Файл: Проблема развития социальной группы (Сущность понятия малых и больших групп и их развития).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Проблема развития социальной группы
1.1 Понятие и классификация социальных групп
1.2 Проблема развития социальной группы
Глава 2 С понятия и больших и их развития
Глава 3 Эмпирическое исследование проблем развития социальных групп
3.1 Анализ уровня развития группы и ролевой дифференциации
3.2 Анализ социально-психологического климата, соотношений УРГ с СПК и РД
Самое главное с точки зрения социологического подхода, - отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много.
Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного.
Из второй и главы можно сделать вывод что, чаще всего малые группы в своей постоянной деятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в этой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. В этой группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений.
Когда человек выполняя различные социальные функции, он является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Для личности это имеет два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та "равнодействующая" этих групповых влияний, которая и определит содержание сознания личности.
Больших групп характерны по таким общим признакам как традиции, обычаи, нравы, язык. В характеристику большой группы как образ жизни, включат особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Большие групп рационализирована в такой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распаду.
В социально-психологическом анализе группы проявляется и рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждому ее члену идентифицировать себя с группой.
Каждая группа значима для личности, прежде всего в том, что группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.
Третья часть курсовой заключалась в эмпирической проверке выдвинутых гипотез.
- Существует взаимосвязь между высоким уровнем развития группы и решением сложных задач;
- Группы со средним уровнем ролевой дифференциации эффективнее решают простые задачи;
Полученные результаты способствуют решению важной задачи по повышению групповой эффективности малых групп в различных организациях.
Список использованных источников
- Гавреева Г.С. Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы. М.: ГУУ, 2008.
- Галасюк И. Н. Психологические аспекты создания команды в организации. Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. №4. 2009.
- Галкина Т.П. Социология управления: от группе к команде. М.: Финансы и статистика. 2003.
- Гарифулин Р.Р. Психология креативности и исскусства. М. 2004.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Психология мышления. М.: АСТ. 2008.
- Грановская P.M., Крижанская К.С. Творчество и преодоление стереотипов.— СПб., 1994.
- Гриценко В.В. Социально-психологический практикум. Балашов: Николаев. 2004.
- Десев Л. Психология малых групп. М.: Прогресс. 1997.
- Донцов А.И. Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл. 1997.
- Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность. Психологический журнал, 1994, №4.
- Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический проект. 2003.
- Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований. Психологический журнал. Том 32. №1. 2011.
- Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер. 2009.
- Калошина И.П. Психология творческой деятельности. М: ЮНИТИ-ДАНА. 2003 г.
- Клецина И.С. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер. 2008.
- Козлов В.В. Психология творчества. М.: Гала. – 2009 г.
- Козырева А.Ю. Психология и педагогика творчества. М.: Просвещение. 1993
- Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой. М.: Аспект Пресс. 2001
- Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Издательство политической литературы. 1976.
- Марковская И.М. Социальная психология. Челябинск: ЮУрГУ. 2000.
- Матейко А. Условия творческого труда. М.: Мир. 1970.
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. №6. 1985.
- Мошенко А.В. Социальная психология. М.: РАН. 1998.
- Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер. 2005.
- Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. М.: Знание. 1982.
- Обуховский К.А. Психология влечений человека. М.: Прогресс. 1991.
- Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер. 2001.
- Пелевина И.М. Детерминанты эффективного командного взаимодействия в организации. Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. №4. 2009.
- Петровский А. В. Коллектив / Общая психология. – М.: Академия, 1986.
- Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.:Прогресс. 1986.
- Пономарев В.Я. Исследование проблем психологии творчества М.: Наука, 1983.
- Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надежности малых групп в различных условиях. Автореф. дис. … докт. психол. наук. Курск. 2008.
- Сидоренков А.В. Малые группы и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория. Ростов н/Д: ЮФУ. 2010.
- Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности. М.: РГБ. 2002.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. Ростов н/Д: Феникс. 2006.
- Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука. 1975.
- Фоломеева Т.В. Социальная психология. Практикум. М.: Аспект пресс. 2006.
- Фролов Б.А. Коллектив и мотивация творчества. М.: Наука. 1997.
- Хасина П.Л. Ролевой состав команды и динамика ее эффективности. Автореф. дисс. … канд. пс.н. Москва. 2011.
- Цхай И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва. 2000.
- Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества. М.: Наука. 1971.