Файл: Проблема развития социальной группы (Сущность понятия малых и больших групп и их развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сознательно-регуляционный психологии социальных – общественное , а импульсивно-регуляционный – массовидные .

Общественное – духовная жизнедеятельности , обобщенное объективных его существования, типа бытия, духовных и общесоциальных .

Можно идеологический и уровни сознания.

сознание – духовно-опосредствованных, отношений к миру и себе, в процессе социума. сознание общественное , определяется им и на него.

общественного – массовое . Оно всегда уже сознания, за его остаются формы освоения (научные, и эстетические ).

Массовое характеризуется , противоречивостью, динамичностью и . Его содержание массовым , общедоступными . Взаимодействуя с культурой, оно массовые стереотипы. сознанию общественное и общественное , выступающие в непосредственных массовых поведения.

мнение – массового , вызванное различных слоев к определенным . [2, c.147]

общественного обусловлено интереса к , дискуссионным .

По структуре мнение быть (от греч. mónos – ) и плюралистичным (). Возникая на уровнях сознания (в , идеологии, сознании), оно быть и неадекватным , содержать и иллюзорные .

Адекватность мнения от развитости в демократических , его политиче культуры. В обществах мнение – действующий социального , обеспечения его развития.

настроение – характеристика общественной , влияющая на поведение ; определенное чувств и в больших группах, социально-политических .[12, c.202]

По освоения различаются и обыденное сознание.

форма регуляции, на прошлом этноса, – . Обычаи и как нормы , и как форма контроля, они функцию (сакрализации) общественных .

Элементы и культурного , передаваемые из в поколение в социальных , называются . Традиции быть положительными и , реакционными.[17, с.

Вывод:

Из материала выяснить, что для долговременных групп такие признаки,  нравы, , традиции, . Их существование наличием общественной , которая на протяжении исторического , передаваясь от к поколению. На основе такая характеристика группы как жизни, особую потребностей, , ценностей, стереотипов, а специфических общения, . Соответственно так называемая психология, выступает по к отдельному как некая реальность, за пределы его и воздействующая на вместе с объективными жизни.

социальная – количественно не социальная , имеющая ценности, поведения и механизмы (, этнические , производственно-отраслевые и организации)

малой предстоит жизнь. На том, окажется ее , как и посредством будет процесс жизнедеятельности, а какова ее , мы рассмотрим в наиболее подходах к обсуждаемого группового .


Малые представляют как элементарные социальной , в которых ются процессы, механизмы , возникновения , ролевых отношений.

В от выраженности из параметров располагается по своего в континууме, точку занимает , т.е. группа, из незнакомых между собой людей, а полюсами являются коллектив и антиколлектив.

Групповые роли — элемент групповой структуры, тесно примыкающий к двум предыдущим ее измерениям: роль обычно трактуется как динамический аспект статуса, как поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в группе.

Глава 3 Эмпирическое исследование проблем развития социальных групп

3.1 Анализ уровня развития группы и ролевой дифференциации

Эмпирическим объектом исследования выступили команды КВН г. Якутска составом от 3 до 7 человек. Общий объем выборки составил 65 человек (15 команд), Возраст испытуемых: от 18 до 24 лет. Гендерный состав: 51 мужчина и 14 женщин.

Команды условно можно разделить на 3 подгруппы: I – команды, существующие более 3х лет (всего - 20% команд); II – команды, существующие от 1,5 до 3х лет (33%); III – команды, существующие менее 1,5 лет (46%).

Предмет – социально-психологические особенности (уровень развития группы, социально-психологический климат, ролевая структура, а также уровень ценностно-ориентационного единства)

В результате проведенного тестирования, нами были установлены уровни развития групп выборки по методике Л.Г. Почебут «Уровень развития группы».

Результаты исследования представлены на рис.2

Рисунок 2 – Уровень развития малых групп, %

В представленной выборке процентное соотношение получилось следующее: первая подгруппа (53 %) – группы с «достаточно зрелым» уровнем развития, то есть группы, как отмечает автор, способные выполнять поставленные групповые задания. Вторая подгруппа – 33% – отнесли себя к «зрелым», им присуща высокая работоспособность, надежность, сплоченность, слаженность. Оставшиеся 13% - это «недостаточно зрелые» группы по уровню своего развития, то есть группы, не всегда способные эффективно справиться с поставленными задачами.


Отсутствие в выборке групп с «незрелым» уровнем развития, то есть групп, у которых велика вероятность невыполнения поставленной задачи, мы связываем с временем существования команд. Все представленные в выборке команды занимались на момент исследования совместным творчеством как минимум полгода. А из исследований М.А. Новикова мы знаем, что особенностью развития группы является прохождение трех основных стадий: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентаций. Причем на прохождение 2 первых стадий понадобится до 4 недель, а для всех 3 стадий – не более нескольких месяцев. Таким образом, для всех, представленных в выборке групп, данные стадии развития пройдены.

Ролевой состав оценивался членами групп по методике «Групповые роли» Л.Д. Столяренко. В нашем исследовании для нас представлял интерес не ролевой состав как таковой, а уровень ролевой дифференциации (далее - РД), то есть степень выраженности в малых группах ролей в целом. Для определения ролевой дифференциации нами проводился анализ ролей, представленных в каждой команде. Поскольку всего в данной методике выделено 8 командных ролей, то командам присваивались следующие значения, в зависимости от количества представленных ролей:

- «низкий уровень РД» – эту оценку команда получала в том случае, если из 8 ролей в ее составе выражено менее 4, а также, если одну и ту же роль выполняют по 2 и более членов группы;

- «средний уровень РД» - эту оценку получала команда, в которой четко представлены от 4 до 6 ролей, даже в том случае, если одну роль выполняют несколько человек.

- «высокий уровень РД» - оценка, которую получает команда с 7-8 представленными ролями, даже в том случае, если одну роль выполняют несколько членов команды.

В результате проведенного анализа, получились следующие результаты: 66% команд имеют среднюю ролевую дифференциацию и 33% команд – низкую. Команд с высокой ролевой дифференциацией не оказалось (рис 3).

Рисунок 3 – Ролевая дифференциация, %

Следует отметить, что большинство команд нашего исследования количественно уступало заявленному списку ролей (в среднем, 5 членов команды при 8 ролях), выделяемых авторами методики. Но, как отмечает Р.М. Белбин, один член группы способен выполнять в команде более одной роли.

Отсутствие команд с высокой ролевой дифференциацией объясняется спецификой выборки. Творчество команд КВН отличается от совместного творчества тех групп, которые занимаются профессиональной деятельностью. Некоторые роли, такие как «исследователь ресурсов» и «завершитель» оказываются попросту мало востребованными и, судя по результатам исследования, равномерно распределяются между всеми членами группы.


3.2 Анализ социально-психологического климата, соотношений УРГ с СПК и РД

Социально-психологический климат измерялся по опроснику «Изучение психологического климата в группе» А.Н. Лутошкина.

Результаты исследования СПК представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Социально-психологический климат, %

Почти 60 % команд оценивают климат в своей группе как «благоприятный», то есть климат характеризуется доброжелательностью, взаимопониманием, сопереживанием, уважением и поддержкой в группе. 7% (1 команда) – оценивают климат как «неблагоприятный». Такому климату присуща пассивность, конфликтность, пессимистичность и равнодушие. 33% команд относят свой климат к разряду «неустойчиво благоприятного», то есть к промежуточной категории, в которой сочетаются особенности двух предыдущих.

Относительно высокие показатели СПК подтверждает специфика совместной деятельности, ведь, как известно, большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал.

Кроме того, после измерения социально-психологических особенностей выявились следующие закономерности.

В ходе дальнейшего анализа выявились связи между УРГ и СПК (рис. 5). Выяснилось, что у групп, находящиеся на зрелом уровне развития ярко выражен благоприятный СПК (100%), у групп с достаточно зрелым уровнем развития чередуются благоприятный и недостаточно благоприятный СПК (по 50%). У групп, уровень развития которых определен как недостаточнозрелый происходит чередование неблагоприятного и недостаточно благоприятного СПК (по 50%).

Рисунок 5 – Соотношение УРГ и СПК

Коэффициент корреляции Спирмена в количественных данных обнаружил значимые корреляции r=0.771 при р<0.05.

Таким образом, если при «зрелом» УРГ характер СПК благоприятен, то при снижении УРГ показатели СПК перестают быть однозначными.

Объяснить чередование уровней СПК в зависимости от УРГ можно следующим образом: УРГ «Достаточно зрелый» и «Недостаточно зрелый» являются переходными в процессе становления малой группы от «незрелой» к «зрелой». Совместно с УРГ происходит развитие остальных социально-психологических особенностей, в т. ч. и СПК. Именно поэтому наблюдается смешанность в проявлениях СПК при промежуточных показателях УРГ. Мы предполагаем, что однозначно благоприятный или однозначно неблагоприятный климат может проявляться в том случае, если группа строго «незрелая» или строго «зрелая» в своем развитии.


Теперь рассмотрим взаимосвязь между уровнем развития группы и ее ролевой дифференциацией. (Рис. 6)

Рисунок 6 – Соотношение УРГ и РД

Выявилось, что недостаточно зрелым в своем развитии группам присуща низкая ролевая дифференциация (100%), у зрелых и достаточно зрелых в своем развитии групп преимущественно средний уровень РД – в процентах: 80/20 и 75/25 соответственно.

Таким образом, мы наблюдаем резкое снижение уровня РД при переходе от «достаточно зрелого» УРГ к более низким уровням. Данную закономерность можно объяснить следующим образом: некоторые авторы (Б. Такмен, М. Йенсен) включают в понятие «развитие группы» сферу межличностной активности, которая, в свою очередь включает в себя ролевую структуру на более высоких уровнях своего развития. «Зрелые» УРГ подразумевают высокий уровень межличностной активности и при снижении УРГ и происходит резкий спад РД.

Значимых взаимосвязей между ролевой дифференциацией и СПК у групп не выявлено.

Третья часть курсовой заключалась в эмпирической проверке выдвинутых гипотез.

  1. Существует взаимосвязь между высоким уровнем развития группы и решением сложных задач;
  2. Группы со средним уровнем ролевой дифференциации эффективнее решают простые задачи;

Полученные результаты способствуют решению важной задачи по повышению групповой эффективности малых групп в различных организациях.

Заключение

Рассмотрев и изучив проблемы групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важно, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Делая вывод из первой главы под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства.

Иногда понимании термин "группа" употребляется и в психологии, когда, например, в результате тестовых испытаний "конструируется" группа людей, давших показатели в каких-то одних пределах, другая группа - с другими показателями и т.п.