться на основе средневзвешенного курса 16 мировых валют [4, с. 32].


С 2000 г. в корзину SDR были включены четыре валюты, а именно: доллар США, евро, фунт стерлингов и японская иена. Стало действовать правило, предусматривающее, что в корзину SDR могут быть включены только такие валюты, которые, во-первых, имеют наиболее высокую стоимость экспорта товаров и услуг за пятилетний период, закончившийся за 12 месяцев до фактической даты пересмотра, и, во-вторых, отнесены МВФ к категории «свободно используемых валют». В Статьях соглашения МВФ (ст. XXX, раздел <f>) «свободно используемая валюта» определяется как валюта, кото-рая (i) действительно широко используется для платежей по международным операциям и (ii) является предметом активной торговли на основных валютных рынках. Концепция свободно используемой валюты относится к фактическому международному использованию валюты и операциям с ней и отличается от того, является ли курс валюты свободно плавающим или является ли она полностью конвертируемой [14].

Это требование было призвано обеспечить, чтобы при оценке стоимостной корзины SDR должным образом принималась в расчет возросшая значимость финансовых операций.

Как было указано ранее, метод стоимостной оценки корзины специальных прав заимствования пересматривается Исполнительным советом каждые пять лет или ранее, если это оправдано развитием ситуации. Цель пересмотра заключается в обеспечении того, чтобы корзина SDR отражала относительную значимость важнейших валют в мировых торговых и финансовых системах в целях повышения привлекательности SDR в качестве резервного актива [16].

30 ноября 2015 г. МВФ завершил очередной пересмотр метода оценки стоимости SDR. В центре работы по этому пересмотру находился вопрос относительно возможности включения в состав корзины SDR китайского юаня. Юань являлся до той поры единственной валютой, которая удовлетворяла критериям, относящимся к экспорту (Китай находился по этому показателю на третьей позиции среди крупнейших стран-экспортеров), но при этом не входила в состав корзины SDR [12, с. 28]. Поэтому очередной пересмотр оценки стоимости SDR был сосредоточен на определении того, удовлетворяет ли юань критерию «свободно используемой валюты».

В данном контексте была принята новая формула для расчета весов валют в корзине SDR. При этом МВФ пошел по пути увеличения доли финансовых переменных по сравнению с относящимися к экспорту показателями, расширения охвата этих переменных и включения операций частного сектора, а также установления фиксированных равных весов для экспорта эмитента валюты, с одной стороны, и сводного финансового показателя – с другой. Последний в равных долях включает: суммарную величину официальных резервов, которые выражены в соответствующей валюте государства – члена Фонда (или валютного союза) и которые хранятся другими органами денежно-кредитного регулирования, не являющимися эмитентами данной валюты; оборот валютного рынка в данной валюте; сумму непогашенных международных банковских обязательств и международных долговых ценных бумаг, выраженных в этой валюте [14].