Файл: Разработка годового финансового плана предприятия (Задачи и основные этапы финансового планирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время финансовый план предприятия является неотъемлемой частью бизнес планирования. Это основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются немаловажные задачи, такие как: оптимизация структуры капитала, обеспечение финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной выгодности для внешнего и внутреннего рынков.

В процессе формирования годового финансового пана фирмы основной задачей является обеспечение денежными средствами всех направлений и функций деятельности предприятия.

Управление финансами имеет несколько разновидностей: долгосрочное, текущее и оперативное планирование. Долгосрочное планирование – это глобальные планы предприятия, планы генерального развития, которые позволяют контролировать и направлять долгосрочные перспективы фирмы. При этом, основной целью текущего планирования является направление предприятия по намеченному плану, проверка и фиксирование контрольных точек, указанных в долгосрочном планировании. Однако, на данный момент на большинстве предприятий рынка, мы можем наблюдать другую, менее эффективную систему планирования - оперативное (реактивное) планирование, которое направлено на краткосрочные тактические планы. Система, напоминающая «лечение симптомов, а не самой болезни». Это объясняется сложным финансовым положением, в котором находятся многие предприятия.

Для осуществления каждого из видов планирования определяются необходимые средства и их источники. Но так как от возникновения непредвиденных обстоятельств, особенно в условиях рыночной экономики, никто не застрахован, то система долгосрочного планирования, т.е. годового планирования, предусматривает возможности решения вновь возникающих задач. В составлении расчета на несколько лет (минимум на год) вперед, есть немаловажное преимущество, т.к. при уже имеющемся плане легко скорректировать работу предприятия при возникновении не учтенного варианта развития событий.

При разработке финансового плана должны быть соблюдены общие принципы планирования, сложившиеся как в нашей, так и в зарубежной хозяйственной практике. Поэтому непременными принципами финансового планирования должны быть:

- Реальность и обоснованность, соответствие потребностей – возможностям фирмы, соотношение которых как раз и достигается при разработке финансового плана

- Непрерывность, т.е. не должно быть периодов, когда предпринимательская деятельность осуществляется без финансового плана.


- Гибкость и маневренность, т.е. несмотря на то, что финансовое планирование должно быть не реактивным, в то же план должен обладать определенным запасом финансовой эластичности для быстрого и эффективного реагирования на изменяющиеся условия предпринимательской деятельности.

  1. Теоретические аспекты финансового планирования

Теория финансового планирования на рынке – сущность, роль, задачи

Финансовое планирование определяет пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом, финансовый план представляет собой программу того, что должно быть сделано в будущем. Предвидеть – значит управлять, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской деятельности и управления фирмой является планирование, в том числе и финансовое. Цели финансового планирования компании зависят от результатов, которые хочет получить предприятие по итогам прошедшего плана, например, максимизация прибыли, минимизация издержек, улучшение показателей предприятия по итогам года и т.д. Каждый управленец, независимо от своих интересов, должен быть знаком с механизмами, методами и видами финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности. Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников и факторов, которые могут повлиять на деятельности организации. Как основное определение «планирования» можно выделить следующее понятие - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. Есть несколько методик установления целей, но наиболее эффективном (как показывает практика) является метод «дерево целей». Где руководство организации может самостоятельно разработать структуру целей и планов развития фирмы, опираясь на значимость или важность цели, сроки ее исполнения, затратность и другие факторы. При построении «дерева целей» в конечном итоге можно увидеть желаемый или возможный результат развития организации, при этом не будем забывать о том, что любое планирование должно быть «гибким», для изменения, в случае необходимости, одного или нескольких пунктов в матрице.


Финансовое планирование решает следующие задачи:

- проверяет соотношение установленных целей и их осуществимость;

- обеспечивает эффективное взаимодействие разных подразделений предприятия;

- анализирует различные сценарии развития предприятия и, соответственно, объемы затрат, и способы их окупаемости;

- определяет программу мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных условий;

- осуществляет контроль за финансовым состоянием фирмы.

- формирование гарантий, обязательств предприятия перед установленным бюджетом фирмы, отраслью, различными фондами и другими организациями, взаимодействующими с предприятием.

Необходимость составления планов определяется многими причинами. Наиболее значимые из них: неопределенность будущего; план- это координация действий; оптимизация экономических последствий.

Действительно, если бы будущее компании было абсолютно предопределенным, не было бы нужды постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда видно, что главная цель составления любого плана - не определение точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозможно в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений некоторого "коридора", в границах которого может варьировать тот или иной показатель.

Смысл координирующей роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет компании работать без существенных сбоев. Эта роль особенно проявляется в крупных компаниях, имеющих сложную структуру управления, а также в компаниях, активно использующих систему поставки сырья, услуг, продукции и т.д. "точно в срок".

Последняя причина необходимости составления планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на его преодоление. Вероятность наступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осуществляется по плану; кроме того, и негативные финансовые последствия менее значительны.

Процесс формирования финансовой стратегии должен проходить ряд этапов, к которым относится:

1. определение общего периода его формирования;

2. формирование стратегических целей финансовой деятельности;

3. конкретизация показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации;

4. оценка разработанной финансовой стратегии.


Определение общего периода формирования финансовой стратегии зависит от предсказуемости развития экономики в целом и структуры рынка. В современных условиях рекомендованные сроки формирование финансовой стратегии колеблются от двух до четырех лет.

В качестве главных целей финансовой деятельности выделяют максимизацию прибыли предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости, обеспечение инвестиционной привлекательности и повышение рыночной стоимости предприятия. Очень важно сформулировать важные цели четко и кратко, отразить каждую из целей в конкретных финансовых показателях.

Оценка эффективности финансовой стратегии может проводиться по таким параметрам, как внутренняя сбалансированность финансовой стратегии; согласованность ее с внешней средой (экономикой страны, конъюнктурой финансового рынка и т.д.); приемлемость уровня финансовых рисков; результативность финансовой стратегии, выраженная в рассчитанных финансовых коэффициентах. Для выполнения поставленных перед предприятием целей в плане возможно использование одновременно нескольких видов финансового планирования.

Виды финансового планирования

Как уже описывалось ранее весь процесс планирования финансовой части предприятия делится на несколько основных видов:

- Планирование в зависимости от рассматриваемого временного промежутка

- Планирование в зависимости от масштабов поставленных целей

- Планирование по используемым моделям

Более наглядно классификация видов финансового планирования изображена на схеме1.

Схема1. Классификация видов финансового планирования

Финансовое планирование

Планирование по временному промежутку

Планирование по используемым методам

Разработка финансовой части бизнес-плана

Долгосрочное

Бюджетирование

Среднесрочное

Составление прогнозных финансовых документов

Краткосрочное

Планирование по масштабам поставленных целей

Стратегическое

Тактическое

Оперативное

При этом важно понимать, что все виды имеют свои цели и задачи, они полноценно могут и должны использоваться на предприятии единовременно и грамотно в зависимости от необходимого конечного результата.

Планирование по временному промежутку делится на три подвида, вид планирования в данном разрезе выбирается в зависимости от срока поставленной цели.


Долгосрочное финансовое планирование проводится с целью выполнения обеспечения финансовых мероприятий и выплат, предусмотренных различными планами и программами, а также финансовыми ресурсами, необходимыми для их претворения в жизнь. Другими словами, задача состоит в выяснении осуществимости планов и программ, наличия средств для их реализации и возможности их получения за счет предполагаемых источников. Долгосрочный план, в зависимости от планов и размеров предприятия, по временным рамкам может варьироваться от пяти до десяти лет. Иначе, долгосрочное финансовое планирование - это не поиск единственного оптимального плана, а процесс нахождения пути, обеспечивающего продвижение к поставленным целям при сохранении финансовой устойчивости предприятия.

В свою очередь среднесрочное планирование уже разграничивает контрольные точки, определенные в долгосрочном плане. Оно рассчитывается на более короткий период, например, до недавнего времени рамки среднесрочного планирования равнялись ориентировочно пяти годам. Однако постоянные изменения внешней среды сократили этот срок с пяти до трех лет, и пятилетние планы по этой причине перешли в разряд долгосрочных.

Краткосрочное планирование – это обычно годичные планы, реже- двухгодичные. Краткосрочные планы включают конкретные способы использования ресурсов, необходимых для достижения целей, определенных в среднесрочных и долгосрочных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам. Долгосрочные и среднесрочные планы не противоречат друг другу, так как увязываются между собой.

По «широте» поставленных целей определяют – стратегическое, тактическое и оперативное планирование.

Стратегическое планирование – процесс выбора долговременных целей организации и наилучшего способа их достижения. Стратегическое финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, это главная форма реализации целей предприятия. Данный вид планирования правомерно трактовать как систему всего многообразия видов финансовой деятельности на предприятии. Оно обобщает долгосрочное, среднесрочное, годовое, оперативное, функциональное планирования. Основная смысловая нагрузка в стратегическом финансовом планировании, безусловно возлагается на определение перспективы. Вот почему стратегическое финансовое планирование часто трактуется как процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития.