Файл: Проблема развития социальной группы (Сущность понятия малых и больших групп и их развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отличительной чертой первого вида социальных групп среднего масштаба является наличие той или иной программы, плана совместного действия, в осуществление которых включены все члены группы. В такой группе состав индивидов, структура и содержание их совместной деятельности, межличностные отношения, особенности организации определяются целями, во имя которых она создается и функционирует. В ней четко обозначены система управления, способы принятия и осуществления решений и санкций, формализованных коммуникаций. В отличие от этого, второй вид таких групп – территориальные объединения – являются спонтанными групповыми формированиями, объединяющими людей только по признаку их местожительства.

К большим социальным группам относят устойчивые совокупности значительного количества людей, действующие совместно в социально значимых ситуациях и функционирующие в масштабах страны (государства) или их объединений. К ним можно отнести классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические объединения (народность, нация, раса) или демографические объединения (группы мужчин, женщин, молодежи, пенсионеров и т.д.). Принадлежность индивидов к данной разновидности социальных групп определяется на основе определенной совокупности социально значимых признаков – классовая принадлежность, содержание и характер крупномасштабной социальной деятельности, демографические показатели, принадлежность к основным религиозным конфессиям и т.д. Члены этих групп, в силу их многочисленности, могут быть разъединены во времени и в пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом, но, тем не менее, в силу ряда объединяющих факторов, они составляют именно групповую общность. Особое значение имеют те признаки, которые придают группе классовый характер [8, с. 108].

Таким образом, группа – это такое объединение людей, в рамках которого проходит общественно-производственная деятельность людей, это исходная единица организационной структуры общества. Слаженное функционирование групп определяет гармоничное функционирование коллектива предприятия, организации, учреждения и общества в целом. Первичные группы и их системы определяют исходные элементы социальной структуры. При этом они и сами обладают своей собственной структурой и динамикой. Изучение этой структуры представляет собой начальный этап изучения строения и функционирования общества в целом.


1.2 Проблема развития социальной группы

   развития группы не ставилась с выяснить уровни развития, и, , вскрыть различных групповой на каждом из уровней. без такого картина группы не быть . Общее о развитии по характеристике процессов и более анализ, отдельно развитие норм, система отношений. 

на социальную исследование больших групп, на целый ряд . Изучения процессов в группах контрастирует с подобных для исследования, , психологического классов, и других такого . Отсюда рождается , что общность больших не поддается анализу. традиции в исследовании еще укрепляет взгляды. 

По Дилигенского Г.Г., психологии групп не считаться , ибо это не одна из данной , а важнейшая ее .

«Как бы ни велика малых и непосредственно общения в формирования сами по эти группы не исторически социальных , ценностей, ».

Следовательно, эти и содержательные общественной возникают на исторического . 

Основное для понимания элементов психологии и массовые процессы и .

Непосредственные , задающие строй характеристик групп : характер изменений, , непосредственное в революционных , сложные формирования мнения.

развития группы:

  1. группа - в ней опосредуются не групповой , а только и антипатиями. 
  2. - группа, в взаимоотношения только значимыми . 
  3. Корпорация - опосредуются значимыми, но по своим содержанием деятельности. 
  4. - взаимодействия личностно и общественно содержанием деятель (бригада, , расчет) [25, .101]

Вывод:

образом, по главы под понимается существующее , в котором собраны , объединены общим , разновидностью деятельности или ены в какие-то условия, (также в процессе их ), определенным осознают принадлежность к образованию ( мера и осознания быть различными).

развития группы не ставилась с выяснить уровни развития, и, , вскрыть различных групповой на каждом из уровней: группа, , коллектив и .

Глава 2 С понятия и больших и их развития

2.1 Пе малой и групп

В литературе множество малой , оказывающих влияние на ее и деятельность в . В частности К. исследовалась динамика и ее : феномен давления, и его стилей, групповых . Кроме , отечественными и учеными феномен сплоченности как эффективности деятельности. развития была и в работах , вопрос групп был Р. Морленд и .


Нам в нашей хотелось бы ряд характеристик, мнению важно и отражающих групповой в целом и творчества в .

Г.М. Андреева в трудах на то, что группы, на разных развития обладать эффективностью при различных по и трудности . А под эффективностью понимает сложения слагаемых: и удовлетворенности.

В очередь Р.М. отмечает, что тивные состоят из , роли различны и ляются определенных способностей и лич качеств. Р. М. исследовал и пришел к ду о необходимости ролей, сам в последствие и .

Таким , перед вырисовывается схема, с которой наглядно составляющие (рис.1).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Удовлетворенность

Продуктивность

1 – Эффективность

Данная справедлива для деятельности , но не является , будет ли она , когда идет про вид групповой – групповое . Для того утверждать о подобной для процессов творчества осуществить проверку. того, внести , что же понимается под развития , ролевым , что можно продуктивностью, а что – .

Большая группа не ограниченная общность, устойчивые , нормы и социально-регулятивные (партии, группы, и общественные ).[11, с.107]

Большие структурно-функционально . Их не следует с массовыми (молодежь, , мужчины, , профессиональные ).

Большая характеризуется психическим , имеет психологию.

В большой формируются сознание (, классовое, ), система идеалов, ориентации, предпочтений. Эти факторы влияют на соответствующего личности – представителей , партии, и т. п. Эти личности носителями установок и , внушенных поведения.

массовой больших формируют мнение – устремления и ; ведут , побуждая группы к ценностным и действиям.

социальной является благо. общественного введено ("Политика"); оно из идеи , социального в достижении значимых целей, благополучие .

Уровень ориентации руководства определяется ее на обеспечение блага. с общесоциальными существуют больших групп.

многообразия социальных две из них являются исторического – этнические и классы.

группа, или (от греч. é – племя, ) – исторически на определенной устойчивая общность, стабильными культуры, , психического , поведенческих , сознанием единства и от других образований. группы культурной , обладают самосознанием, которого – об общности всех данного , о совместном опыте . На высшей развития этносы устойчивую целостность – (от лат. natio – ).

В психологии общностей психический этноса, его , темперамент, , обычаи, этнические () чувства.

В этноса этническая мира – мировоззренческая , определяющая его взаимодействия со , готовность явления и межэтнической определенным , стереотипировано, в предвзятых о психических других общностей. На этих возникают поведенческие , ведущие в случаях к конфликтам, социальных по этническому .


Источником конфликтов в случаев не этнические, а и политические

При этом затрудняется межэтнических . Это урегулирование лишь при удовлетворении интересов сторон, при позиции лидеров, значимости межэтнического .

В системе производства общественные (от лат. classis – ).

Существование классов общественным труда, социальных , вычленением и исполнительской .

Различие классами в их образе , социально-психологическом , типичных поведения. с этим группы в единый и несут в общие того или общества, на принципе партнерства социальных .

Субъектами вне группового являются и масса.

– большая людей, общие интересы, единой регуляции на общих объектов (участники , демонстрации, лекции, культурных ). Различные явления вызвать ее регуляцию на психического .

Масса – большого людей, аморфное , не имеющих непосредственных , но объединенных устойчивыми . В массе специфические явления: , субкультура, ажиотаж и др.

выступает в субъекта политических и движений, различных массовой , потребителем массовой . Массовые образуются на уровнях иерархии и значительным (массы и малые, и ситуативные, и дисперсионные) [4, c.

2.2 Развитие и большой

Возникшей группе дальнейшая . На том, каким ее течение, как и чего разворачиваться групповой , а также ее этапность, мы в нескольких интересных к анализу аспекта функционирования.

из них – стратометрическая Петровского. Им предложены два построения типологии :

- степень межличностных в группе совместной ;

- общественная последней, т.е. ее позитивности - с точки общественного .

В зависимости от критериев, группы как движение в континууме, и отрицательным которого соответственно (высокие показатели по критериям) и (высокий показатель по и высокий показатель по критериям). В точке располагается так диффузная (общность, в практически совместная ), а промежуточное между группой и и отрицательным континуума соответственно и асоциальная , т.е. группы с степенью межличностных совместной [2, с.143].

следует параметрический к исследованию , разработанный Л. И. . В основу положено о социально-психологических группы — критериях ее как коллектива. К их Л. И. Уманский, в , относит: (а) нравственной группы - единство ее , мотивов, ориентации; (б) единство ; (в) групповую в сфере совместной ; (г) психологическое - интеллектуальную, 2, волевую , характеризующую процесс познания и в группе, контакты характера, и надежность в экстрем ситуациях [2, .155].


В зависимости от каждого из группа по степени развития в , срединную которого группа-конгломерат, т.е. , состоящая из между людей, а являются и антиколлектив.

Из концепций развития отметить или двухфакторную Б. Такмена [3, .101]. Б. Такмен динамику процесса, из учета , в которых группа, а : наличия сфер, или , групповой — деловой ( групповой ) и межличностной ( групповой ), а также группы в последовательности , т.е. в соответствующей .

Синтезируя множества , пусть и отличающихся от друга, вычленить и заключить то, что развития – совокупность и разнообразных параметров, как работоспособность, , сплоченность, , оказывающая на все сферы данной .

Групповые — элемент структуры, примыкающий к предыдущим ее : роль трактуется как аспект , как поведение, от лица, определенную в группе.

из первых роли изучать Р. М. . Он считает, что отражается в том, роли участники. , по его мнению, тивные состоят из , роли различны и ляются определенных способностей и лич качеств. Р. М. исследовал и пришел к ду о необходимости ролей, как генератор , исследователь , координатор, , контроллер и т.д.

роль для успеха в целом, участники исполнять несколько . Как отмечает , бывает, что в есть ролей и одни чаще , чем другие. с тем не все столь совме: например, «души» и контролера-оценщика.

, предложенные Р. М. , можно в четыре функции:

- внутри .

-Выполнение .

-Внутреннее команды.

- с людьми и вне команды.

команды в степени от того, командные сотрудники выше интересов [2, с.199].

сказать о разрушительных в командной : это руководитель ; саботажник, щий на особом ; сибарит; ; «несчастный»; «ненный по ». Важно, члены могли для себя не конструктивные роли, они лично исполнять.

того, отметить, что так называемые наборы, то роли, типичные и встречающиеся в от специфики группы.

, чаще малые в своей по деятельности не на конечную цель, в то как деятельность групп в такой , что потеря чаще приводит к их . Кроме , в малой группе значение такое контроля и совместной , как групповое .

Исследователи, критерии и комплектования групп, , что нельзя на только характеристик совместной прогнозировать их групповой . «Общество не из индивидов а сумму тех и отклонений, в эти индивиды друг к »

Малые представляют как элементарные социальной , в которых ются процессы, механизмы , возникновения , ролевых отношений.

Все процессы в той или мере макросоциальными .

Общесоциальные , ценности, и установки на макросоциальном . Эти процессы психологию социальных .